Урок по физике для 7 класса «Плотность вещества»
Урок физики в 7-м классе
по теме
«Плотность вещества»
МОУ: СОШ п. Выкатной
Учитель физики Седунова М.И.
Цели урока:
1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; выяснить физический смысл плотности.
2) воспитывающая: воспитание самостоятельности учащихся, любви к физике.
3) развивающая: развитие исследовательских качеств учащихся
Оборудование: На каждом столе приготовлены: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, воздушный шар, кроссворд, качественные задачи в рисунках, магниты.
Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»
Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.)
Ход урока:
Вступительное слово Учителя: Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи. А тему урока вы узнаете, если расшифруете ребус.
После того, как учащимися расшифрован ребус, тема урока записывается в тетрадь.
А исследовать мы будем зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа.
Процесс научного творчества состоит из звеньев (написано на доске):
Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем. Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению.
Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,- советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету.
После этого учитель создает проблемную ситуацию следующим образом. На столе учителя рычажные весы, и различные тела.
1, Задаю вопрос: Нарушится ли равновесие весов, если на них поместить тела одинаковой формы и одинакового размера, но из разных веществ.
Предложенные варианты ответов проверяются экспериментально, и учащимся предлагается дать объяснение.
На другие рычажные весы помещаются тела одинаковой формы и массы, равновесия весов не нарушено, но учащиеся обращают внимание на то, что размеры тел разные, и опять предлагается объяснить данную демонстрацию. Учащиеся пытаются объяснить.
Учитель обращает внимание учеников на то, что имеющихся у них знаний не достаточно для объяснения данных демонстраций, поэтому на данном уроке необходимо перед собой поставить следующие цели:
выяснить чем отличаются друг от друга тела, сделанные из разных веществ?
какую физическую величину называют плотностью тела?
каков физический смысл понятия “плотность”?
как обозначается плотность тела, и в каких единицах она измеряется.
от каких величин зависит плотность тела.
экспериментальным путем определить плотность тела и на основе полученных знаний объяснить увиденный эксперимент.
Дальше идет работа в группах. Учащиеся работают с вопросами 1 этапа, обсуждают в группах, затем один представитель от группы отвечает на вопрос, учащиеся слушают ответ, и при необходимости дополняют или исправляют.
Вопросы 1 этапа.
Какую физическую величину называют массой?
Как обозначается масса тела, и в каких единицах она измеряется в системе СИ?
Какие ещё единицы массы Вы знаете кроме кг.?
Какой буквой обозначается объем тела?
В каких единицах измеряется объем тела в системе СИ, и какова связь между м3 и см3
Как связаны между собой кг. и г.
Правила взвешивания.
Как найти объем тела. Если известна ширина, длина и высота тела, записать формулу.
После повторения ранее изученного материала учитель обращает внимание учеников, что можно переходить к вопросам II этапа. Группы работают с книгой по вопросам II этапа, отвечают устно на поставленные вопросы и делают выводы.
Вопросы II этапа (теоретические задания)
Найти в § 21 учебника определение, какую физическую величину называют плотностью? Записать в тетрадь
Как обозначается плотность вещества?
Найти в § 21 учебника формулу по которой можно определить плотность.
Найти в § 21 учебника в каких единицах в системе СИ измеряют плотность, и какие еще существуют единицы измерения плотности
Рассмотрим таблицы в учебнике. Рассмотрим таблицы в учебнике Внимательно изучите таблицу № 2 на стр. 50 учебника и ответьте на вопрос: Три кубика: из мрамора, льда и латуни имеют одинаковый объем. Какой из них имеет наименьшую массу, какой наибольшую? Почему?
Изучив таблицу 2 на стр. 50 учебника, ответьте: Какое из двух тел, массой 2 кг каждое, имеет больший объем: фарфоровое или железное? Почему?
Плотность жидкого кислорода 1140 кг/м3. Что означает это число.
Чему равна плотность мрамора? Стали?
Что показывает это число?
Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? Наименьшую плотность?
Плотность вещества 2300 кг/м3. Какое это вещество?
Каковы плотности воды? Воздуха?
15. Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие?
(Записать в тетрадь: Плотность данного вещества зависит от1) агрегатного состояния: ств>сж>сг ;2) от температуры.) Прочитайте замечание под таблицей. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление?
Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3 молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается)
После обсуждения этих вопросов делаем следующие выводы, т.е. 3 этап логической цепочки закончился:
Плотность вещества показывает, какая масса вещества заключена в единице объема.
Плотность обозначается буквой , измеряется в кг/м3
Объем тела будет зависеть от массы и плотности вещества.
Плотность зависит от агрегатного состояния вещества: твердое вещество жидкость газы
Плотность рассчитывается по формуле:
Учитель подчеркивает, что пока это только гипотеза, которую необходимо проверить экспериментально.
Учащимся предлагается определить плотность брусков, имеющихся у них на столах. Один ученик выходит к столу учителя и выполняет работу, при этом сначала обсуждаем с учащимися, как мы будем определять плотность, т.е.
измерив размеры бруска, определяем объем бруска в (м3)
измеряем на весах массу бруска в (кг)
Рассчитываем плотность бруска по формуле :
Рассчитав плотность бруска сравниваем результат с табличными данными.
Делаем вывод, что в ходе эксперимента наша гипотеза подтвердилась, и теперь у учащихся достаточно знаний, чтобы объяснить что такое плотность вещества.
Вывод - чтобы определить плотность вещества, надо знать массу и объем.
Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3 и в г/ см3?
В тетрадь:
, .
3 этап. Итоги урока.
Что узнали нового на уроке?
Познакомились с новой физической величиной – плотностью. Что такое плотность? Что показывает плотность?
Научились определять плотность по массе тела и объему. Что для этого надо сделать?
Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
Научились определять массу новым способом – по формуле. Как определить массу по плотности?
Научились определять объем по новой формуле. Как определить объем по плотности?
Домашнее задание:
Параграфы № 21,22.
Упражнение 7 (2,5)
Экспериментальная задача: определить массу воздуха в комнате.
Одному ученику подготовить сообщение о плотности воды.
Если осталось время на уроке ознакомить учащихся с интересными фактами и организовать их работу по таблице в учебнике на сир.:
Это интересно!
Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
Плотность крови человека 1050 кг/м3.
Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. (Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела?)
Плотность – замечательная характеристика!
Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.