Статья Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания.


Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания.
(из опыта работы Сливнюк Е.А учителя истории и обществознания I квалификационной категории МБОУ «СОШ №3 г. Щигры Курской области».)
«Добрая школа – это хорошо.Умная школа - это великолепно.Но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.»Д. ДьюиФормирование гражданской идентичности как вида социальной идентичности в единстве с общечеловеческой и этнической идентичностью  я осуществляю в учебной деятельности в рамках  предметов истории и обществознания, во внеурочной деятельности. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, я считаю, являются личностный смысл и ценностный компонент. Инновацией моей педагогической деятельности является включение социального опыта и социальных знаний в педагогическую деятельность, использование современных педагогических технологий для формирования гражданской идентичности. Актуальность инновации обусловлена современными тенденциями образования, связанными с необходимостью реализации задач гражданского воспитания школьников в условиях демократизации общества, повышением требований к качеству образовательного процесса, необходимостью совершенствования процесса гражданского воспитания, обеспечивающего социализацию школьников.
Цели:
формирование российской идентичности, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям;
развитие личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации и позитивной социализации;
формирование позитивного опыта применения полученных знаний для решения задач в области социальных отношений, гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий. 
Задачи:
использовать в учебной деятельности формы и методы работы, формирующие гражданскую идентичность и позитивную социализацию;
организовать внеклассную деятельность по предметам, направленную на формирование идентичности человека как гражданина своей страны;
обеспечить условия для воспитания гражданского патриотизма и любви к своей малой Родине, самореализации личности, как в жизненном, так и в профессиональном плане.
В процесс я включены все классы, в которых я работаю. Мотивом моей деятельности является желание воспитать социально активных граждан своей страны, а процесс обучения более интересным, действенным, привлекательным для детей. Для решения этой задачи я использую следующие подходы: личностно-ориентированный, аксиологический, деятельный и интегративно-вариативный.В сфере содержания в программы по истории и обществознанию внесены изменения в соответствии со стандартами нового поколения и с учетом задач формирования гражданской идентичности. Корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли этих курсов в гражданском становлении личности, и, одновременно на отбор содержания, помогающего формировать нравственно-ценностное отношение к окружающему миру, людям, деятельности, самому себе, на усиление практической направленности обучения, следовательно, социализации. Основные принципы модернизации программ: принцип приоритетности обеспечения ценностно-смысловой составляющей; принцип адресности программ, учета региональных условий.
В рамках работы по формированию гражданской идентичности учащихся я разработала и провела открытое общешкольное мероприятии «Моя Родина -Россия» и получила благодарность администрации школы. Инновационные методы работы, которые я применяю на практике были показаны на открытом уроке истории «Герои Краснодона», проведенном в 8 «б» классе в 2014 г. Метод учебного проекта является одним из главных в моей работе, именно этот метод помогает мне формировать гражданскую активность учащихся. В начале учебного года учащиеся делятся на рабочие группы, темы проектов мы разрабатываем совместно. В первом полугодии ребята работают над проектами по истории, во втором-по обществознанию. Проекты защищают на уроках-конференциях, краеведческих конференциях. Так учащимися были разработаны и защищены проекты «История парламентаризма в России», «Боевой путь 132-ой стрелковой дивизии», «Забытая война», «Плакаты гражданской войны», ребята создали электронную энциклопедию военной техники и вооружения, производимого в годы Второй мировой войны. Такой вид деятельности способствует повышению уровня гражданской сознательности, формирует навыки публичного выступления, умения отстаивать и защищать свою точку зрения, развиваются коммуникативные компетенции.
Практическая деятельность на  уроке обществознания в 2014 г в 8 –х классах по теме «Человек. Природа. Общество» вылилась в организацию технологии проектных мастерских, где каждый учащийся сначала формировал собственную точку зрения по данной проблеме, а затем обсуждал её в группе. После обсуждения в группе и диспута в классе ученики формулировали выводы. На конкретных фактах ученики убедились, что природа и общество взаимосвязаны, и что каждый гражданин нашей страны должен беречь и охранять природу. Для усиления воспитательных аспектов урока опиралась на личный опыт учеников, на связь изучаемого материала с жизнью. Такие уроки обогащают впечатления учеников о пребывании в школе, корректируют действия школьников не только со стороны педагога, но и со стороны других людней, а главное помогают формировать гражданскую позицию.Выбирая средства и методы для решения проблем формирования гражданской идентичности учащихся, я использую разноуровневый, индивидуальный, дифференцированный, субъективно-личностный подходы. Стараюсь побуждать желание знать, веру в свои способности, волю и ум,  обеспечиваю способность моих учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Считаю, что создание на уроках ситуации успеха является одной из приоритетных задач. Предоставляю ученикам свободу для принятия решений, творчества, направленные на формирование идентичности человека в условиях полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного государства. Обязательно провожу практические занятия на уроках. В декабре провожу декаду правового просвещения в школе, что способствует повышению правовой грамотности, формируется правовая культура, культура межличностного общения учащихся. Что в свою очередь способствует успешной социализации ребёнка, развиваются социальная, информационная, коммуникативная компетенции.Для достижения положительного результата в формировании гражданской идентичности учащихся провожу интеграцию учебной и внеучебной деятельности. Несколько учебных занятий по истории курского края провела за пределами нашей школы . Смена обстановки позволяет мне активизировать внимание детей, развивает познавательный интерес к истории своей малой Родины, помогает формировать гражданственность и патриотизм. Я включаю в учебное занятие викторины, конкурсы. Моя главная задача – сформировать любовь к своему краю. Для проведения таких уроков я использую следующие виды экскурсий: к историко-краеведческим памятникам, в краеведческий музей школы и города, выездные экскурсии по области. В школьном музее прошли уроки - экскурсии «Как начиналась история нашего края», «герои Афганской войны». Для актуализации знаний учащихся я сначала провожу небольшую викторину, вместе с учениками определяю цель дальнейшей работы, формирую группы, определяю задания для каждой группы. После проведения урока-экскурсии провожу турнир знатоков. Проанализировав проведенные уроки – экскурсии, пришла к выводу, что этот нетрадиционный подход к преподаванию истории позволил сформировать более глубокий интерес к истории свой малой Родины, помог формировать активную гражданскую позицию. Считаю что такие уроки, формируют историческую память подрастающего поколения, формируют их гражданственность.
С целью формирования активной гражданской позиции учащихся, для того, чтобы предоставить ученикам возможность на практике применить полученные знания на уроках истории и обществознания, приобрести некоторый политический опыт, способствовать формированию политической культуры учащихся, я провела в школе День молодого избирателя. Были проведены конкурсы, викторины, игры с целью становления правовой культуры школьников, как будущих избирателей. Особенно эмоциональной была деловая игра «Выборы Президента РФ» 8 «а» и 8 «б» классах. С целью закрепить знания учащихся об основных государственных символах, документах государства и гражданина, помочь учащимся ощутить значимость предстоящего  события – вручения паспорта, воспитания гражданственности и патриотизма провела открытый урок «Я – гражданин России». На этом уроке я использовала  активные технологии обучения. Для учащихся 8 классов проходил Круглый стол, где они говорили о важности и значения Конституции.Учащиеся 6 классов приняли участие в викторине «Юбилей важнейшего документа». Другая группа учащихся 6 классов приняла активное участие в конкурсе «Наши права». Используя знания текстов литературных произведений, школьники определяли, какое право героя нарушено. В организации внеклассной работы в школе, направленной на формирование гражданской идентичности учащихся была организация и реализация проекта –«Герои Отечества». Итогом нашей работы стало проведение праздника - «День героев Отечества", на который были приглашены ветераны и ученики, не участвующие в проекте. Такой праздник способствовал формированию у учеников идеалов самоотверженного и бескорыстного служения Отечеству. 
Анализируя эффективность использованных в моей педагогической деятельности инновационных методов обучения и воспитания , выделяю их преимущества: они помогают научить учащихся активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых ученики не могут не научиться; стимулируют творческие способности учеников; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предметам, но и формируют активную жизненную позицию, гражданскую идентичность. Эффективность апробации используемых методик обучения отслеживаю по уровню развития компетенций, практической деятельности учеников и проявлению гражданской позиции.  Проверка инновационной деятельности показала, что у учащихся формируются  такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие когнитивную основу свободного жизненного выбора, т.е. формируется гражданская идентичность учащихся.В своей системе преподавания я стараюсь, чтобы каждое усилие учащегося было оценено. Я стараюсь производить оценивание не уровня «ученик – весь класс», а уровня «ученик вчера – ученик сегодня». 
Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка.