Пояснительная записка к тематическому планированию курса «Биология. Человек» для 8 класса. Учебник: « Биология. Человек» 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш


Пояснительная записка к тематическому планированию курса
«Биология. Человек» для 8 класса.
Статус документа.
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 8 -го класса «Биология. Человек», разработанной авторским коллективом в составе В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007// ; обязательным минимумом содержания и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре Федерального компонента государственного стандарта общего образования (см. «Сборник нормативных документов Министерства образования РФ. Биология». – М.: Дрофа, 2004); информационно-методическим письмом «О преподавании биологии в 2007-2008 учебном году» Министерства образования ; базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 8 классе 2 час в неделю, всего 70 часов. При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы, а именно – учитель вправе обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучения в пределах выделенного лимита времени. Последовательность изучения тем в планировании не изменена.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: « Биология. Человек» 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Дрофа 2005 г. ФПУ № 1169
Структура рабочей программы.
Рабочая программа по курсу биологии «Биология. Человек» включает следующие разделы: титульный лист, паспорт рабочей программы, пояснительную записку, основное содержание, список литературы, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно – тематическое планирование, перечень контрольных работ (КИМы), контроль за выполнением программы.Общая характеристика предмета.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности: на первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Гуманитарное значение биологии как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научными методами познания, получить объективные знания об окружающей.
Тематическое планирование включает региональный компонент. Часть вопросов регионального компонента носит экологовалеологичесую направленность. Региональный материал диффузно распределён в содержание тем курса, используется для расширения основных базовых компонентов.
Знание биологических законов необходимо для изучения химии, физики, физической географии, ОБЖ, технологии.

Основные цели преподавания предмета биологии направлены на формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умений, навыках и способах деятельности по предмету,
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, приобретение опыта разнообразной деятельности ( индивидуальной и коллективной ) опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной и профессиональной траектории.
Изучение курса «Биология. Человек» в 8 классе направлены на достижение следующих задач :Образовательные: - на базе учебного материала , знаний и умений учащихся предыдущих ступеней обучения продолжить формирование и углубление знаний учащихся о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Развивающие: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, научить методики проведения биологических экспериментов, развивать навыки работы с различными источниками информации, работать над развитием у учащихся познавательного интереса к предмету биология , используя интересные материалы по изучаемым темам, применять различные методы и дидактические приемы, задания, изучать индивидуальные особенности учащихся с целью нахождения подхода к ним и стимулирования интереса к изучаемому предмету, учить учащихся логическому мышлению, развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, к участию, усиление междисциплинарных связей в школьном образовании, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
Воспитательные: воспитание сознательного позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использование полученных знания для сохранения здоровья в повседневной жизни; культуры поведения в природе;
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план устанавливает нормативную продолжительность изучения биологии в 6 классе 2 час в неделю, всего 70 часов.
Основное содержание разделов учебного курса биологии 8 класс (70 часов)
В ВЕДЕНИЕ (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Контрольная работа №1 по основным вопросам предыдущего года обучения.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (56 ч)
ТЕМА 1. Общий обзор организма (1 ч)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
ТЕМА 2. Клеточное строение организма. Ткани (3 ч)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа № 1 « Изучение микропрепаратов тканей».
Т Е М А 3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 ч)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
ТЕМА 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Лабораторная работа № 2 «Микроскопическое строение костей»
Лабораторная работа № 3 «Мышцы человеческого тела»
Лабораторная работа № 4 «Утомление при статистической работе»
Лабораторная работа № 5 «Осанка и плоскостопие»
Контрольная работа № 2 «Опорно – двигательная система»
Демонстрации скелета человека, черепа, костей конечностей, позвонков, приемов первой помощи при травмах.
ТЕМА 5. Внутренняя среда организма (3ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
ТЕМА 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа № 6 «Функции венозных клапанов»
Лабораторная работа № 7 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыт, доказывающий причину появления пульса».
Лабораторная работа № 8 «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку»
Контрольная работа № 3 «Внутренняя среда, кровеносная и лимфатическая системы организма»
Демонстрация моделей сердца человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
ТЕМА 7. Дыхательная система организма (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как Указатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. Чистота атмосферного воздуха как фактора здоровья. Охрана атмосферного воздуха.
Лабораторная работа № 9 «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».
Демонстрация модели гортани, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемов искусственного дыхания.

ТЕМА 8. Пищеварительная система организма (7 ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения, предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал».
Контрольная работа № 4 «Пищеварительная система. Дыхательная система»

ТЕМА 9. Выделительная система (1 ч)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки.
ТЕМА 10. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пиши.
Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем Е-обмена по
результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».
ТЕМА 11. Покровные органы. Теплорегуляция (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Контрольная работа № 5 «Обмен веществ и энергии Выделительная система. Покровные
органы. Теплорегуляция.» ТЕМА 12. Нервная система человека (5 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функции мозжечка».
Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».
Демонстрация модели головного мозга человека.
ТЕМА 13. Анализаторы (4 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторная работа № 14 «Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и
образования нового динамического стереотипа».
ТЕМА 14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторная работа № 15 « Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных
условиях»
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
ТЕМА 15. Железы внутренней секреции (2 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
ТЕМА 16. Индивидуальное развитие организмов (5 ч Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, крепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Репродуктивное здоровье человека. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Обобщающее повторение (3 ч)
Обобщающее повторение
Итоговая контрольная работа № 6.
Подготовка к ЕГЭ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате изучения предмета учащиеся восьмых классов должны:
знать/ понимать
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию человека и млекопитающих животных; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать процессы жизнедеятельности организма человека: рассматривать на готовых микропрепаратах клетки и ткани человеческого организма; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- выявлять изменчивость организма, приспособления организма к среде обитания, типы взаимодействия организма человека с внешней средой;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов организма человека и млекопитающих животных) и делать выводы на основе сравнения;
- определять положение человека в системе органического мира (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации;
- находить в тексте учебника в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики бактериальных, грибковых и вирусных заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;- оказания первой помощи при пищевых отравлении; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Планируемый результат:
А) Познавательный уровень:
- проявлять активный интерес к предмету биология; изучать основы строения и функционирования собственного организма, причины возникновения заболеваний и способы их профилактики; поиск и освоение необходимой информации, сбор и анализ данных.
Б) Логический уровень:
- уметь проводить анализ учебного материала: сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, находить общие закономерности, давать оценку изучаемым явлениям формировать выводы.
В) Воспитательный:
- знать правила здорового образа жизни и соблюдать их;
- осознавать ценность здоровья в жизни человека и нести ответсвенность за собственное здоровье и здоровье будущих потомков.
Список литературы.
Учебно – методический комплекс по биологии.
Закон об образовании РФ
Сборник нормативных документов. Биология
Федеральный компонент государственного стандарта.
Федеральный базисный учебный план.
Примерные программы по биологии.
Обязательный минимум содержания образования.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Учебное пособие для обучающихся:
«Биология. Человек. 8 класс» авторов Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. – М.: Дрофа, 2006 – 2010.
Литература для учителя:
В.Н. Семенцова. Санкт –Петербург Паритет 2003 « Поурочное планирование .8 класс. Технологические карты уроков».
Е.П.Бруновт. « анатомии, физиологии и гигиены человека».
Г.И. Лернер. «Анатомия, физиология и гигиена человека».
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш М. Просвещение 1989 «Основы гигиены и санитарии».
Л. Г. Воронин, Р.Д. Маш, М. Просвещение «Методика проведения опытов по анатомии, физиологии и гигиене человека»
В.С. Анисимов, Е.П. Бруновт М. Просвещение 1987 «Самостоятельные работы по анатомии, физиологии и гигиене человека»
.З. Резников.М. Лист1999 «Зачеты по биологии «Человек и его здоровье».
В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева Волгоград 2001 «Биология, экология, здоровый образ жизни».
Г.И. Куценко, И.Ф. Кононов «Режим дня школьника».
Ю.К. Скрипкин, Е.Д. Марьясин. «Гигиена юноши».
М .Е. Аспиз М. Прсвещение 1987.»Энциклопедический словарь юного биолога» Электронные пособия.
.Биология. Школьный курс ( теория). Практические задания.
Экзаменационные билеты. Терминологический словарь.
Презентации к урокам.

Интернет-материалыHYPERLINK "http://www.gnpbu.ru/"http://www.gnpbu биологическим дисциплинам.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
.ru /
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Литература для учащихся:
Журналы «Биология для школьников».
Биология в таблицах.
Г.И. Куценко, И.Ф. Кононов «Режим дня школьника».
Ю.К. Скрипкин, Е.Д. Марьясин. «Гигиена юноши».
М .Е. Аспиз М. Прсвещение 1987.»Энциклопедический словарь юного биолога»
Интернет-материалыhttp;//interneturok./school/biology
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»