Занятие по математике в старшей группе «На лугу».
Занятие по математике в старшей группе «На лугу».
Цель: Познакомить детей с составом числа (на примере чисел 4 и 5). Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Формировать навыки самостоятельной работы.
Материал: наборное полотно; вырезанные избумаги и раскрашенныеl5 бабочек (4 голубых, 5 желтых, 3 зелёных, 1 разноцветная, 2 оранжевых); 3 кузнечика, жук, божья коровка, муравей, стрекоза, паук; 4 карточки с изображением паутины и паучков.На каждого ребенка - карточка с двумя полосками, геометрические фигуры: 4 квадрата, круг, овал, треугольник, прямоугольник; чистый лист белой бумаги; 10 маленьких, вырезанных из красной бумаги кругов («божьи коровки»).Аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятия:
1) В.: Нас окружают предметы, созданные руками человека. Это рукотворный мир. А есть мир, не созданный человеком, нерукотворный, это мир природы.
(Включает аудиозапись «Звуки природы ».)
Как ведут себя некоторые люди, когда оказываются на природе?
Д.: Они громко разговаривают, могут сломать ветку, сорвать и бросить цветок, разорить муравейник.
В.: Всё притихает вокруг, замолкает. Природа словно отгораживается от них, обижается. Нужно помнить, что люди - частицы природы. Мы будем идти по лесу, по полю, по лугу осторожно и тихо, не тронем мухоморы и муравейники, покажем свое уважение и любовь к животным и растениям. И тогда пропоет нам свою песенку птичка, пролетит совсем рядом стрекоза. А сейчас представим, что мы пришли на сказочную полянку. Какие красивые цветы растут вокруг нас: и ромашки, и клевер, и колокольчики! А что же это за цветок?
Спал цветок - и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся,встрепенулся,
Взвился вверх - и полетел.
2) 2.1 Знакомство с новым материалом.
В.: Правильно, это бабочка. На лугу, кроме бабочек, есть и другие насекомые.
(На наборном nолотне вькладываю 5 бабочек ,жука, кузнечика, божью коровку, мvравья, стрекозу.)
В.: Назовите, кого вы видите на сказочном лугу. (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Насекомые.) Посчитайте, сколько бабочек на лугу. (5.) Сколько других насекомых? (5.) Что можно сказать о количестве бабочек и количестве других насекомых: больше, меньше? (Их поровну.) Как это можно проверить? Правильно, надо разместить бабочек в один ряд, а под ними тоже в ряд – других насекомых. (Располагают насекомых на наборном полотне.)
В.: Из чего составлен первый ряд, первая группа? (Из бабочек.) Из чего составлена вторая группа? (Из стрекозы, кузнечика, божьей коровки, жука, муравья.) Сколько во второй группе стрекоз (1), жуков (1), муравьев (1), кузнечиков (1), божьих коровок (1)? Поровну ли насекомых в первой и второй группах? (Да, поровну.) Сколько же надо взять насекомых, если я назову число 5? Верно, надо взять 5 насекомых. (Убирает изображения насекомых с наборного полотна.)
2.2 Первичное закрепление.
В.: Теперь положите перед собой карточку с двумя полосками. Как можно назвать одним словом квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и круг? (Геометрг-гческие фигуры.) На верхнюю полоску положите 4 квадрата, на нижнюю полоску положите етолько же других геометрических фигур. Сколько квадратов лежит еверху? (4.) Сколько геометрических фигур лежит снизу? (4.) Назовите эти фигуры. (Один прямоугольник, один треугольник, один круг, один ова-z.) Равное ли количество геометрических фигур на карточке сверху и снизу? (Да.) Почему вы так считаете? (Потаму что сверху положены 4 геометрические фигуры квадраты и снизу - 4 геометрические фигуры: прялгоугольник, треугольник, овал, круг.) Сколько надо взять геометрическик фигур, если я назову число 4? Правильно, 4 фигуры.
3) Физминутка.
Давайте отдохнем и поиграем. (Читаю стихотворение З.Е. Агранович и сопровождаю слова действиями. Дети повторяют движения.) Вот какая стрекоза -(Руки в сrпороны.)
Очень круглые глаза. (Круговые движения кулаками на уровне глаз.) Вертится как вертолет: (Руки в стороны, круговое вращение туловища.) Вправо, влево, назад, вперёд. (Руки на иоясе, наклоны в разные стороны.)
4) 4.1 Дидактическое упражнение в ориеитировке на листе бумаги.
В.: Пока мы играли, на луг прилетели бабочки. (Располагаю изображения бабочек на наборнам полотне.) В каком уrлу находится одна бабочка? (В верхнем левом угrту) В каком углу находятся две бабочки? (В нижнем правом.) Сколько бабочек в правом верхнем углу? (4.) В нижнем леRлм? (3.) Где расположились пять бабочек? (В середине листа.) В каком углу сидят голубые бабочки? (В верхнем правом углу.) Где сидят желтые бабочки? (В середине листа.) Где сидят зеленые бабочки? (В нижнем левом углу.) Где разноцветная бабочка? (В верхнем левом углу.)
4.2. После ответов детей на зопросы воспитатель дает каждому ребенку чистый лист белой бумаги, 10 вырезанных из красной бумаги кругов - божьих коровок и пред.nагает расnоложить двух божьих коровок в середине листа, одну божью коровку - в верхнем правом уг.nу т. п.
4.3 Игра «Кто лишиий? »
В.: Теперь насекомые и науки хотят поиграть с вами в игру «Кто лишний?».
(Располагаю на наборном полотне трех бабочек и паука.)
Как вы думаете, кто здесь лишний? (Паук, пvтому что он один, а остальные - бабочки.) (Убираю с наборного полотна изображения паука и бабочек и располагаю трех кузнечиков и стрекозу.) Кто лишний? (Стрекоза, кузнечиков nгри, а она одна.)