Викторина по произведениям А.Л. Барто (110- летию со дня рождения посвящается)
Викторина по стихотворениям А. Барто (110 лет со дня рождения)
Назначение: викторина посвящена 110-летию со дня рождения .Л.Барто и предназначена для детей начальных классов и среднего звена. Данную работу можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.Цель: Расширение представлений детей о творчестве А.Л. Барто.
Задачи: 1.Совершенствовать навыки выразительного чтения.
2.Развивать индивидуальные творческие способности, умение мыслить, правильно отвечать на вопросы по содержанию.
3.Воспитывать интерес к литературному творчеству, любовь к книгам.
Оборудование:
-мультимедиа.
-книжная выставка по произведениям А.Л.Барто.
-грамзапись песен на стихи А.Л.Барто.
Учитель: Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню с детства:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.- Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч.
Агния Львовна Барто — русская поэтесса, писательница, киносценарист, автор популярных стихотворений для детей. Она родилась в г. Москве, в семье врача-ветеринара, получила хорошее домашнее воспитание, которым руководил отец. Занималась в хореографическом училище, мечтала стать балериной, училась в гимназии, где и начала писать стихи.
Первые опубликованные стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка» (1925), ей было 19 лет. Из-под ее пера вышли такие сборники стихов как: «Стихи детям», «Было у бабушки сорок внучат», «Про щенков», «Чудеса», «В школу», «Я расту», «Вовка – добрая душа», «На заставе», «За цветами в зимний лес». Ее стихи переводят на разные языки мира.
Учитель:
Герои стихов А.Барто – мальчишки и девчонки- хозяева своей страны. Героев своих поэтесса не придумывает. Они приходят в книжку из реальной жизни. Приходят такими, какими она увидела их в детском саду, в школе, в семье. Не случайно иные маленькие читатели всерьез считают, что это « про них» написано. Каждым своим стихотворением она поднимает настроение читателя до высоты радости, помогает ему не просто насладиться веселой игрой стиха, но и пробуждает в ребенке доброту, желание самому творить радость для других.
Работа с книжной выставкой
Учитель:
Я предлагаю вам, ребята, вспомнить героев стихотворений А. Барто и ответить на вопросы викторины:
Про кого и из чего?
1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине? (Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости)
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?
(В 1 класс)
6.Какой кружок не посещала болтунья Лида? (Танцевальный кружок)
7.Как звали девочку-рёвушку? (Это Ганя-ревушка)
8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»? (Синего)
9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?
(Утром брату помогала,— он с утра конфеты ел.)
10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,Стояла елка на горе,А возле этой елкиБродили злые волки.)
11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Озера начал повторять и горы на востоке).
12.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня – Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой. )
13.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?
(Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.)
14. О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»?
(Прыгалка-скакалка)
15.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»? (Санитары)
16.Кто из членов семьи был на футболе с Петей? (Бабушка)
17.Как звали девочку, которая вела себя как королева в стихотворении «Королева»? (Королева - в третьем классе, а зовут ее Настасьей).
18.Назовите стихотворения о мамах?
(Разлука. Мама. Мама-болельщица. Мама поет. Разговор с мамой)19.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?
( Павлик: Осрамился наш герой -Девять блинчиков сгорело,А десятый был сырой!)20.Кто из героев стихотворения так говорил: « А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!» ( Лида)
Учитель: Никто не умеет смеяться так, как дети. Но никто не умеет, и расстраиваться так, как они. Уж если смеяться, то звонче всех, прыгают от радости чуть не до потолка, хлопают в ладоши. Но уж если горе, то переживают – сильнее некуда, льют слезы в три ручья. Агния Барто близко к сердцу принимает все, что происходит в душе ребенка. Стихи поэтессы наполнены радостью. Радуется она солнечно, неудержимо, озорно. Так умеют радоваться только дети. И как не радоваться - ведь в жизни хороших людей значительно больше, чем плохих. Шутливое слово, добрая и нежная улыбка не мешает Агнии Барто быть озабоченной. Ведь шутка может рассеять грусть, излечить горе. Дети легко переключаются с грустного настроения на веселое – стоит лишь подбодрить их, рассмешить забавным рассказом. Агния Барто отлично понимает эту особенность детской натуры.
Человеку бывает горько, если в трудную минуту он остается один, без друзей и товарищей. Стихи Агнии Львовны развивают в юном читателе стремление к добру и справедливости, чувство ответственности за все, что происходит вокруг.
Расул Гамзатов, народный поэт Дагестана, писатель, сказал о Агнии Львовне: «Она всегда идет на встречу одному поколению, провожая другое».
И хорошо, что книги Агнии Львовны Барто будут читать до тех пор, пока рождаются дети.
ПРИЛОЖЕНИЕ
БлинчикиВсюду Павлику почет:Павлик блинчики печет.Он провел беседу в школе -Говорил, открыв тетрадь,Сколько соды, сколько соли,Сколько масла нужно брать.Доказал, что вместо маслаМожно брать и маргарин.Решено единогласно:Он прекрасно говорил.Кто сказал такую речь,Сможет блинчиков напечь!
Но, товарищи, спешите -Нужно дом спасать скорей!Где у вас огнетушитель?Дым валит из-под дверей!А соседи говорят:- Это блинчики горят!
Ох, когда дошло до дела,Осрамился наш герой -Девять блинчиков сгорело,А десятый был сырой!Говорить нетрудно речь,Трудно блинчиков напечь!
Я вырослаМне теперь не до игрушек -Я учусь по букварю,Соберу свои игрушкиИ Сереже подарю.Деревянную посудуЯ пока дарить не буду.Заяц нужен мне самой -Ничего, что он хромой,А медведь измазан слишком...Куклу жалко отдавать:Он отдаст ее мальчишкамИли бросит под кровать.Паровоз отдать Сереже?Он плохой, без колеса...И потом, мне нужно тожеПоиграть хоть полчаса!Мне теперь не до игрушек -Я учусь по букварю...Но я, кажется, СережеНичего не подарю.
БолтуньяЧто болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Драмкружок, кружок по фото,Хоркружок - мне петь охота,За кружок по рисованьюТоже все голосовали.А Марья Марковна сказала,Когда я шла вчера из зала:"Драмкружок, кружок по фото,Это слишком много что-то.Выбирай себе, дружок,Один какой-нибудь кружок".Ну, я выбрала по фото...Но мне еще и петь охота,И за кружок по рисованьюТоже все голосовали.А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!Я теперь до старостиВ нашем классе староста.А чего мне хочется?Стать, ребята, летчицей.Поднимусь на стратостате...Что такое это, кстати?Может, это стратостат,Когда старосты летят?А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!У меня еще нагрузкиПо-немецки и по-русски.Нам задание дано -Чтенье и грамматика.Я сижу, гляжу в окноИ вдруг там вижу мальчика.Он говорит: "Иди сюда,Я тебе ирису дам".А я говорю: "У меня нагрузкиПо-немецки и по-русски".А он говорит: "Иди сюда,Я тебе ирису дам".А что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то некогда!
В школу
Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодняПоступает в первый класс.Он теперь не просто мальчик,А теперь он новичок.У него на новой курткеОтложной воротничок.Он проснулся ночью темной,Было только три часа.Он ужасно испугался,Что урок уж начался.Он оделся в две минуты,Со стола схватил пенал.Папа бросился вдогонку,У дверей его догнал.За стеной соседи встали,Электричество зажгли,За стеной соседи встали,А потом опять легли.Разбудил он всю квартиру,До утра заснуть не мог.Даже бабушке приснилось,Что твердит она урок.Даже дедушке приснилось,Что стоит он у доскиИ не может он на картеОтыскать Москвы-реки.Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодняПоступает в первый класс.
Первый урок
Я на уроке в первый раз.Теперь я ученица.Вошла учительница в класс,-Вставать или садиться?Как надо парту открывать,Не знала я сначала,И я не знала, как вставать,Чтоб парта не стучала.Мне говорят - иди к доске,-Я руку поднимаю.А как перо держать в руке,Совсем не понимаю.Как много школьников у нас!У нас четыре Аси,Четыре Васи, пять МарусьИ два Петровых в классе.Я на уроке в первый раз,Теперь я ученица.На парте правильно сижу,Хотя мне не сидится.
Дело было в январе Дело было в январе,Стояла елка на горе,А возле этой елкиБродили злые волки.Вот как-то раз,Ночной порой,Когда в лесу так тихо,Встречают волка под горойЗайчата и зайчиха.Кому охота в Новый годПопасться в лапы волку!Зайчата бросились впередИ прыгнули на елку.Они прижали ушки,Повисли, как игрушки.Десять маленьких зайчатВисят на елке и молчат.Обманули волка.Дело было в январе,—Подумал он, что на гореУкрашенная елка.
ПомощницаУ Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала — Он с утра конфеты ел.Помогала вымыть ложкиПролила столярный клейОтворила двери кошкеПомогла мяукать ей.Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла.Перед сном сказала маме:— Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу.
Резиновая ЗинаКупили в магазинеРезиновую Зину,Резиновую ЗинуВ корзинке принесли.Она была разиней,Резиновая Зина,Упала из корзины,Измазалась в грязи.Мы вымоем в бензинеРезиновую Зину,Мы вымоем в бензинеИ пальцем погрозим:Не будь такой разиней,Резиновая Зина,А то отправим ЗинуОбратно в магазин.
Любитель-рыболовС утра сидит на озереЛюбитель-рыболов,Сидит, мурлычет песенку,А песенка без слов:"Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля",Озеро глубокое,Удачным будет лов.Сейчас поймает окуняЛюбитель-рыболов."Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".Пеенка чудесная -И радость в ней, и грусть,И знает эту песенкуВся рыба наизусть."Тра-ля-ля,Тра-ля-ля,Тра-ля-ля".Как песня начинается,Вся рыба расплывается..."Тра-ля!"
Буква «Р»Пять лет Сереже в январе,Пока — четыре, пятый,Но с ним играют во двореИ взрослые ребята.А как на санках, например,Он с гор летает смело!Сереже только буква «р»Немного портит дело.На брата сердится сестра,Ее зовут Марина.А он стоит среди двора,Кричит:— Ты где, Малина?Она твердит:— Прижми язык,Прижми покрепче к нёбу!—Он, как прилежный ученик,Берется за учебу.Твердит Марина:— «Рак», «ручей».Марина учит брата.Он повторяет:— «Лак», «лучей»,—Вздыхая виновато.Она твердит:— Скажи «метро»,В метро поедем к дяде.— Нет,— отвечает он хитро,—В автобус лучше сядем.Не так легко сказать «ремень»,«Мороз», «река», «простуда»!Но как-то раз в январский деньС утра случилось чудо.Чихнула старшая сестра,Он крикнул:— Будь здоррррова!—А ведь не мог еще вчераСказать он это слово.Теперь он любит букву «р»,Кричит, катаясь с горки:— Урра! Я смелый пионеррр!Я буду жить в СССР,Учиться на пятерррки!
Сережа учит урокиСережа взял свою тетрадь -Решил учить уроки:Озера начал повторятьИ горы на востоке.Но тут как раз пришел монтер.Сережа начал разговорО пробках, о проводке.Через минуту знал монтер,Как нужно прыгать с лодки,И что Сереже десять лет,И что в душе он летчик.Но вот уже зажегся светИ заработал счетчик.Сережа взял свою тетрадь -Решил учить уроки:Озера начал повторятьИ горы на востоке.Но вдруг увидел он в окно,Что двор сухой и чистый,Что дождик кончился давноИ вышли футболисты.Он отложил свою тетрадь.Озера могут подождать.Он был, конечно, вратарем,Пришел домой не скоро,Часам примерно к четыремОн вспомнил про озера.Он взял опять свою тетрадь -Решил учить уроки:Озера начал повторятьИ горы на востоке.Но тут Алеша, младший брат,Сломал Сережин самокат.Пришлось чинить два колесаНа этом самокате.Он с ним возился полчасаИ покатался кстати.Но вот Сережина тетрадьВ десятый раз открыта.- Как много стали задавать!-Вдруг он сказал сердито. -Сижу над книжкой до сих порИ все не выучил озер.
Две бабушки
Две бабушки на лавочкеСидели на пригорке.Рассказывали бабушки:- У нас одни пятерки!Друг друга поздравляли,Друг другу жали руки,Хотя экзамен сдалиНе бабушки, а внуки!
На школьном утренникеКлоун - на сцене!Острит он неплохо,Скажет словечко -И слышится хохот.Школа взрываетсяЗалпами смеха:Клоун - первоклассница!Ну и потеха!Хохот девчонокОсобенно звонок!Но не смеетсяОдна из девчонок.Что-то нахохлиласьЭта девица:- Мне неохотаОт смеха давиться!Девочки шепчутся:- Ей не до смеха,Танька не терпитЧужого успеха.
Веревочка
Весна, весна на улице,Весенние деньки!Как птицы, заливаютсяТрамвайные звонки.Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.Весна, весна на улице,Весенние деньки!Тут прохожим не пройти:Тут веревка на пути.Хором девочки считаютДесять раз по десяти.Это с нашего двораЧемпионы, мастераНосят прыгалки в кармане,Скачут с самого утра.Во дворе и на бульваре,В переулке и в саду,И на каждом тротуареУ прохожих на виду,И с разбега,И на месте,И двумя ногами вместе.Вышла Лидочка вперед.Лида прыгалку берет.Скачут девочки вокругВесело и ловко,А у Лидочки из рукВырвалась веревка.— Лида, Лида, ты мала!Зря ты прыгалку взяла!—Лида прыгать не умеет,Не доскачет до угла!Рано утром в коридореВдруг раздался топот ног.Встал сосед Иван Петрович,Ничего понять не мог.Он ужасно возмутился,И сказал сердито он:— Почему всю ночь в переднейКто-то топает, как слон?Встала бабушка с кровати —Все равно вставать пора.Это Лида в коридореПрыгать учится с утра.Лида скачет по квартиреИ сама считает вслух.Но пока ей удаетсяДосчитать всего до двух.Лида просит бабушку:— Немножко поверти!Я уже допрыгалаПочти до десяти.— Ну,— сказала бабушка,—Не хватит ли пока?Внизу, наверно, сыплетсяИзвестка с потолка.Весна, весна на улице,Весенние деньки!Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.Вышла Лидочка вперед,Лида прыгалку берет.— Лида, Лида! Вот так Лида!Раздаются голоса. —Посмотрите, это ЛидаСкачет целых полчаса!— Я и прямо,Я и боком,С поворотом,И с прискоком,И с разбега,И на месте,И двумя ногамиВместе...Доскакала до угла.— Я б не так еще могла!Весна, весна на улице,Весенние деньки!С книжками, с тетрадкамиИдут ученики.Полны веселья шумногоБульвары и сады,И сколько хочешь радуйся,Скачи на все лады.
Жадный ЕгорОй, какой стоит галдеж!Пляшут комсомолки.Так танцует молодежь,Что не хочешь, да пойдешьТанцевать на елке.Тут поет веселый хор,Здесь читают басни...В стороне стоит Егор,Толстый третьеклассник.Первым он пришел на балВ школьный клуб на елку.Танцевать Егор не стал:— Что плясать без толку?Не глядит он на стрекозИ на рыбок ярких.У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?Людям весело, смешно,Все кричат: — Умора!—Но Егор твердит одно:— А подарки скоро?Волк, и заяц, и медведь —Все пришли на елку.— А чего на них глазеть?Хохотать без толку?—Началось катанье с гор,Не катается Егор:— Покатаюсь в парке!У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?—Дед Мороз играет сбор:— Вот подарки, дети!—Первым выхватил ЕгорЗолотой пакетик.В уголке присел на стул,Свой подарок завернулС толком, с расстановкой,Завязал бечевкой.А потом спросил опять:— А на елке в паркеЗавтра будут раздаватьШкольникам подарки?
КаникулыУрок меня не спрашивай,Не спрашивай, не спрашивай,Урок меня не спрашивай,-На отдыхе отряд,На елке разукрашеннойФонарики горят.Повеселятся школьникиВ свободные деньки.Мы - за город, в Сокольники,На лыжи, на коньки.Провалишься до пояса,До пояса, до пояса,Провалишься до пояса,Останешься в снегу,А я на лыжах по лесуДо Северного полюсаКак хочешь пробегу!Урок меня не спрашивай,Не спрашивай, не спрашивай,Урок меня не спрашивай,-На отдыхе отряд,На елке разукрашеннойФонарики горят.А все тетрадкиСпрятаны,Пускай покаПоспят они.
КвартетБасню выбрали давно,Распределили роли,Решило выступить звеноНа утреннике в школе.Решили девочки прочесть"Квартет", такая басня есть.*Светлане роль не подошла:- Я вовсе не упряма,Зачем же мне играть осла?Мне не позволит мама.Артистки начали шуметь.Одна кричит: - Она медведь,А вовсе не мартышка!-Кричит другая: - Чур-чура,Сказала я еще вчера -Я косолапый мишка!Проходит день и два денька,Потом проходит пять,На репетицию никакАртисток не собрать.Пришел козел и сел за стол,Но нету соловья.- Ну, если так,- сказал козел,Тогда уйду и я!Проказница мартышкаУмчалась на каток,А косолапый мишка,Схватив свое пальтишко,Пустился наутек.То нет мартышки,То козлаКуда-то тетя увезла,То мишка косолапыйУшел на лыжах с папой!Когда в товарищах согласья нет,Не прочитать им и "Квартет".
КоролеваЕсли до сих пор нигде выНе встречали королевы,-Поглядите - вот она!Среди нас живет она.Всем, направо и налево,Объявляет королева:- Где мой плащ? Его повесьте!Почему он не на месте?У меня портфель тяжелый -Донесешь его до школы!Я дежурной поручаюПринести мне кружку чаяИ купите мне в буфетеКаждый, каждый по конфете.Королева - в третьем классе,А зовут ее Настасьей.Бант у НастиКак корона,Как коронаИз капрона.
ЛюбочкаСиненькая юбочка,Ленточка в косе.Кто не знает Любочку?Любу знают все.Девочки на праздникеСоберутся в круг.Как танцует Любочка!Лучше всех подруг.Кружится и юбочкаИ ленточка в косе,Все глядят на Любочку,Радуются все.Но если к этой ЛюбочкеВы придете в дом,Там вы эту девочкуУзнаете с трудом.Она кричит еще с порога,Объявляет на ходу:— У меня уроков много,Я за хлебом не пойду!Едет Любочка в трамвае —Она билета не берет.Всех локтями раздвигая,Пробирается вперед.Говорит она, толкаясь:— Фу! Какая теснота!—Говорит она старушке:— Это детские места.— Ну садись,— вздыхает та.Синенькая юбочка,Ленточка в косе.Вот какая ЛюбочкаВо всей своей красе.Случается, что девочкиБывают очень грубыми,Хотя необязательноОни зовутся Любами.
Сила волиБыл моряк у нас на сборе,Говорил о Черном море.Он служил четыре годаКочегаром на линкоре.Он во льдах на ледоколеОставался зимовать.Он сказал, что силу волиНадо с детства развивать.Алеша после сбораШагал домой пешком,Мечтал, что станет скороПолярным моряком.Он будет закалятьсяИ вечером и днем,Он будет закаляться,Все будут удивлятьсяИ спрашивать о нем.Он не знал, с чего начать.Может, целый день молчать?Может, лечь на голый пол?Перестать играть в футбол?Бьют часы на башне,Все огни погашены.Тихо в комнатах, ни звука.Закрывает окна дед.Он идет проведать внука,А его в кровати нет.Спит он возле сундука,На полу, без тюфяка.Закаляется АлешаПо примеру моряка.Недолго спал Алеша:"Тут что-то жестко спать".И с пола встал АлешаИ сонный лег в кровать."Теперь совсем не жестко,-Подумал он во сне.-Лежу на голых досках,А так приятно мне!"Что ж, бывают неудачи!Он решил не унывать.Он попробует иначеСилу воли развивать.На перемене все кричат,А он молчит сурово.Он двадцать пять минут подрядНе произнес ни слова.Он старался - он молчал,Но никто не замечал.Это было выше сил.Он товарищей спросил:- Вам, конечно, все равно,Что я молчу давным-давно?Что ж, бывают неудачи!Он решил не унывать.Он попробует иначеСилу воли развивать.Он купил ириску,Решил ее не есть.Но как не съесть ириску,Когда ириска есть?!Что ж, бывают неудачи!Он решил не унывать.Он попробует иначеСилу воли развивать.Все ребята в нашей школеРазвивают силу воли.
Скворцы прилетелиЖдет гостей высокий клен -Дом на ветке укреплен.Краской выкрашена крыша,Есть крылечко для певцов...В синем небе щебет слышенК нам летит семья скворцов.Мы сегодня встали рано,Ждали птиц еще вчера.Ходит по двору охрана,Гонит кошек со двора.Мы скворцам руками машем,Барабаним и поем:- Поживите в доме нашем!Хорошо вам будет в нем!Стали птицы приближаться,Долетели до двора,Не смогли мы удержаться,Хором крикнули: - Ура!Удивительное дело:Все семейство улетело!
Урок в садуУчитель наш давал урок,К доске не вызывал.Нас на уроке ветерокТихонько обдувал.Весна, весна, пришла весна!Мы учимся в саду,Как надо сеять семена,Как делать борозду.Расти, наш сад, и хорошейИ распускайся в срок!Без книжек, без карандашейОтлично шел урок.