Рабочая программа по предметно — практической деятельности 1 класс (для глубоко умственно отсталых учащихся)
Предметно-практическая деятельность
Пояснительная записка.
Рабочая программа педагога по предметно – практической деятельности для 1 класса глубоко умственно отсталых детей составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида для детей с глубокой степенью умственной отсталости, регионального базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Дзержинская специальная коррекционная школа» города Дзержинска Нижегородской области на 2015-2016 учебный год.
Согласно календарному учебному плану, рабочая программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.
Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разборными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природными материалами, элементарного конструирования, ручного труда.
Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития учащихся и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам. Предметно-практическая деятельность имеет богатые возможности для воспитания у детей эмоций и умения выражать свои чувства; учит учащихся терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать друг другу, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Эти уроки способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности учащихся, навыков взаимоотношений и опыта совместной деятельности, формированию положительных качеств личности.Предметно-практическая деятельность является первым этапом системы трудового обучения учащихся.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, образовательную и воспитывающую роль данного учебного предмета.
Цель: ознакомление с основными принципами трудовой деятельности, усвоение знаний о трудовой деятельности
Задачи:
-выработать у детей трудовые навыки;
-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;
-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
-способствовать развитию речи;
-развивать творческие способности.
Календарно- тематическое планирование.
№ Раздел № п/пТема Количество часов Дата КоррекцияВид работы
1 четверть. (18часов) 1 Предметно-манипулятивные действия. 1 Наблюдение за движущимися предметами. Прослеживание движения "солнечного зайчика". 1 1.09 Наблюдение за движущимися предметами.
2 Выполнение простых подражательных движений. 2 Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". 1 4.09 Выполнение упражнений по инструкции.
3 Воспроизведение по подражанию действий с предметами 1 8.09 Воспроизведение по подражанию
3 Действия с предметами. 4 Выполнение действий с предметами: катание, бросание, перекладывание, складывание. 1 11.09 Действия с предметами.
5 Выполнение действий: закручивание, нанизывание, доставание и сталкивание предметов 1 15.09 Действия с предметами.
6 Действия с предметами различного цвета, формы и величины. Цвет. 1 18.09 Игра: "Дай такой", выбор по образцу и инструкции предмета.
4 Группировка предметов. 7 Группировка по цвету предметов, двух контрастных цветов. 1 22.09 Группировка предметов по цвету.
8 Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (без называния цвета)..1 25.09 Выбор и раскладывание предметов.
9 Выбор цвета по названию. Называние цвета и соотнесение слова и объекта. 1 29.09 Выбор и называние цвета.
10 Действия с предметами различной формы. 1 2.10 Игра: "Дай такой" выбор по образцу и инструкции предмета.
11 Группировка предметов по форме. Выбор предметов из двух контрастных форм. 1 6.10 Раскладывание, подбор и раздача по образцу.
12 Выбор по образцу и раскладывание объёмных и плоских форм. 1 9.10 Раскладывание, подбор и раздача по образцу.
13 Размещение предметов по форме. 1 13.10 Называние предметов. Игра: "Куда подходит".
14 Понятие величины. Выбор одинаковых по величине предметов. 1 16.10 Группировка различных предметов по величине.
15 Группировка различных предметов по величине. 1 20.10 Использование приёма наложения.
16 Чередование предметов по форме через один, выкладывание в ряд. 1 23.10 Игра: "Разложи в ряд"
17 Исключение лишнего предмета из нескольких. 1 27.10 Игра: "Что лишнее".
18 Действия с разнообразными игрушками. 1 30.10 Собирание вкладных кубов, складывание матрешек.
2 четверть (15 часов) 1 Действия с разнообразными игрушками. 1 10.11 Собирание пирамидки.
2 Узнавание предмета на ощупь, называние его. 1 13.11 Игра: "Чудесный мешочек". Нахождение на ощупь заданного предмета.
5 Складывание из счётных палочек. 3 Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. 1 17.11 Выкладывание фигур (молоток, ворота, дом, окно)
4 Складывание фигур из счетных палочек по словесной инструкции. 1 20.11 Выкладывание фигур (молоток, ворота, дом, окно)
6 Складывание разрезных картинок. 5
6 Складывание разрезных картинок. 2 24.11
27.11 Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали.
7 Работа с конструктором. 7 Постройка из одноцветных деталей башни. 1 1.12 Работа с конструктором.
8 Постройка из одноцветных деталей дома (в один этаж). 1 4.12 Работа с конструктором.
9
10
11 Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу. 3 8.12
11.12
15.12 Работа с конструктором.
8 Работа с мозаикой. 12 Заполнение панели мозаикой одного цвета. 1 18.12 Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
13
14
15 Выкладывание двух рядов из мозаики разных цветов. 3 22.12
25.12
29.12 Выкладывание "через ряд", через один.
3 четверть.(18 часов) 1
2 Выкладывание по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений. 2 Выкладывание элементов мозаики : "Курочка и цыпленок", "Башня и флаг".
3
4 Выкладывание по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений. 2 Выкладывание элементов мозаики : "Елочка и грибок", "Ромашка".
5
6 Выкладывание по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений. 2 Выкладывание элементов мозаики : "Букет цветов".
7
8 Выкладывание по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений. 2 Выкладывание элементов мозаики : "Новогодняя ёлка".
9
10
Выкладывание из мозаики геометрических фигур с заданной формой и цветом. 2 Выкладывание геометрических фигур (красный квадрат, желтый круг, зеленый треугольник).
11
12 Выкладывание из мозаики геометрических фигур с заданной формой и цветом. 2 Выкладывание геометрических фигур (красный прямоугольник, желтый овал, зеленый ромб).
13
14
15 Выкладывание картинки по схеме из мозаики: 3 Выкладывание картинки по схеме.
9 Раскладывание геометрических фигур в нужном порядке 14
15
Раскладывание готовых геометрических фигур. 2 Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (выбирая по цвету).
16
17 Раскладывание готовых геометрических фигур. 2 Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке (чередуя)
18 Раскладывание готовых геометрических фигур. 1 Раскладывание готовых геометрических фигур из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке, образуя рисунок (квадрат, квадрат , круг, треугольник, круг).
4 четверть. (16 часов) 10 Складывание изделий из готовых деталей. 1
2 Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей. 2 Складывание изделий, состоящих из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей. Правильное соотнесение частей.
11 Работа с нитками. 3 Разборка ниток. 1 Группировка ниток по цвету и толщине.
4 Размотка трикотажного срыва. 1 Упражнения по показу.
5
6 Намотка ниток на катушку. 2 Тренировочные упражнения.
12 Работа с пластилином. 7
8
9 Лепка букв. 3 Выполнение работы по образцу.
13 Работа со шнуровкой. 11
12
13 Работа со шнуровкой. 3 Выполнение заданий по словесной инструкции и по образцу.
14 Работа с различными материалами. 14
15
16 Выполнение изделий с использованием различных круп. 3 Выполнение заданий по образцу и по показу.
Требования к уровню подготовки учащихся.
-фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.
-выполнять простые подражательные движения за учителем по инструкции, со сменой вида движения.
- воспроизводить по подражанию действий с предметами.
-знать основные цвета
-знать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
-группировать предметы по форме, цвету, величине.
-складывать простейшие фигуры из счетных палочек по показу и по образцу.
-уметь правильно обращаться с мозаикой. Выкладывать простейшие рисунки по показу и образцу.
-уметь работать с бумагой: мять, разглаживать, разрывать, отрывать, сгибать. Изготавливать изделия из бумаги: коллекции цветной бумаги (2-3 цвета); «книжечка», «закладка».
-раскладывать готовые геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат, треугольник) на полоске бумаги в указанном порядке; на листе бумаги, образуя определенный рисунок.
-складывать изделия, состоящие из двух готовых деталей: грибок, дом с крышей и т. д., правильно соотнося части.
-разбирать нитки.
-разматывать трикотажный срыв.
-наматывать нитки на катушку