Урок русского языка в 5 классе Новогоднее путешествие в страну Фонетика
Урок русского языка в 5 классе.
«Новогоднее путешествие в страну Фонетика» (Согласные твердые и мягкие)
Ход урока.
Орг. момент. «Мозговой штурм»
- Что изучает фонетика? (звуки речи);
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные);
- Чем звук отличается от буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и читаем);
-Что такое транскрипция? (запись звукового состава слова на письме)
Объявление целей и задач урока.
- Ребята, какой у вас самый любимый праздник?
У: Новый год
Сегодня мы совершим с вами новогоднее путешествие в страну под названием «Фонетика», но эта страна очень большая. Мы же с вами остановимся на станции под названием «Согласные твердые и глухие». Узнаем два способа обозначения на письме мягких согласных; познакомимся с особенными согласными, которые, несмотря ни на что, всегда остаются твердыми или мягкими;
Также на уроке мы продолжим развивать нашу речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость и творческое воображение.
За каждый правильный ответ и каждое правильно выполненное задание вы получите новогоднюю игрушку, по количеству набранных игрушек вы получите оценку за работу на уроке. Начнем.
Погружение в новую тему
Итак, ребята, откуда начинается любое путешествие и даже новогоднее.
У: с вокзала
Итак, прибываем на вокзал под названием «Новогодний»
Посмотрите на два столбика слов:
Угол Уголь
Брат Брать
Был Бил
Воз Вёз
Мать Мять
Лук Люк
Сэр Сер
Чем отличаются друг от друга эти слова? (пары этих слов отличаются только одним признаком: мягкостью одного звука).
Ещё подумаем и ответим на вопрос:
Что повлияло на то, что «угол» стал «углём»; существительное «брат» превратилось в глагол неопред. формы «брать»?
У: Ь
Что превратило глагол «был» в глагол «бил»; существительное «воз» в глагол «вёз» и т. д.
Кто может сделать вывод:
- какие два способа обозначения мягкости на письме существует в русском языке?
У: с помощью Ь и гласных: е, ё, и, я, ю
Запись в словарь:
Мягкость согласного на письме
Ь е,ё.ю.я,и
Больше, конь мел, мёл, люк.
Большинство твёрдых и мягких согласных образуют пары (привожу примеры с доски), но есть в русском языку 3 звука, которые всегда твердые.
Запишем их:
Ж, Ш. Ц (обводим в синий прямоугольник)
и три звука, которые всегда мягкие
Ч, Щ, Й ( обводим в красный прямоугольник).
Ребята, а почему важно отличать твердый согласный от мягкого? (от изменения одного только звука полностью меняется лексическое значение слова, т.е твёрдые и мягкие согласные помогают нам правильно определять значение слова.)
Откроем учебник на стр. 127, прочитайте теоретические сведения и ответьте на вопрос:
- а с помощью какого значка в фонетике обозначается мягкость согласного?
У: , справа вверху.
(После этого обозначаем мягкость в словаре у Ч, Щ, Й)
Закрепление.
А теперь с полным багажом знаний отправляемся дальше. Остановка «Превращений»
Ребята, Новый год – это пора волшебства и чудесных превращений. Вот и вы сейчас побудите маленькими волшебниками и совершите чудеса.
Превратите:
Полку в танец (полька)
Банку в место, где можно помыться (банька)
Ел в новогоднее дерево (ель)
Лото в любимое время года всех ребят (лето).
Для чего, ребята, важно уметь различать твердые и мягкие согласные?
У: от изменения одного только звука полностью меняется лексическое значение слова, т.е твёрдые и мягкие согласные помогают нам правильно определять значение слова.
(мягкий согласный подчеркиваем одной чертой, а способ обозначения мягкости – двумя).
Следующая остановка « Чудеса из мешка».
Задание: достать из мешка предмет, сказать, что это такое, слово записать на доске и обозначить мягкие и твердые согласные (мягкие подчеркиваем красным, твёрдые - синим)
В мешке : конфетти, серпантин, гирлянда, мишура. (слова для запоминания записываем в словарь).
Серпантин (лат. Serpens- змея)- узкие бумажные ленты, свёрнутые в рулончик
Мишура- елочное украшение в виде посеребрённых или позолоченных нитей
Конфетти – разноцветные, обычно бумажные кружочки мелкого размера.
Гирлянда – декоративное украшение, цепочка соединённых между собой нитью или проводом предметов (цветов, лампочек, фонариков)
Следующая остановка «Новогодний текст»
На данном этапе урока мы поработаем с текстом. Давайте прочитаем задания к тексту.
Прочитайте текст, определите тему и идею текста, озаглавьте.
Сделайте синтаксический разбор предложения, выпишите слова с пропусками и скобками в выделенном предложении обозначьте твердые и мягкие согласные.
Новогодние традиции в России
Традиций празднования Нового года в (Р,р)оссии довольно много. От времен славянского язычества нам достались ряженые, скоморохи и шуты. Эпоха Петра Первого и последующие столетия (в)несли в традиции праз?ника новогоднюю ёлку с игрушками, фейерверки и новогодний стол с салатом оливье, мандаринами, шампанским, Деда Мороза со Снегурочкой.
В твоем доме, скорее всего, о новогоднем столе позабот(ит,ть)ся мама или бабушка. Будет неплохо, если и ты примеш? посильное участие в подгото?ке праздничного стола. А уж уча?ствовать в украшении новогодней ёлки - огромное удовольствие. Никто точ?но (не) знает, когда по?вилась на Руси первая ёлка. При украшении на нее первым делом вешают электрическую г?рлянду, а потом игрушки. В последнюю очередь надевают на верхушку ёлки звезду и раскидывают блестящий «дождик».
Тема текста- новогодние традиции России.
Идея текста – рассказать нам, познакомить нас с новогодними традициями России.
Ребята, а что такое традиция?
Традиция (от лат.передача) – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи)
Обычаи бывают разные: народные, культурные, религиозные, семейные ( субботняя уборка, сказка на ночь, пироги по выходным)
Никто точно не знает и не помнит, когда появилась на Руси первая ёлка.
(повеств, невоскл, сложное, союзное, сл/подч:
1 п.п. двусост, распр, осл однор. сказ;
2 п. п. двусост, распр, не осл).
Поработаем с текстом ещё: выпишите из текста 5 слов, в которых есть особенные согласные: всегда твердые и всегда мягкие
Традиция, язычество, ряженые, скоморохи, шуты, эпоха, последующие,
Ребята, без чего еще не обходится Новый год?
У: без угощений
Следующая остановка «Новогодний стол»
Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных. Объясните, почему вы так считаете:
А. Мандарин, сок, салат (лишний «мандарин», т.к. в этом слове есть мягкий согласный)
Б. Торт, свечи, колбаса (лишнее слова «свечи», т.к. в этом слове есть мягкие согласные)
В. Лимонад, ананас, курица (лишнее слово «ананас», т.к в этом слове только твердые согласные)
Г. Сыр, виноград, картошка (лишнее слово «виноград»), т.к. в нем есть и твердые и мягкие согласные)
Рефлексия.
Вот и подошло наше новогоднее путешествие к концу.
- Чему мы сегодня научились? (определять мягкие и твердые согласные)
- Назовите сигналы мягкости согласных ( ь, ё, е, ю, я, и)
- Какие вы знаете «особенные» согласные? Почему я их так назвала? ( Ж.Ш,Ц – твердые; Ч, Щ. Й- мягкие)
- Для чего нам нужно уметь различать мягкие и твердые согласные? (чтобы правильно определять лексическое значение слова)
Хорошо. А теперь вашими шариками мы украсим новогоднюю ёлку, пока вы вешаете шары, скажите, все ли вам было понятно на уроке и с каким настроением вы уходите с нашего урока.
15