Сочинение по картине Ф. П. Решетникова Опять двойка.
Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Цель урока:
1.показать, как художник раскрывает основную мысль картины;
2дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника;
Оборудование: репродукция картины Ф. П. Решетниково «Опять двойка».
Рассказ о художнике Ф. П. Решетникове и о его картине.
Родился в 1906 году ,с юных лет увлекался рисованием. Еще студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. В годы В. О. войны защищал Севастополь и освобождал Крым от фашистов. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Широко известны его картины « Прибыл на каникулы», «За мир», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!» На всемирной выставке в Брюсселе они были награждены бронзовой медалью.
Беседа по картине.
- Как художник показал, что ученик – главный герой картины?
( Школьник изображен на переднем плане картины. Все присутствующие в комнате: мать , старшая сестра, братишка- смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.)
-Определите возраст школьника?
( Школьнику примерно 9 лет. У него круглое, румяное , раскрасневшееся от мороза лицо. Видно много он гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. На нем зимнее пальто , школьная форма, темные брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светлого пола.)-Что вы можете сказать о выражении его лица и позы?
(Мальчик стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним.
Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, кажется, что он вот-вот расплачется.)- О чем говорит « бывалый» портфель?
(Старый , потрепанный, весь в трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил санками своему хозяину. Из портфеля торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, и явились причиной двойки.)
- Как относятся к появлению школьника сестра и мать?
(Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, расстроены, что он снова получил двойку).
-Как художник показал огорчение матери?
(Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с укором смотрит на сына. Взгляд выражает боль и отчаяние, что сын совсем отбился от рук.)- Опишите одежду матери.
(На ней розовая блузка , темная юбка и красный платок, который притягивает наше внимание. Этим ярким пятном художник подчеркивает сочувствие к матери.)- Что выражает взгляд и поза сестры?
( Она возмущена поведением брата, не понимает такого отношения к учебе. Девочка аккуратная, подтянутая.)- Где изображена сестра?
(Около стола, на фоне открытой двери. Свет, падающий из окна, хорошо освещает ее фигуру.)- Кто встречает ученика с радостью?
(Четвероногий друг. Он с радостью бросился навстречу своему хозяину. Но мальчик так огорчен, что даже не смотрит на своего друга.)-Как вы думаете, есть ли возможность у мальчика учиться хорошо?
(Да . В квартире чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью, на полу бордовый ковер, у стены стоит кресло . Через открытую дверь видна стена смежной комнаты, на которой висит географическая карта полушарий. На подоконнике – цветы.)-Какова основная мысль картины?
(Невесело приносить домой двойки).
Составление плана сочинения по картине:
главный герой, его возраст, внешний облик, одежда , поза;
портфель;
мать героя, ее внешний облик, настроение;
сестра;
младший брат;
собака;
комната;
основная мысль картины.