Презентация к уроку литературы в 5 классе Истинная веселость и истинная поэзия Вечеров Н.В.Гоголя.
Описание игры Вступительное слововедущего «Ночь перед рождеством» Словарик «Заколдованное место» Черный ящик «Пропавшая грамота» Подведение итогов познакомить учащихся с первым произведением Н.В.Гоголя, принесшим ему большую славу; показать мастерство Гоголя-художника; показать роль юмора, "забавность" "Вечеров…". Описание игры: Игра проводится в форме брейн-ринга: команды за разными столами, на каждом столе по настольной лампе. Отвечает та команда, которая первой зажгла лампу. За каждый верный ответ –очко, словарик – по очку за каждое верно определённоё слово, « чёрный ящик» - по три очка за правильный ответ. Цели: Введение. Оборудование: 1) две настольные лампы; 2) на столах таблички с названием команд: 1 й вариант « Полтавская губерния» и «Парубки и дивчины»; 2-й вариант «Кораблик» и «Лысый дидько»; 3) предметы для «чёрного ящика»: карты, «свитка», «черевички»; 4) две одинаковые карточки со словариком; 5) выставка книг Н.В.Гоголя и о нём; 6) чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры. Вступительное слово ведущего В один из жарких дней августа лет эдак 180 тому назад «дорога, вёрст за 10 до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. Одиноко в стороне тащился на истомлённых волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажей..». Солопий Черевик с женой и дочерью-красавицей ехал на ярмарку, не предполагая, что придётся ему пережить немало приключений да ещё и дочку замуж выдать. « Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!». Как упоительны, как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька. «Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А всё так необыкновенно в нашей в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился», - писал А.С.Пушкин. Детство Н.В.Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил любопытные словечки, фамилии, прозвища, предания, бытовые сценки. Уже в Петербурге, стремясь быть «полезным человечеству», учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учёными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях, ведь «здесь так занимает всё малороссийское». А что касается поэзии, так Пушкин прав, Николенька и в детстве, и в юности весьма увлекался стихами и даже поэму опубликовал. Только славы она ему не принесла, да и критики заругали. Вот тут-то чувствительность автора и сказалась: Гоголь скупил и уничтожил почти весь тираж изданной поэмы «Ганс Кюхельгартен» и навсегда с поэзией покончил. Зато с прозой всё вышло как нельзя удачнее: «Вечера» принесли Гоголю настоящую славу. Столь высоко оценённые Пушкиным повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки» вышли в 1831 г., а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе. Было молодому и враз ставшему известным Н.В.гоголю 22 года. Родился же автор «Вечеров..» то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: «Славный будет сын». Так оно и вышло. 1.Кем изданы повести, собранные в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки»? 2.В каком году это произошло? Возраст автора?
1.Что собирала ведьма в рукав в ночь перед Рождеством? (Звёзды.) 2.Как ведьма и чёрт попали в хату? 3.Кто и зачем украл месяц?(Чёрт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте Чуб – отец Оксаны никуда не уйдёт из дому, и свидание не состоится.) 4.За что чёрт мстил кузнецу? ( Кузнец намалевал в церкви картину Страшного суда, где бедного чёрта били чем ни попадя.) 5.Какой подарок готовил Оксане кузнец? (Солоха, мать кузнеца.) 7.Почему из всех своих ухажёров Солоха предпочитала Чуба? ( Чуб был богат, хозяйство содержал в порядке, хоть и не молод был, но ещё в добром здравии, а самое главное – был вдовец.) 8.Как получилось, что кузнец поколотил Чуба, отца Оксаны, и выгнал его из собственного дома? (Через трубу.) ( Сундук с железной оковкой и росписью.) 6.Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу? (Кузнец был раздражён тем, что кто-то помешал его беседе с Оксаной, Чуба он не узнал (метель, темно), а тот, смущённый резкостью тона Вакулы, решил, что попал в чужую хату.) (Кузнец должен был достать ей «черевички, которые сама царица носит».) 10.Что такое колядование? ( Праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, пение песен величальных и хождение по дворам, за что хозяева одаривали чем-нибудь вкусным: салом, пирогами, мёдом, колбасами и т.д.) 11.Кто угодил в мешки в избе Солохи? ( Чёрт, голова, дьяк, Чуб.) 12.Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему пошёл Вакула за помощью? ( Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а ещё знался, по всеобщему мнению, с нечистой силой.) 13.За что Пузатого Пацюка ценили и уважали в селе?( За знахарство.) 14.Что Пузатый Пацюк сказал Вакуле? (Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.) 15.Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (Галушки, вареники со сметаной.) 16.Как можно укротить чёрта? (Крестным знамением.) 9.Какое условие поставила кузнецу Оксана, согласившись выйти за него замуж? 17.Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? ( К знакомым запорожцам.) 18.О чём думал кузнец, попав в царский дворец?( «Важная работа!.. Чистая выделка!», поражаясь красоте картин, паркета, даже ручек на дверях, как мастер, которого интересует сама работа.) 19.Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце?( Екатерина II и князь Потёмкин.) 20.Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? ( Ей понравилось простодушие и откровенность кузнеца, да и собой он был статен и пригож.) 21`.Как запорожцы называли царицу? («Мамо».) 22.Что стало с Оксаной, когда кузнец пропал? (Оксана смутилась, задумалась, вспомнила, как хорош Вакула, как преданно её любит, какой он мастер и т.д., кончилось тем, что «что к утру влюбилась в кузнеца по уши».) 23.Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? ( Пошли слухи о его смерти.) 24.Как кузнец «отблагодарил» чёрта? ( Отвесил чёрту три удара хворостиной). Гопак ( украинский танец) Домовина (гроб) Лысый дидько(домовой) Оселедец (чуб) Парубок (парень) Свитка (верхняя одежда) Цибуля (лук) Кавун (арбуз) Галушки ( вареники) Очипок ( женский головной убор) Тесная баба ( детская игра) Словарик «Заколдованное место» 1.Какое любимое занятие было у деда? ( Послушать разные байки от проезжих.) 2.Что случилось однажды, как он пошёл плясать? ( На одном месте руки-ноги отказывались слушаться.) 3.Где горела свечка? ( На кладбище, это верный знак, где припрятан клад.) 4.Как дед попал в нужное место во второй раз? ( Ударил в сердцах заступом по «заколдованному месту», где не плясалось.) 5.Какой клад ему достался? 6.Что росло на заколдованном месте? ( Ничего доброго не росло: « Арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, чёрт знает что такое!») ( Котёл с мусором.) ( На кладбище, это верный знак, где припрятан клад.) В «чёрном ящике» - вещь, от которой желательно побыстрее избавиться. ( Красная свитка). 2. В "чёрном ящике" вещь, за которой Вакула ходил к царице.(Черевички) 3.В "чёрном ящике" вещи, с помощью которых дед вернул пропавшую грамоту. (Карты) Конкурс «Чёрный ящик» «Пропавшая грамота» 1.Куда прятал дед грамоту? ( Зашил в шапку.) 2.Что наутро подумал дед, когда исчезли и запорожец, и оба коня? («Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? - сообразив всё, дед заключил, что, верно, чёрт пришёл пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня».) 3.Кто подсказал деду, где искать грамоту? ( Шинкарь.) 4.Каким способом дед её добыл? ( Ведьмы посадили деда играть в «дурня» с условием: хоть раз из трёх выиграет – отдадут шапку, а проиграет все три раза – не только шапки, может, и света не увидит; оставшись дважды в дураках, дед заподозрил неладное, перекрестил карты под столом и выиграл.) 5.Кому дед вёз грамоту? (Царице). 6.Какие два праздника – языческий и христианский - упоминаются в повестях? (Иван Купала и Рождество.) В.Г.Белинский называл «Вечера…» «поэтическими грёзами господина Гоголя». Как вы понимаете это выражение? (грёзы – мечты, призрачное видение, сон). Попробуйте привести примеры из текста, превращающие прозу Гоголя в «поэзию поэтическую, роскошную, упоительную….» (лучше всего использовать пейзажи). Можно ли подобные описания считать стихотворениями в прозе? Приведите примеры использования поэтических средств: эпитетов, метафор, сравнений, эпитетов, повторов и т.п. Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами учащиеся, активно принимавшие участие в игре. Подведение итогов