Методическая разработка классного часа на тему: «Доброта и мудрость – все с годами.»

Классный час на тему:
«Доброта и мудрость – все с годами.
Цели: Создать условия для формирования у обучающихся нравственных ценностей , таких как добро, доброта.
Задачи:
Формировать ценностные ориентации, позитивные нравственные установки на примере понятий добра и доброты
Учить находить у людей качества личности как доброта,милосердие, отзывчивость.
Развивать способность самостоятельно формулировать  суждения, отличать плохое от хорошего, добро от зла.
Воспитывать стремление к проявлению чуткости и доброты к взрослым, детям, животным, природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме занятия, раздаточный материал – карточки, 4 вида цветных фишек (по количеству обучающихся), 4 ватмана, 4 набора фломастеров или маркеров, колокольчик.
Целевая аудитория: 8-9 класс.

Ход классного часа
Добрый день, ребята!
Итак, прежде чем мы приступим к разговору, давайте вспомним его правила, которые мы всегда используем во время беседы или разговора в нашем классе:
- правило первое – право высказывания;
- правило второе – право быть выслушанным;
- правило третье – внимание (звон колокольчика), прекращение всякой деятельности, завершение обсуждения, работы в группе и другое;
- правило четвертое – присвоение звездного статуса.
А сейчас, по традиции, давайте возьмемся за руки и пообещаем, что в нашем разговоре будем честны, откровенны и искренни. Обещаем? ДА!
На экране кадры военной кинохроники
Учитель читает стихотворение Ю. Друниной
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Учитель: Как вы думаете, о чем же мы сегодня поговорим на занятии? (Ответы детей)
Правильно, (на экране высвечивается название беседы - Доброта и мудрость – все с годами ), сегодня мы поговорим о добре и доброте и постараемся выявить ваши представления о том, что это такое
Учитель: Что такое, по вашему, Доброта? Постарайтесь дать ему определение одним словом.
Доброта – это.. (учитель пишет на доске ответы детей)
А вы согласны, ребята? Хорошо.

Вопрос: Как, по- вашему мнению, проявляется доброта? Что значит быть добрым? (ребята приводят примеры).
У вас на столах лежат карточки, на которых написаны поступки людей. Поднимите карточку, на которой написан добрый поступок. Спасибо! А что же написано на другой карточке? Считаете ли вы этот поступок добрым? Нет. А как же надо поступить, чтобы сделать добро? Молодцы, ребята. Три хлопка одобрения!

Учитель читает стихотворение Э.Асадова

Восточная мудрость гласит от века
О том, что без принципов легче жить
И все человечество легче любить,
Чем рядом конкретного человека

Учитель: Почему автор считает, что все человечество легче любить, чем рядом конкретного человека? (высказывания детей)
Кто согласен с этими утверждениями?
Кто – нет? Почему?

Учитель: Верно. Добрые чувства проявляются у людей с детства – человечность, доброта, ласка, сочувствие, внимательность, доброжелательность. Они рождаются в трудах и заботах о людях, близких, друзьях, животных.
Быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого то, а это значить надо потратить время, силы, уделить внимание, чтобы помочь людям, а это непросто.

Учитель: Слова волнуют, примеры увлекают, говорили древние.
Давайте вспомним о добрых делах и поступках окружающих людей, вас лично, примеры из кино, литературы и др. Для этого мы разделимся на 4 группы, по цвету полученных вначале занятия фишек, и будем работать коллективно.
(Деление на группы, коллективная работа, звенит колокольчик ответы обучающихся).

Учитель: Ребята, а что чувствуете вы, когда узнаете об этих историях? (высказывания детей)
Жизнь часто предоставляет нам шанс совершать добрые дела. Не упускайте этот шанс.

Учитель: А стоит ли ждать благодарности за сделанное добро? Если она не поступила, огорчаться по этому поводу? (Ответы детей).
Хорошо, ребята, а вот, что думали по этому поводу известные люди (на экране появляются фразы):
- «Если мне удалось сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (С. Шамфор).
- «Лучшее в добрых делах – желание их утаить» (Б. Паскаль)
- «Делай добро тайно и жалей, когда об этом узнают» Л.Н. Толстой
- В мировых религиях эта мысль звучит так «Милостыня должна быть тайной», т.е. добро, помощь, благодеяния не нужно афишировать.

Учитель: А вы, ребята, всегда помните о всех, кто вам сделал добро, будьте им благодарны. Получив добро – помни, сделав – забудь – гласит народная мудрость.
А теперь давайте нарисуем доброту. В виде какого растения вы его представляете? У вас 30 секунд, обдумали задание, посовещались, начинаем.
Каждая группа выполняет задание на заранее заготовленном листе ватмана. После выполнения задания предполагается 30 секундная защита работы.
Звенит колокольчик. Ребята предъявляют свои работы и защищают их. Спасибо! С заданием справились, три хлопка одобрения!


Учитель: В нашем мире происходит и хорошее и не очень. Но добра должно быть больше. Вы согласны? А почему?
Верно, оно служит сохранению и развитию жизни. Как вы считаете, вам пригодится в жизни то, о чем мы размышляем сегодня?
Хорошо, молодцы, а как вы думаете добрый человек - мудрый человек?
Учитель: А что такое Мудрость?
Почему мудрый человек никогда не наделает ошибок? (он усомнился в очевидных вещах, продумал все последствия своих поступков, просчитал все возможные варианты и только после этого совершил поступок, и, скорее всего, он не ошибется). Значит Мудрость – способность поступать правильно. Именно мудрые люди братья Стругацкие донесли до нас мысль, что добро можно сделать только из зла, т.к больше его сделать просто не из чего.
Учитель: А почему Доброта и Мудрость – все с годами? (Ответы детей)
Учитель: Согласна (Больше опыта, правильные решения и поступки, понимание важности бескорыстно творить ДОБРО, образуется с годами). Я желаю вам всегда и везде учиться науке доброты и учить этому других.
А теперь на несколько секунд закроем глаза, помолчим, и еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня, что вам особенно запомнилось, что нового вы узнали о доброте и мудрости, вспомним, что чувствовали, обсуждая эту тему
Пока ребята обдумывают, что они узнали нового во время беседы учитель пишет на доске фразы
- Сегодня я понял (а), что. И Я, как добрый и мудрый человек буду
А теперь я прошу вас прокомментировать любую из предложенных фраз, прошу высказать самую главную мысль, которую вы сегодня усвоили, буквально одно предложение, несколько слов по теме беседы
Ответы детей, спасибо.
А теперь пришла пора определить ваш звездный статус. Напоминаю, если вы считаете, что работали достаточно активно, одну звезду по праву можете оставить себе, а вторую необходимо обязательно отдать самому активному, на ваш взгляд, участнику разговора. Итак, у вас несколько секунд, приступайте, по сигналу колокольчика, выстраиваемся перед доской.
Звон колокольчика – прошу вас поднять ваши звездочки вверх.
Друзья, Приветствуем активных, очень активных и самых-самых активных участников нашего разговора тремя хлопками.

Итак, сегодня мы говорили о добре, мудрости. Мне понравилась ваша активность, неравнодушие к обсуждаемым вопросам, которые относятся к нравственным категориям, их нельзя увидеть, потрогать руками, они должны жить внутри каждого из нас, это и есть материал, из которого строится человек.
Наше занятие закончено, до новых встреч!



 




















15