Классный час по теме «Доброта… Добро… Что же это такое?»





Классный час
по теме
«Доброта Добро Что же это такое?»



Цели. Формировать нравственные качества; развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Оборудование. Ноутбук, экран. Пословицы о доброте; слова написанные в «сердечках» цветок Доброты; костюмы и декорации для постановки сказки; цветы; аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского
Ход занятия
Учитель Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о чем будет разговор.
Ученик 1
Слово это серьезное, главное важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, тепло и любовь.
В нем стремленье на помощь прийти
вновь и вновь
Это качество в сердцах у многих живет
И о боли других позабыть не дает.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец Доброта.
Учитель. О каком качестве пойдет речь? /О доброте/
Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу, наблюдается дефицит милосердия. Неужели современному человеку не нужны сочувствие. Переживание, внимание, доброжелательность?
Доброта Добро Что же это такое? Прочитаем высказывания великих людей. /Запись на доске/
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное /Л.Толстой/
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид
/В. Розов/
- Это человеческое качество ценилось всегда, во все времена. Знаете ли вы пословицы и поговорки о добре и зле? / Дети называют пословицы и поговорки, подготовленные заранее. Некоторые пословицы написаны на доске. По ходу занятия дети будут находить нужные пословицы и объяснять их смысл:
- Доброе слово и кошке приятно.
- Доброе слово дороже богатства.
- Спеши делать добро.
- Добрые дела красят человека.
- Добро век не забудется.
- Доброе слово дом строит, злое слово дом разрушает.
- Доброе сердце лучше богатства.
- Доброе сердце – половина счастья.
- При солнышке тепло, при матушке добро.
- Красоту уносят годы, доброту не унесут.
- А как много добрых слов образовано от этого слова – добро.
- На слайде изображен Цветок Доброты. Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова (доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель).
- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? /Сказка В.Катаева «Цветик-семицветик»( просмотр)
- Кому и как помогла девочка в этой сказке?
- А на что бы вы потратили волшебные лепестки цветка?
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? /Нет/
- Действительно, научится по настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? Можно ли стать добрым на время?
Ученик Достается не дешево счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряться все земные труды.
Может, вырастил, деревце иль, очистил пруды?
Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
Учитель Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению? /Добрые дела красят человека; Жизнь дана на добрые дела/
- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Ученик Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.
Учитель Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1. Ученик возвращается из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка – соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то его отблагодарить его.

- Проанализируйте эти ситуации, и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? /В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя/
- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? /Нет/
- Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в это бескорыстны!

Ученик Добрые люди, на свете бывают
В наших окошках то свет, то темно.
Песни не любят, когда их забывают.
Сердце не любит, когда оно одно.
Добрые люди, никто нас не рассудит –
Только мы сами поймем, в чем смысл и суть.
Добрыми будем – тогда и выйдем в люди.
Добрыми будем – и будет добрый путь!
Добрые люди, никто нас не осудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей!
Добрыми будем, и мир добрее будет.
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Учитель Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям!
- Ребята, а где добро всегда побеждает зло? /В сказках/
- Вспомните сказки, в которых добро побеждает зло. /Дети перечисляют сказки/
- Антон Павлович Чехов обратился к вам, молодому поколению, с такими словами: «Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Давайте вернемся к нашему цветку Доброты. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
/Дети выходят на сцену с цветками, которые они приготовили заранее. В центре цветков написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома.
Звучит «Вальс цветков» П.И.Чайковского. Дети прикрепляют свои цветы рядом с цветком Доброты/.
- Какая чудесная получилась цветочная поляна! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, трудолюбие, бескорыстность, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!
/Дети поют песню «Дорога добра» сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова/

15