Классный час по толерантности
Классный час
«Я не такой, как все, и все мы разные. Толерантность»
Целевая
аудитория Обучающиеся 6-го класса
Количество
участников 24 человек
Цель работы
Осознание обучающимися необходимости толерантного отношения к окружающим на основе самоанализа и оценки собственных границ толерантности.
Актуальность В течение года среди обучающихся 6-х классов неоднократно возникали конфликты, в том числе связанные с унижением достоинства одноклассников на почве национальной принадлежности.
Средства и методы измерения результатов Наличие заполненного личного контракта.
Используемая литература 1. Иванов А.Н., Притчи и истории для тренера и консультанта. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.
2. Малкина-Пых И.Г., Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 896 с.
3. Пузиков В.Г., Технология ведения тренинга. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
4. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2006.
5. Щеколдина С.Д., Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004.
Ход занятия
I. Постановка проблемы через опрос обучающихся:
- можете ли вы назвать проявления нетерпимости в обществе;
- сталкивались ли вы с такими проявлениями в нашем поселке, школе;
- почему люди бывают нетерпимы друг к другу
Постановка вопроса зависит от степени открытости группы
II. Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной» Презентация1. Знание самого себя.
Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.
2. Защищенность.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.
3. Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит «не от расположения звезд, а от них самих». Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.
4. Потребность в определенности.
Интолерантные личности делят мир на две части — черную и белую. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.
5. Ориентация на себя — ориентация на других.
Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться.
6. Способность к эмпатии.
Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей.
7. Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.
8. Авторитаризм.
Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
III. Работа над личным контрактом
Мой личный контракт
Я______________________________________________________обещаю себе быть терпимой (ым) к людям, непохожим на меня своим внешним видом, национальностью, религией или чем угодно еще.
Отныне я буду _______________________________________________________
Я больше не буду _______________________________________________________
Благодаря этому _______________________________________________________
V. Рефлексия