Урок информатики «Системы распознавания текстового документа»
Урок информатики в 9 классе «Системы распознавания текстового документа»
Грищенко Галина Александровна,
Учитель информатики МКОУ СОШ №11
Левокумского муниципального района
Тип урока: освоение нового материала
Цель: сформировать представление обучающихся о приемах создания текстовых документов с использованием сканера и программ OCR.
Задачи:
формировать умения и навыки приемов создания текстовых документов с использованием периферийного оборудования (сканер) и программных средств для распознавания полученного изображения (ABBYY FineReader);
развивать навыки использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией, познавательный интерес;
воспитывать понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией; интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – навыки работы с программами оптического распознавания документов;
метапредметные – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с текстовой информацией;
личностные – понимание социальной, общекультурной роли в жизни современного человека навыков работы с программным обеспечением, поддерживающим работу с текстовой информацией.
Структура урока:
Организационный момент (1 мин.)
Проверка д/з (тестирование) с помощью программы КТС Net 2 (4 мин.)
Актуализация (5 мин.)
Изучение нового материала (10 мин.)
Физ. минутка (гимнастика для глаз) (3 мин.)
Практическая работа (12 мин.)
Подведение итогов урока (4 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка д/зтест текстовый редактор
3. Актуализация (проблемная ситуация)
Из устройств, представленных на слайде, укажите устройства ввода информации (клавиатура, мышь, микрофон, сканер).
Для каждого устройства назовите вид вводимой информации.
Какое из устройств позволяет ввести текст в память компьютера? (клавиатура). Навык квалифицированного клавиатурного письма сегодня считается социальным, общекультурным. Он важен в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Очень часто возникает необходимость ввести в компьютер несколько страниц из книги, статью из журнала и т.д. Например, вам необходимо подготовить сообщение о животных Ставропольского края, занесенных в Красную книгу (учитель демонстрирует Красную книгу Ставропольского края).
Как вы поступите? (ответы учеников – затратить определенное время и просто набрать этот текст с помощью клавиатуры; сделать ксерокопию страниц).
Но чем больше исходный текст, тем больше времени будет затрачено на его ввод в память компьютера.
С помощью, каких устройств мы можем получить копию страницы из книги или журнала? (сканер, фотоаппарат, камера мобильного телефона)
В каком формате в этом случае мы получаем файл-копию (с помощью сканера можно получить изображение-картинку страницы текста, т.е. графический файл)
Текст можно будет читать, распечатывать, но нельзя будет его редактировать и форматировать. Поэтому для получения документа в формате текстового файла необходимо применить специальные программы, способные перевести изображение в подходящий для редактирования формат. Презентация (слайд3):
Такие программы называют OCR (это сокращение слов optical character recognition, "оптическое распознавание символов").
4. Изучение нового материала
Презентация (слайд4):
– А теперь давайте сформулируем тему нашего урока, подсказкой будет ребус:
Тема урока: «Программы оптического распознавания символов»
Презентация (слайд5):
Ребята, давайте поставим цели урока, продолжив предложение:
Узнать (что?): как создать текстовый документ с использованием сканера и программ оптического распознавания символов
Научиться (чему?): получать изображение страницы текста с помощью сканера, проводить распознавание текста
Получить практические навыки работы с (какой программой?)
Презентация (слайд 6):
Давайте с вами узнаем, какие программы OCR существуют?
Наиболее распространенной программой оптического распознавания символов является ABBYY FineReader.
Презентация (слайд 7):
Упрощенно работу с программой распознавания символов можно представить так:
Бумажный носитель помещается под крышку сканера.
В программе отдается команда – создаётся цифровая копия исходного документа в формате графического файла (изображение). Замечание: так как цифровую копию документа можно получить, используя цифровой фотоаппарат или камеру мобильного телефона, то в программе можно файл изображение
В программе отдается команда .
Распознанный текст переносится в окно текстового редактора (например, Microsoft Word), для этого отдается команда :
Презентация (слайд8):
так как файл изображение можно либо получить с помощью сканера, либо открыть, то работа с программой ABBYY FineReader может начаться либо с команды сканировать либо с команды открыть
Далее учитель демонстрирует этапы работы с программой ABBYY FineReader (непосредственно в программе ABBYY FineReader).
На этапе распознавания учитель дает пояснения:
Сначала программа анализирует структуру документа, выделяя на его страницах блоки текста, таблицы, картинки.
Блоки - это заключенные в рамку участки изображения. Блоки выделяют для того, чтобы указать системе, какие участки, отсканированной страницы, надо распознавать и в каком порядке. Также по ним воспроизводится исходное оформление страницы. Блоки разных типов имеют различные цвета рамок.
Блоки текста, таблицы разбиваются на строки. Строки разбиваются на слова, а слова – на отдельные буквы. После этого программа сравнивает найденные символы с шаблонными изображениями букв и цифр, хранящимися в её памяти. В программу встроены словари, обеспечивающие более точный анализ и распознавание, а также проверку распознанного текста.
Первичное закрепление (практическая работа)
Теперь потренируемся работать с программой ABBYY FineReader.
Будем использовать упрощенную версию программы, поставляемую со сканером.
5. Физ. минутка (гимнастика для глаз) (3 мин)
комплекс упражнений гимнастики глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 раза.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 раза.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 раза.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 раза.
В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6.
6. Закрепление изученного материала (практическая работа)
Практическая работа: Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
Цель:
ознакомление с программой оптического распознавания текстов ABBYY Finereader 6.
Задание №1 «Сканирование и распознавание двух страниц любой книги средствами программы ABBYY Finereader»
Задание №2 «Распознавание уже имеющихся файлов или изображений в текстовый документ Word»
Каждый ученик получает ксерокопию страницы из Красной книги Волгоградской областиПо окончании работы через проектор демонстрируется результат работы отдельных учеников, заслушиваются сообщения ребят о интересных фактах, которые они узнали из Красной книги.
7. Подведение итогов урока
Вопросы:
Зачем нужны программы распознавания символов? (для создания текстового документа)
Какие программы распознания текста вы знаете? (ABBYY FineReader)
Перечислите этапы работы с программой распознавание текста? (учебник стр. 171)
Где в практической деятельности применяются технологии оптического распознавания символов? (при проведении переписей населения, ЕГЭ, создание электронных библиотек, оцифровка ценных и редких книг и т.д.). Презентация (слайд11)
Презентация (слайд12):
Оцените символом + с каким настроением вы уходите с урока:
Лист самооценки
8. Домашнее задание
стр. 170-170, вопросы 1-3 стр. 173