Программа внеурочной деятельности Мир в нас-мир вокруг нас
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Программа «Мир в нас - мир вокруг нас» призвана расширить экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках окружающего мира.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество часов: 68 из расчёта 1 час в неделю: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа.
Планируемые результаты освоения
учащимися программы курса «Мир в нас - мир вокруг нас»
Личностные:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей.
Тематическое планирование
2 класс
№ Дата Тема
1 Загадки животного мира. Мир живой и неживой природы.
2 Секреты неживой природы. Вещи и вещества.
Разнообразие веществ.
3 Человек – часть живой природы. Человек и его корни. Родословное древо семьи.
4 Птицы нашего края. О братьях наших меньших.
5 Богатство родной природы в творчестве народа. Путешествие в прошлое.
6 Что мы знаем о своём районе. Проект «Сохраним историю родного края».
7 «Почему мы часто слышим
слово «экология». Экологический проект «Земля – планета жизни».
8 Знай и люби свой край. Викторина.
9 О чем расскажут названия улиц родного города.
10 Вежливая улица. Викторина.
11 Как работает организм человека. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
12 Опора тела и движение.
Наше питание
13 Растения и животные на службе у человека.
14 Час эрудитов «Птичьи имена».
Проект «Сохраним красоту природы»
15 Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы.
16 Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы.
17 Экологический проект «Земля – планета жизни»
18 Человек и его внутренний мир.
Как стать личностью?
19 Человек и его внутренний мир.
Как стать личностью?
20 Эмоции и чувства.
Как настроение?
21 Человек в мире людей .Почему возникают конфликты?
22 Человек в мире людей.
Почему возникают конфликты?
23 Путешествие по правам человека.
24 Человек единое человечество.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов.
25 Человек единое человечество.
Глобальные проблемы.
26 Земля – наш общий дом. Великий круговорот жизни.
27 Путешествие по природным зонам.
28 Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь.
29 Где растут тропические леса. Жизнь в горах.
30 Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
31 Земля – наш общий дом.
Проект «Всемирная выставка»
32 Игра – путешествие «Заповедные места области»
33 Изготовление условных знаков, экологических памяток.
34 Презентация «Экологический календарь»
Тематическое планирование
3 класс
№ Дата Тема
1 Понятие об экологии как науке. Законы экологии.
2 Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.
3 Игра «Угадай растение по описанию»
4 Что расскажут нам деревья? Почему деревья сбрасывают листву?
5 Игра «Путешествие в страну «Золотая осень»
6 Я и мое окружение. Моя семья.
7 Я и мое окружение. Мой класс.
8 Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате».
9 Гигиена моего дома. Бытовые приборы в квартире.
10 Наша одежда и обувь. Русская народная одежда.
11 Практическое занятие «Русская национальная одежда».
12 Вода - источник жизни. Вода в моем доме и в природе.
13 Стихи, рассказы о воде в природе. Вода в жизни растений и животных.
14 Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
15 Солнце и свет в нашей жизни. Солнце, Луна, звезды – источники света.
16 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.
17 Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам.
18 Геральдика – наука о гербах. Символика России.
19 Символы нашего края.
20 Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать.
21 О подвигах женщин в военное время. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои.
22 История страны в названиях улиц.
23 След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
24 Этика – наука о морали. Школьный этикет.
25 Добро и зло в сказках. Сказка о вежливости.
26 Праздничный этикет. День рождения.
27 Этикет в общественных местах.
28 Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе».
29 Фотовыставка «Чистые уголки нашего края».
30 Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа.
31 Выявление экологической ситуации в городе. Экологическая игра «Не проходите мимо!»
32 Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите.
33 «Красная книга» животных Тульской области.
34 Оформление краеведческого уголка в классе. «Вклад моей семьи в дела родного края».
Список литературы
Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.
Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.
Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.