Конспект урока музыки по темеМузыка утра
Тема четверти: «Музыка и ты».
Тема урока: «Музыка утра».
Цель деятельности:познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемый результат:
Предметные:
Показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.
2. Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования – хоровое пение, пластическое интонирование.
Метапредметные:
1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
Личностные:
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять. 3. Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование:Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
№ Этапы урока. Методы и приемы. Хроно-метраж. Содержание урока. Деятельность учителя. Деятельность ученика. УУД.
1 Организационный момент. 2 -Здравствуйте ребята. Меня зовут Ирина Павловна, и сегодня я у вас проведу урок музыки!Давайте поздороваемся по-музыкальному.
Дети приветствуют. Р: Организовать свое рабочее место под руководством учителя.
2 Изучение нового материала.
Слушание «Утренняя молитва»
П.И.Чайковский
10
Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой утра. Когда вы утром просыпаетесь, то, наверное, подбегаете к окошку и смотрите, какая погода на улице, светит ли солнышко, идёт ли снег или дождь. И, конечно, вы сразу хотите как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом, правда?
А вот художники, музыканты, поэты, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что нужно композитору, художнику, поэту, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение?
Дети отвечают, что композитору нужны звуки, художнику - краски, а поэту - слова.
Сегодня мы отправимся с вами в гости, к двум композиторам.
Вы встретитесь с их удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений.
Тема нашего урока «Музыка утра» Посмотрите на портрет, что это за человек? (Чайковский).А кто же он по профессии? (Композитор) Верно!
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения. Дети рассказывают о композиторе все, что знают.
Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.) Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть,у и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. Вдальнейшем он обучился еще и дирижированию, и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
- А теперь обратите внимание, что за изображение на слайде?
Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
А что вы о нем знаете? Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме».
Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома»,и если, вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Ребята, Чайковский был глубоко верующим человеком.
С чего начинался день верующего человека? (С молитвы)
Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе? Слушание
Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?(Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное.) “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.
Какая мелодия? Как она звучит? (Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню)
Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?
Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы - маленького ребенка.
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины? (Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.)Итак, “Утренняя молитва” - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром Дети слушают, отвечают. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
К: Участвуют в учебном диалоге.
3 Пение.Ю. Антонов «Утренняя песенка» 10 Учитель: - А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим музыку утра.
Какой инструмент всегда находится с нами?
Дети: - Голос.
Учитель: - И как любой инструмент его надо настроить. Ю. Антонов «Утренняя песенка»
ВХТ Методы и приемы.
1. Интонационные:
-повтор одного звука
-хроматизм. -собственный показ.
-помощь инструмента.
-использование минусовки.
2. Ритмические:
-распевы. -собственный показ.
-показ звуковысотности.
3. Дикционные:
-окончание фраз словами с согласной в конце.
-распевы. -собственный показ.
-показ звуковысотности.
-использование минусовки.
-проговаривание текста.
Молодцы ребята! Дети поют. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.
Р: Принимают и решают поставленную задачу.
4 Слушание
«Утро» Э.Григ 6 Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой.Теперь отправляемся в страну Норвегию, к следующему композитору Эдварду Григу. Полетим на самолёте! Летим и слушаем музыку Э. Грига. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.Так какое время года? Зима или лето, а может быть весна?- Похоже и на лето, и на весну. -Почему вы так решили? (В музыке как- будто выглянуло солнце) - А кто исполнял это произведение, один инструмент или много. Много, это оркестр. - Скажите, а солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно? (Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно) - А как композитор это изобразил? Голоса (тембры) каких инструментов рисуют нам постепенное пробуждение природы?
(Дети слушают ещё раз, называют флейту, гобой, скрипки и др. Вместе с учителем дети выясняют, что звучность усиливалась, добавлялись другие инструменты, создавая эффект восхода солнца.)
Учитель: - Скажите, стихотворение И.Никитина, больше созвучно какому музыкальному произведению, первому или второму?
Дети: - Второму, его написал Э.Григ) 5 Подведение итогов. 5 Ребята, вы сегодня познакомились с разными произведениями искусств, вы увидели и услышали, как поэты, художники, композиторы по-разному выражают свои мысли, чувства, настроения от картины природы, и конкретно, об утренней природе. С произведениями каких композиторов вы сегодня познакомились? (Дети вспоминают П.Чайковского, Э.Грига).
А по желанию, дома нарисуйте своё утро. До новых встреч! Дети отвечают и прощаются. Р: Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.