Презентация педсовета инклюзивное образование в условиях современной школы
Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы январь 2014 г. «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье Ценность человека не зависит от его способностей и достижений Каждый человек имеет право наобщение и на то, чтобы быть услышанным Развитие инклюзивного образования Население России 145,5 млн. человек Людей с инвалидностьюоколо 14 млн. Детей со специальными образовательными нуждами от 7 до 18 лет около 1,6 млн. Детей с инвалидностью до 18 летоколо 620 300 чел. В России не получает образованиябольше 100,000 детей Статистика Инклюзия (от inclusion - включение) процесс, при котором что -либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Инклюзивное образование совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. - доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, в общей численности детей с ОВЗ и детей-инвалидов школьного возраста должна вырасти с базового значения в 30 % до 71% в 2015 году. Государственная программа «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы- к 2016 году доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбаръерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%, сейчас их только 2,5 %. В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях, – 70% к 2020 г.»2. Государственная политика Новые Федеральные образовательные стандарты начальной и основной школы учитывают особенности развития обучающихся с ОВЗ. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степениреализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами. Переход на новые экономические условия функционирования образовательных учреждений. ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Государственная политика Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными международными правовыми актами.Обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов.Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.Внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) Все дети разныеВсе дети могут учитьсяЕсть разные способности, различные этнические группы, разный рост,возраст, происхождение, пол.Адаптация системы к потребностям ребенка Инклюзивное образование Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий ФЗ от 29.12.2012 №273«Об образовании в Российской Федерации» Интегрированное образование -ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу. Инклюзивное образование- предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
Класс полной интеграции (из 25 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ) Специальный (коррекционный) класс частичной интеграции Формы инклюзивного образования: Семейное (домашнее) обучение, экстернат В школе обучается 6 детей- инвалидовИ48 детей с ограниченными возможностями здоровья Опыт работы педагогов МБОУ «СОШ №19» с детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления работы по инклюзивному образованию коррекция зрения Бассейн и корригирующая гимнастика (коррекция осанки и плоскостопия) Работа школьного логопункта (4а кл.) Пирожкова Н.Д Работа музыкального театра «Фонарик»- Ежегодное участие в городском фестивале для детей сограниченными возможностями здоровья «Мы сами!» (САФУ)Выступление в городской Неделе детской книги «Детские писатели о войне» (библиотека «Кругозор») Выступление в городском творческом отчете воспитателей ГПД по теме «Волшебный мир театра»- Творческий отчет ко Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто» (музыкально- театрализованное представление)- Выступление с театральными постановками на школьных праздниках- Участие в школьном конкурсе семейного творчества «Симпатяшка» Внеурочная деятельность в ГПД www.inclusive-edu.ru Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета С.В.Алёхина, кандидат психол.наук, профессор НГПУдиректор Института проблем интегрированного (инклюзивного)образования МГППУ