Научно-исследовательская работа: Поэты рядом с нами.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение “Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Поэты рядом с нами»
предмет: русская литература

Работу выполнила ученица 11-А класса МБОУ «Кировская школа- гимназия№2»
Галабурда Екатерина Алексеевна Руководитель работы:
Беспалая Л.М., учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной категории

Кировское,2016
Рецензия
Поэты рядом с нами
Галабурда Екатерина Алексеевна
МБОУ «Кировская школа-гимназия №2» ,11 класс,
Республика Крым, пгт. Кировское
Научный руководитель: Беспалая Лидия Максимовна
Обращение к данной теме для меня не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своих земляков через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.
В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о талантливых поэтах-земляках. Исследовательская работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края. В районе нет творческих работ, в которых бы тщательно исследовалось творчество моих земляков, хотя они активные участники и победители многих конкурсов, проводимых в Крыму.
Скромные творения поэтессы Нелли Ивановны Глебовой, собранные в сборнике «Исповедь души или безоблачное счастье» – ключ к пониманию идейно-эстетических поисков. Поэзия Нелли Ивановны выделяется удивительной простотой, художественным своеобразием. Многим из них присущи глубина мысли, пламенность чувств и человечность. Ее лирика благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца.
Поэзия для Нелли Ивановны – средство самовыражения. Ее дарование раскрывается с особой силой в произведениях, посвященных композиторам, музыке, потому что она для нее все. Исследуя и систематизируя наследие поэтессы, можно сделать вывод: ее поэзия является значительным вкладом в литературу не только Кировского района, но и Республики Крым в целом. Сборник «Исповедь души или безоблачное счастье» чист художественной палитрой, богат тематически. Поэтесса умеет писать зримо, метафорично, свежо и просто. Как раз всем этим и привлекателен ее сборник стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
1.1.Результаты анкетирования
1.2.Глава 1.Штрихи к портрету Н.И.Глебовой…………………………………..5
2.2 Глава 2.Основные мотивы сборника стихотворений Н.И.Глебовой
«Исповедь души или безоблачное счастье»……………………………
2.1. Родная природа в лирике поэтессы……………………………… 7
2.2.Малая родина - Крым в творчестве Н.И.Глебовой……………...9
2.3. Любовная лирика……………………………………………………12
2.4.Стихотворения-посвящение-один из жанров поэтессы…………… 20 Заключение……………………………………………………………….. 25
Список использованной литературы……………………………. …........2
ВВЕДЕНИЕ
У каждого человека есть своя малая родина. Что мы, в сущности, о ней знаем?! Географические и природные особенности, историческое прошлое, ратный и трудовой подвиг, прославленные земляки. А где душа, каково духовное наследие? Искать её надо в поэзии. Поэзия открывает перед читателями внутренний мир человека, учит любви к родине, ко всему живому в природе, любви к родному краю.. Строки, проникнутые теплом и любовью, способны лечить сердце, давать советы, заставлять верить в светлое и доброе. Стихи – это больше, чем просто хобби. Писать – значит вкладывать себя всего без остатка в строки, которые останутся на бумаге надолго, «ведь рукописи не горят». Говорят, глаза – зеркало души, тогда стихи – это рамка. У кого-то она золотая, а у кого-то лишь позолоченная. Но это не значит, что человек не умен или черств. Вовсе нет!
Не все те, кто пишет, профессора, доктора наук. Они открыты миру, скромны, застенчивы, требовательны к себе. Так почему же они пишут стихи? Стихи помогают им выражать свои чувства, будь то страх, ненависть, любовь, восхищение или сострадание. Поиск истины, желание высказаться, поделиться сокровенным – вот что заставляет их творить.
Поэзия - это слова, а правильно подобранное слово может творить чудеса.
Пишет стихи и наша поэтесса-землячка Н.И.Глебова.
Обращение к данной теме для меня не просто интерес к истории своего народа, это попытка понять творчество своих земляков через призму истории, культуры, природы. Это и интерес к жизни отдельного человека, обогатившего историю своего края.
В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о талантливой поэтессе-землячке. Исследовательская работа вносит свой вклад в решение актуального вопроса изучения литературы родного края. В районе нет творческих работ, в которых бы тщательно исследовалось творчество моих земляков, хотя они активные участники и победители многих конкурсов, проводимых в Крыму.
Проблема исследования: Важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем, своими земляками. Литература родного края – это часть национальной культуры и литературы.
Формулировка гипотезы: Если сделать анализ стихотворений поэтессы, то, благодаря этому, мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.
Цель исследования:
1) выяснить с помощью анкетирования, знакомы ли учащиеся , учителя нашей школы, жители поселка с творчеством поэтессы-землячки Н.И.Глебовой;
2) познакомиться с жизнью и изучить творчество Н.И.Глебовой;
3) привлечь интерес к ее творчеству;
4) донести до читателя своеобразный мир поэтессы.
Задачи исследования:
1.Познакомиться с творчеством поэтессы-землячки.
2.Прочитать и исследовать ее произведения.
3.Определить темы стихотворений .4.Провести их классификацию.
2. Показать разнообразие тем, жанров, в которых работает поэтесса, проблемы, которые волнуют ее.
5. Раскрыть своеобразный мир поэтессы и привлечь внимание к ее творчеству.
Объект исследования: творчество поэтессы-землячки Н.И.Глебовой
Предмет исследования: стихи Н.И.Глебовой
Методы исследования:
- исследование, анализ, синтез.
- беседа, интервью, анкетирование.
Практическая направленность:
материалы исследования можно использовать на уроках литературы (как региональный компонент), при проведении внеклассных мероприятий, способствующих патриотическому воспитанию подрастающего поколения: на классных часах, тематических встречах, школьных вечерах; представить на неделе литературы, готовый материал предоставить в районную и школьную библиотеки, выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Глава1.Результаты анкетирования
Поэты -земляки. Кто они? Прежде чем начать работу, я решила выяснить, знают ли учащиеся нашей школы о поэтах-земляках и конкретно о поэтессе-землячке Н.И.Глебовой , и предложила ребятам ответить на несколько вопросов:
Знаете ли вы земляков, которые пишут стихи?
Если знаете, то назовите их.
Знаете ли вы своих земляков, у которых есть вышедшие поэтические сборники?
Если знаете, то назовите их.
Знакомы ли вы лично с кем-то из них? Читали ли вы их стихи?
Знаете ли вы о том , что директор музыкальной школы пишет стихи?
Хотели ли бы вы с ней встретиться?
Каковы же результаты опроса? Вот что мне удалось выяснить.
Всего в опросе приняли участие 186 человек (с 5 по 11классы).
На первый вопрос (Знаете ли вы земляков, которые пишут стихи?)
ответили «да» - 100 человек, «нет» -86
(среди ответивших положительно- учащиеся старших классов, у которых проводились встречи с поэтами-земляками).
На второй вопрос (Если знаете, то назовите их), мы получили следующие ответы:
В.В.Беспалый. –100 человек,
Алла Лукашевич. – 61человек,
Н.И.Глебова – 25 человек (это дети ,которые ходят в музыкальную школу)
Ответы на третий вопрос (Знаете ли вы своих земляков, у которых есть вышедшие поэтические сборники?). Порадовало, что учащиеся 9-11 видели в книжном магазине сборник стихов поэта – земляка В,В,Беспалого.
Многие респонденты ограничились односложными ответами («да» -158 и «нет» -28 человек).
Ответы на четвертый и пятый вопросы (Знакомы ли вы лично с кем-то из них? Читали ли вы их стихи? Если «да», то что вы можете о них рассказать?) мы объединили, так как 170 респондентов смогли дать поэтам –землякам небольшую характеристику, которая сводилась к следующему:
«У них у всех стихи очень добрые, искренние, хорошие» -126 человека.
« Мне нравятся стихи о любви»-32 человека,
«У них стихи о жизни»-12 человек.
После проведенного вечера поэзии с моей землячкой Нелли Ивановной Глебовой результаты изменились таким образом:
В опросе приняло участие 90 учащихся 6-11 классов. Все назвали сборник ее стихов,22 респондента цитировали ее стихи наизусть
Анкетирование также было проведено среди педагогического коллектива и жителей поселка, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Знакомы ли вы с творчеством Н.И.Глебовой- директором музыкальной школы
2 Можете ли вы назвать сборник ее стихов.
3. Назовите понравившееся стихотворение.
В опросе участвовало 64 человека. Здесь картина была совсем другая.
На вопрос(Знакомы ли вы с творчеством Н.И.Глебовой- директором музыкальной школы) ответили:
«да»-22,
«нет»-42,
На вопрос ( Можете ли вы назвать сборник ее стихов ) ответили так:
«да»-20.
«нет»-44
На вопрос (Назовите понравившееся стихотворение)
15 респондентов ответили положительно.
При опросе учителей и жителей поселка на вопрос ( нравится ли им ее поэзия), я слышала такие ответы:
« Ее стихотворения настраивают читателя хранить в своих сердцах свет любви и добра» (читатель не представился).
Лейла Кузнецова- индивидуальный предприниматель: «Великолепные стихи. Всегда с нетерпением жду новый номер газеты «Кировец», где печатаются стихи Нелли Ивановны».
В.И.Буракова- пенсионерка: «Простые , но очень трогательные».
В.В. Беспалый- поэт: «Женственная и очень тонкая поэзия».
Людмила Еркина: «Мне нравится ее поэзия, Очень чувственна».
Л.В.Бондаренко-учитель: «Чувствуется, что для нее поэзия — всегдашнее состояние души. Она как бы переложила на поэзию всю свою жизнь».
Г.И.Рогожа- военный пенсионер: «Ее стихотворения дают ей возможность сказать читателям о самом сокровенном»
В.А.Лозакович: « Читаю их с превеликим удовольствием».
Л.И.Зяблицева: «Они мне подымают настроение».
Исходя из того, что учащиеся школы уже многие знают творчество поэтов-земляков В.В.Беспалого , Аллы Лукашевич, а мало о Н.И.Глебовой , я решила познакомить их с ее творчеством.

Штрихи к портрету Н.И.Глебовой
Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Так и стихи Н.И.Глебовой несут на себе печать искренности , любви к жизни.
Нелли Ивановна родилась в Армении в г. Ереван. Окончила балетную и музыкальную школы. О себе она говорит так: «Вся моя жизнь посвящена работе с детьми в музыкальной школе. Музыка- нечто фантастическое в жизни человека. Писать стихи – это подарок судьбы. Выражать чувства в стихах , свое отношение к природе , людям , женской судьбе возможно ,пропустив через сердце и совершенно искренне».
Печатается Нелли Ивановна в районной газете « Кировец». Является победителем Всеукраинского конкурса поэтов 2010 года, награждена дипломом. Ее стихи читают и ждут не только женщины , но и мужчины.
Нелли Ивановна по характеру человек общительный, обязательный, если пообещает – выполнит, не любит ложь. В свободное время читает , увлекается поэзией Есенина , общается с друзьями , играет на фортепиано. Результат ее творчества – сборник стихов «Исповедь души или безоблачное счастье».
Глава 2. Сборник стихотворений Н.И.Глебовой «Исповедь души или безоблачное счастье»- ключ к пониманию идейно-эстетических поисков Творчество Н.И.Глебовой состоит из сборника стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье». Это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь.
Сборник стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье» емкий, искренний. Он пронизан любовью. Читатель слышит доверчивый голос женской души, такой ранимой и такой чуткой. Строки в сборнике, продиктованные любовью, идущие от чистого сердца, от всей души. Сама Нелли Ивановна об этом говорит так: «Выразить чувства в стихах, отношение к природе , женской судьбе, людям возможно, пропустив через сердце и совершенно искренне» .Ее лирика благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая, вызывающая у поклонников поэтического слова положительные эмоции, облагораживает сердца.
Скромные творения поэтессы несут в себе живую силу воли, волшебство доброты и справедливости, вдохновляюще воздействуют на духовные и физические способности вдумчивых, неравнодушных к поэзии читателей и слушателей, обогащают их внутренний мир яркими образами красоты, любви, счастья. Ее стихам присуща глубина мысли, искренность. В творчестве Нелли Ивановны можно выделить несколько тем: любование родной природой, любовь к малой родине-Крыму, трепетное отношение к родным, близким, друзьям и, конечно же, любовь к музыке. Обо всем этом пишет поэтесса ярко, самобытно и эмоционально. Стихотворения ее наполнены светом любви, надежды и веры. Все, о чем пишет поэтесса, ею пережито, прочувствовано, наполнено живительным соком самой жизни, Когда читаешь ее поэзии, в голову приходит мысль: « Все так узнаваемо».А это высшая похвала, потому что строки идут от сердца ,где все так сокровенно.
В целом все , без исключения, стихи сборника воспринимаются читателем как благодарность Нелли Ивановне за то , что пишет такие искренние , очень необходимые людям строки.
2.1.Родная природа в лирике поэтессы
Тема русской природы — неотъемлемая часть творчества любого русского писателя и поэта. Природа — это и мир приятных эмоций, и мир детских воспоминаний, и воплощение образа Родины, и предмет для размышления о вопросах бытия…
В творчестве любого мастера слова можно отыскать строки о природе, которые вдохновят нас и окрылят красотой. Эта тема присутствует и в стихах Н.И.Глебовой. Она находит отражение в лирических миниатюрах, в которых прослеживается гармония души человека и души природы, в них живет каждый листочек, каждая былинка:
Листья желтые земли коснутся,
Тихо , виновато улыбнутся,
И, танцуя , паутинок нити
Ветер вдруг порвет , шепча: «Простите…»
«Здравствуй , осень»
Стихи поэтессы полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родной земли, они трогают душу , наполнены колоссальной энергией. Она любит природу родного края , точно подмечает рождение утра и наступление вечера , Вечерний пейзаж наполнен умиротворением. Он успокаивает душу лирического героя. Чувства человека и жизнь природы находятся в гармонии.
Увидеть картину природы , запечатлеть ее образ в звуках, красках и провести аналогию с душевными переживаниями лирического героя – это поэтический талант, который проявился уже с детских лет.
На фоне лунно-звездной ночи
Я наблюдала водопад.
Не серебрен , не позолочен,
Брильянтом брызг летел каскад…
Летели брызги-бриллианты ,Играя светом звезд , Луны.
В брильянтах россыпей теряясь,
В волшебном мире красоты.
Цветы ,особые таланты,
С приятным запахом, нежны.
И надо ж было припоздниться,
Чтобы в вечерний , поздний час
Увидеть чудо, удивиться
За столько лет и в первый раз!
На фоне лунно-звездной ночи
Я вспоминала водопад…
Новоафонский , между прочим ,
Моей любви и грез каскад.
«Водопад»
Просто и с какой-то детской непосредственностью поэтесса передает впечатления от Новоафонского водопада. Употребление эпитетов «волшебный мир», «лунно-звездная ночь»; метафор «брильянтом брызг летел каскад», «в брильянтах россыпей теряясь» позволяет поэтессе передать искренность, эмоциональность чувств.
Растворяясь в природном мире, погружаясь в его тайны , Нелли Ивановна рисует живые картины в стихах: «Облака», «Осень», «Жду весну», «Октябрь», «Абрикосовое лето».
Зима, рассерженная гостья,
Царит в заснеженном Крыму.
Скворцы, как изабеллы гроздья,
Темнеют стайкой на снегу.
………………………………..
А снег все валит и не тает
От слабых солнечных лучей.
Крик детворы не умолкает,
Как расшумевшихся грачей.
Я жду весну , как воплощенье
Любви , надежды и мечты,
Сирени буйного цветенья,
Мерцанья теплых звезд ,росы…
«Жду весну»
У нее природа неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств. Весна представляет собой развернутую метафору: поэтесса ощущает ее приход во всем. Стихотворение написано шестистопным ямбом, использована перекрестная рифмовка. Краткое, двенадцатистрочное стихотворение, читается на одном дыхании.
В стихотворении «Осень» природа насыщена красками и звуками. Поэтесса сумела передать неуловимое очарование осенних красок. Яркость красок (лазурь, золотые листья, бирюзовая волна) придают стихотворению выразительность,неповторимость.
Шуршала золотом осенняя листва
Под каблучками милой незнакомки.
И охлаждая небо , лазурь
Дышала свежестью до самой его кромки.
Играя , бирюзовая волна
Шифоном легким берег окатила.
И незнакомку милую она
Воспоминаньями о лете одарила.
«Осень»
Для изображения картины осенней природы она использует прием синтаксического сгущения, соединяя воедино различные средства художественной выразительности: олицетворение («шуршала золотом листва», «синева дышала свежестью» , «волна шифоном берег окатила» , «ветер время гнал»),инверсию(«шифоном легким», «незнакомку милую»),которые придают стихотворению образность и эмоциональность.
Напевность стихотворения усиливает ямб.
Несмотря на щемящее чувство грусти, пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически.
Ведёт в своих стихотворениях она по родному краю и показывает ту красоту нашей земли, на что частенько мы и не обращаем внимания, не замечаем тех драгоценностей, что природа разложила перед нами:
Вот Старый Крым ,вот Тополевка,-
Знакомые , красивые места!
В Богатом будет остановка,
Шиповник улыбается с куста.
Вот подъезжаем к Белогорску-
Столице белых древних скал,
Арбузы , дыни, как из воска:
Базар шумит , как яркий карнавал.
Затем Зуя , лаванды запах
И шишки на сосновых лапах…
«Рейс «Кировское-Симферополь»
Стихотворения о природе завораживают слух своей образностью : здесь и сравнения ( «листья, словно птицы, улетают ввысь» ,«горы ,как изумруд»,«подснежники, как жемчуга, рассыпал март на склонах»), и олицетворения ( «сосна у нее грустит, дико озирает поля», « Ялта наряжается снегом», «осень хлюпает носом простуженно», «дождем осенним в душу моросит», «деревья дремлют в снежном кружеве», «август купается в море», «Медведица все воду пьет из моря», «пчелы целуют цветы», «деревья ветками ощупывают воду», «тополя склоняются и стонут») ,эпитеты («голые деревья», «пестрый, яркий карнавал», «уставший лес», «паутин прозрачная канва» «прозрачная дымка», «доверчивые сосны»).
Подобно человеку, природа рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется.
Дыхание весны тревожит , вдохновляет,
Мелодией любви , как яблоневый цвет,
Благоухая, нежно в душу проникает,
Прекраснее поры весенней нет!
Скворец спешит семье гнездо построить,
Поет без умолку искуснейший певец,
На душевный лад настроить
Сумел и март , кудесник любящих сердец.
«Весна»
В стихотворении «Я смотрю на опавшие листья» поэтическая строка «Я смотрю…», звучащая рефреном, подчеркивает наблюдательность, созерцательность самой поэтессы, которая умеет слышать и понимать звуки природы, ее краски. Эпитеты «серый дождь», «серый иней», «серые небеса», «серая тропинка» акцентируют внимание читателя не только на цвет, общую тональность произведения: в нем чувствуются нотки грусти, одиночества:
Сквозь прозрачную легкую дымку
Засыпает таинственно лес.
Серый иней на серой тропинке,
Серый дождь среди серых небес.
«Осень»
Бросая вызов серой непогоде,
В разгаре осень-цепь унылых дней…
«Октябрьская сирень»
В осенние дни, когда серое холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, когда таинственная принцесса Осень взяла в свои руки уставшую природу, одела в золотые наряды ,не каждый способен чувствовать гармонию чувств , настроения и природу. Это под силу только лирической натуре:
Фея-осень по Крыму прошлась,
Прошумела сентябрьской листвою,
Облака разбросала с дождем,
Усмехнулась слегка желтизною.
Торопливой и легкой походкой,
Золотистой вуалью светясь,
Паутинкой прозрачной и тонкой
Фея-осень по Крыму прошлась.
« Фея-осень»
Художественные средства: олицетворение ( «фея-осень по Крыму прошлась», «облака разбросала с дождем», «усмехнулась слегка») , эпитеты( «паутинкой прозрачной и тонкой»),инверсия («паутинкой прозрачной и тонкой»)дают возможность поэтессе полнее и глубже выразить не затейливость узоров, а подобрать самое необходимое слово языка, которым она все это выражает.
Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.
Написано стихотворение анапестом.
Поэтесса умеет передать настроение лирического героя, зависящее от календарного месяца, точно подбирает эпитеты, характеризующие месяц. Это мы наблюдаем в стихотворении « Февраль».
Не вдохновляешь ты меня февраль
Обыденностью серо-мокрых дней.
Капризным ветром , чередой дождей
И беспросветной чернотой ночей.
Забыв про белоснежную вуаль,
Зима-растрепа бродит по полям,
По крымским селам, шумным городам,
Надоедая сыростью глазам.
«Февраль»
Природа у нее многоцветна, многокрасочна. Ее стихи наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Общаясь с природой , она постигает сложность человеческих судеб, жизнь собственной души. Поэтесса тонко чувствует цвета, она использует разнообразные оттенки. Так, например, желтый цвет может быть ржаным и овсяным, золотистым и соломенным, песочным и солнечным. Красный может быть багряным, алым, розовым.
Поэтесса заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В ее стихах образы людей и природы несомненно связаны в единое целое.
2.2.Малая родина-Крым в творчестве поэтессы
О Крым! Кто узнает тебя и не полюбит? Климат и небо Италии, природа Швейцарии, зеленеющие сады, пышный и сочный виноград кого не приводит в восхищение?
А.С.Пушкин
Ни один русский поэт, побывавший в Крыму, не обошел стороной эту поистине вечную тему. Никто не остался равнодушным к его красоте в своем творчестве . Анализируя стихи поэтессы , я особенно выделила тема любви к родному краю – Крыму. Ей хотелось донести до читателя красоты Крыма, передать ощущения, которое она испытала, глядя на море. Стихи, насыщенные соком метафоры, поэтому. зримы, они звучны, поражают воображение и будоражат чувства.
Луна с улыбкою девицы
Сияет золотом в ночи.
Гладь моря нежно серебрится,
Из звездной выткана парчи.
Темнеет горизонта кромка,
Яснее виден Млечный путь
Играет саксафон негромко,
Блюз тихий навевает грусть.
------------------------------------------
Здесь жил когда-то Айвазовский,
И Пушкин город посещал,
Здесь Грин творил и Паустовский,
Куприн, влюбленный в Крым, бывал.
«Вечером в Феодосии»
В стихотворении «Осень в Крыму» удивительно эмоциональное и яркое описание осени, она замечает то , что другому непосильно ,у нее особое видение природы:
Приходит осень в Крым в наряде золотом.
В сентябрьском небе облако ,как птица,
Расправив крылья- кружева.
летит на юг.
И стайка юных ласточек кружится,
Описывая над гнездом
последний круг.
«Осень в Крыму»
На литературной карте Крымского полуострова Коктебель занимает особое место. Коктебель ,место синих блистательных волн, уголок крымской земли, связан с именами многих творческих людей ,выдающихся поэтов .Этому небольшому посёлку посвящены произведения известных писателей, поэтов и художников. Это удивительное место воспето и моей землячкой:
По пестрой набережной Коктебеля
Люблю гулять я летнею порой.
У гор высоких, как у колыбели,
Красивой музыкой поет прибой.
Закат красив , как краски акварели,
И чайки розовеют на волне.
Приеду в Коктебель в средине лета,
Когда цветами воздух напоен,
Гор панорама в изумруд одета,
Где , отдыхая , счастьем опьянен.
«Коктебель»
Каждое предложение – отдельная картинка и новая мысль. Все они объединены красотами Крыма: панорамой гор, которую лирический герой наблюдает ,приезжая в Коктебель, музыкой прибоя, красивым закатом.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихием, который усиливает его мелодичность. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка перекрестная.
Используемые в стихотворении сравнения «закат красив ,как краски акварели», «у гор высоких ,как у колыбели»,метафоры « красивой музыкой поет прибой», «гор панорама в изумруд одета» придают стихотворению эмоциональность, яркую выразительность, поэтичность. загадочность..
Ялта ,милая Ялта… Завораживает она своими причудливыми скалами, которые придают своеобразное ей очарование и видны с различных точек. Красотой своих скал городок особенно поражает, если им любоваться с западной стороны. Удивительна и волшебна здесь природа. Этой красоты не могла не заметить и Нелли Ивановна:
Я посетила рай земной.
…………………….......
Здесь отдыхаю я душой,
Мне хорошо и так уютно
Рассвет встречать с Медведь-горой,
Любуясь морем поминутно.
Крик чаек ,звонкий птичий хор,
Магнолии пьянящий запах,
И изумруд высоких гор,
И берег в кипарисах , пальмах,
«В Ялте»
В степном Крыму поэтесса видит иную красоту пейзажей, она подбирает такие слова, которые смогут передать их неповторимость , выразительность, привлекательность, а этому способствуют художественные средства: метафоры «в зеленый плюш оделись крымские поля»,« облака плывут лениво»,инверсия
«оделись поля», «засеребрились свечи-тополя», «цветет акация», «цветет шиповник»:
В зеленый плюш оделись крымские поля,
В лазури неба облака плывут лениво,
Засеребрились пухом свечи-тополя,
Цветет акация так пышно и красиво!
Дороги крымские украшены венком
Из полевых цветов: ромашек ,алых маков,
Цветет шиповник бело - розовый кругом,
Красив по-новому пейзаж из гор , оврагов.
«Остановиться хоть на миг»
2.3. Любовная лирика
Именно в лирике выражено всё, что составляет душу ее творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость человека, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести. В ее стихотворениях - поток самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств:
Никогда от тебя не уйду.
Знай, что я –лебединая верность,
Знай, что я- материнская нежность,
Что люблю, повторю и в бреду.
«Никогда»
Стихотворения о любви начинается с интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в ее лирике разных лет, посвящённой переживанию чувства любви, которое оставило в ее душе неизгладимый след.
В полном одиночестве , в полной тишине
Глупая бессонница шепчет о тебе.
Знает , что люблю тебя , милый мой, родной.
Как же я соскучилась , приезжай домой!
«Разлука»
«Любовь – это самое страшное, что может с вами произойти, но именно это делает нас сильнее», – сказал один мудрец. У любви есть удивительное свойство- прощать:
Порой так тяжело прощать,
Смирив гордыню, гнев поспешный
……………………………………………..
Уходи , не прощайся,
Посмотри мне в глаза и не лги,
Лучше в сердце любовь сбереги.
Уходя, возвращайся
С болью , ложью иль правдой в глазах.
Бог рассудит нас на небесах.
А вернувшись , не кайся,
Я простила , не майся…
«Уходя не прощайся»
Любовь- очень сильное чувство, чувство первичное, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Любовь враждебна божеству, она греховна, она наказуема. Любовь никогда не может существовать без разлук , ненависти, эти два противоположных чувства всегда вместе как одно неразделимое целое; и если одно из них не проявится, то и другое не сможет проявить себя в полной мере и в скором времени исчезнет.
Дождь осенний плакал , и с досады
Ветер выл и душу леденил.
Вечер роковой , как канонада,
Прогремел и жизнь всю изменил.
Вдруг она ему сказала резко
Что не любит и уходит навсегда…
Сквозняком качнуло занавеску,
Прошлое умчалось в никуда.
Скупо горькая слеза бежала
По мужской щеке , и стыла кровь.
Осень, ты разлучницею стала,
Изменив судьбу , предав любовь.
«Разлучница»
О любви поэтесса пишет трепетно, тонко, с щемящей грустинкой:
Любимых глаз волнующую синь
Люблю, любила и еще не налюбилась.
«Тебе»
Стоит на столе в вазе пышный букет-
Прекрасной и страстной любви амулет.
«Букет гвоздик»

2.4.Стихи-посвящение- один из жанров творчества Н.И.Глебовой
Перелистывая страницы сборника стихов Нелли Ивановны, нельзя не обратить внимание на жанровую специфику ее творчества: это стихи - посвящение. Их писать и легко, и трудно. Легко потому, что пишешь о людях, которыми дорожишь, о тех, кто близок по духу. Трудно потому, что всегда сложно найти самые заветные слова, чтобы выразить себя, свою любовь и признательность. Лирические посвящения обращены к мужу , сестре, внуку, друзьям, известным артистам. Поэзия для Нелли Ивановны – средство самовыражения. Ее дарование раскрывается с особой силой в произведениях, посвященных композиторам, музыке, потому что она для нее все:
О музыка! Ты -божество и святость .
Чувств воплощение и радость.
Души заботливой целитель,
Поэтов вечный вдохновитель.
Великий Бах-фанат и гений,
Органов мощь и песнопений.
И Моцарт , Лист .Шопен, Бетховен
Вселенской звездности достойны.
О музыка! Огромная планета
В твои мелодии одета.
Ты фантастична и прекрасна,
И время над тобой не властно.
«Музыка»
Будучи человеком, влюбленным в музыку, Нелли Ивановна посвятила ряд стихотворений знаменитым композиторам. Она любит музыку Шопена, потому что его музыкальные шедевры наполнены глубокими переживаниями , страданиями, искренностью ,пронизаны одним желанием жить и любить.
Шопен-«ноктюрн»
Звучит ноктюрн Шопена нежный,
Мелодия – сама печаль,
Чувств океан влечет безбрежный,
Божественно поет рояль.
Какой порыв тоски любовной-
Наполнен грустью каждый звук:
Любовь была неразделенной,
Жизнь состояла из разлук.
Шопен , ты доверял роялю
Страдания души , мольбы…
Стал навсегда волшебной далью,
Певцом талантливой судьбы.
Звучи ,ноктюрн Шопена , вечно,
Грусти ,рояль, не умолкай!
Стихотворение «Вальс Шопена» настолько глубоко и взволнованно передает страницы биографии поэтессы ,что ,кажется , чувствуешь, с каким настроением , под воздействием каких чувств композитор творил свои шедевры , каждую ноту в которых посвящал своим избранницам. А в отношениях с ними он испытывал и радость , и горе.
Мелодия чарующего вальса
Пленяет необычной красотой.
Какой красавице предназначался,
Шопена вальс до-диез-минор седьмой?
Увы , напрасны были письма , встречи,
Помолвка , беззаветная любовь…
Уж в канделябрах догорали свечи,
От чувств угасших стыла кровь.
Еще не раз коснутся клавиш руки,
Чтобы сыграть неповторимый вальс,
Вальс о любви , печали и разлуке,
О чувствах нежных трепетный рассказ.
«Вальс Шопена»
Есть в сборнике стихов «Исповедь души или безоблачное счастье» стихотворение , посвященное Иоганну Себастьяну Баху , величайшему немецкому композитору и виртуозу-органисту, представителю эпохи барокко ,в котором Нелли Ивановна подчеркивает индивидуальность композитора , его неповторимость в органной музыке:
Печалит сердце скорбных арий стон минора
В святых мелодиях «Евангельских страстей»,
Покоем светлым звук Пасхального мажора
Прощает грех людской в божественной красе.
Органных звуков мощь всецело призывает ,Смерть побеждая ,верить в жизнь , ее любить.
Органных звуков мощь ликует и рыдает
И свято убеждает лишь добро творить.
Великий Бах , я преклоняюсь пред тобой!
«Иоганну Себастьяну Баху»
Красота, стройность формы, глубина содержания- характерные черты стиля композитора полностью проявились не только в его клавирной музыке, но и в органной, Бах несоизмерим ни с одним своим предшественником или современником в органной музыке. Исключительная многогранность, гигантские масштабы новаторства, упорные, настойчивые поиски выразительных средств, способных с наибольшей полнотой выразить всю новизну задуманного, сближают Баха с Моцартом. Употребленный в стихотворении рефрен «органных звуков мощь» указывает именно на величие органной музыки композитора, которая «убеждает лишь добро творить». Поэтесса преклоняется перед гением , потому что он «творец гармонии извечного покоя»
Особой теплотой, трогательностью проникнуты стихи , посвященные друзьям: «Лейле», «Вдова». В них столько души, чувств:
Вдова
Еркиной Люсе
В дом вошла идиотка -_смерть,
Дверь от нее не запереть.
Принесла с собой дикий страх,
Горе , скорбь, полный жизни крах,
Превратив молодую жену
В горько плачущую вдову.
Слез поток из красивых глаз,
Губы шепчут в который раз:
«Мой единственный ,дорогой,
Друзья и большая родня,
Увы, не заменят тебя!
Мой родной , я одна…одна…»
Читая стихотворения Нелли Ивановны, мы не только услаждаем свой слух , но и учимся слушать и слышать, понимать, сопереживать. Ее стихи, в которых открыта душа, помогают исцелиться, приблизиться к Истине. Поэзия, стянутая в триединый тематический узел, поражают своей искренностью, умением сказать о сложном , противоречивом, просто и ясно. Сборник «Исповедь души или безоблачное счастье» интересен поисками своих образов, чист художественной палитрой, богат тематически, своеобразен поэтическим решением насущных проблем. Поэтесса умеет писать зримо, метафорично, свежо и просто. Как раз всем этим и привлекателен ее сборник стихотворений «Исповедь души или безоблачное счастье». Ее лирика благозвучная, неброская, утонченная, ненавязчивая.
Ее поэзия светла. Она неброская по форме, но очень органична, полна простоты. Но есть поэзии, которые даются не вдруг, чувствуется, что слова искались автором тщательно, чтобы передать именно те оттенки чувства и мысли, которые и нужны.
Стихи – это слова, а слово может ранить, слово может спасти, а правильно подобранное слово может творить чудеса. Это понимали все великие поэты, понимает это и Нелли Ивановна.
Заключение
Решая задачу моего исследования, я проанализировала сборник стихов поэтессы-землячки, специальных исследований по данной тематике не проводилось, а значит и литературы для исследования биографических и творческих данных нет.
В процессе исследования я пришла к выводу, что творчество Н.И.Глебовой неразрывно связано с ее жизнью, она искренна, когда пишет о том, что ее волнует. Темы природы, родины, любви , музыка являются главными в ее лирике, Следовательно, творчество поэтессы способствует воспитанию чувства любви к родине.
Ее стихи могут нравиться, могут не нравиться, но одно бесспорно – они никого не оставляют равнодушными. Ее творчество является достоянием Кировского района. У нее есть яркие, удивительно точные образы, мотивы, указывающие на оригинальность стиля и ее талант. Красота и обаяние лирики в ее правдивости, искренности и задушевности. В проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, простая душа и глубокая любовь к малой родине. Хотелось бы в этой работе привести многие стихотворения поэтессы, после чтения которых становишься чище душой. А такие слова, как «чтобы каждый стук твой пульса был бы стуком в жизнь» звучат для меня как наставление в жизнь.
Ее творчество заставляет задуматься о предназначении человека в этом мире и о том влиянии, которое оно может оказать на формирование взглядов, особенно молодежи. Ее стихи находят своих читателей. Н.И.Глебова, выступая на конкурсах и фестивалях, проводимых в Крыму, неоднократно была их дипломантом. Хочется, чтобы ее поэзия, неброская, похожая на акварели, нашла еще больше хороших и добрых друзей.
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомилась еще с одним творчеством и биографией поэтессы - землячки, о которой до этого, к сожалению, так мало знала, как и мои сверстники.
Исследуя и систематизируя наследие поэтессы, я пришла к общему выводу:
- ее поэтическое наследие является значительным вкладом в литературу не только Кировского района, но и Республики Крым в целом;
- стихотворения отражают преемственность, традиционность и новизну современной поэзии;
- тематика и жанровое своеобразие стихотворений носят позитивный характер, положительно влияют на сознание и чувства читателей;
- сборник стихов обладает нравственным потенциалом, отражает общечеловеческие ценности: любовь к людям, природе, малой родине, честность и справедливость;
- важность знакомства школьников с поэтической культурой родного края, лучшими ее образцами, представленными в поэтическом сборнике, состоит не только в «общении» с поэтическим подлинником, но и в формировании интереса к жизни родного края, эстетическом и патриотическом воспитании.
Результаты:
- в ноябре учителями русского языка и литературы в школе проведен вечер стихов «Поэзии рассыпанные перлы…». Гостями нашего праздника были наши поэты-земляки,в том числе Н.И.Глебова .
Я планирую : - в школьной и центральной библиотеках создать уголок «Литературное наследие Кировского района»,
- создать компьютерную презентацию «Поэтические таланты Кировского района», материалы которых можно использовать на уроках литературы , школьных литературных вечерах.

Список используемой литературы:
Н.И.Глебова Исповедь души или безоблачное счастье. Стихи.-Феодосия:ООО «Экма» , 2007.-121c.