Урок музыки в 5 классе Чудо музыки в повести К.Г.Паустовского Корзина с еловыми шишками


Урок музыки в 5 классе.
Тема: «Чудо музыки в повести К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми
шишками».
Тип: интегрированный урок
Вид: урок-впечатление
Технология коммуникативного обучения (диалоговая)
Цели урока:
1. Эмоционально-эстетическое восприятие крупнообъёмного произведения, развитие связной речи учащихся, навыка выразительного чтения и умения формулировать идею произведения;
2. Воспитание любви к музыке и художественной литературе, положительного мотива в обучении, творческой активности.
З. Развитие творческого воображения через слово, музыку, живопись; помощь учащимся в выработке вдумчивого отношения к жизни, более разностороннего и углублённого её восприятия.
4. Коррекция образности речи. Обогащение словаря на основе расширения и уточнения представлений об окружающей действительности. Коррекция речевого слуха и общеречевых навыков.
5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; создание благоприятной атмосферы на уроке.
Оборудование:
1) картины северного горного леса;
2) карточки со словами;
З) портреты К. Паустовского и Э. Грига;
4) музыкальный центр, диск, аудиозапись;
Музыкально-литературный материал:
1) Повесть К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;
2) Э. Григ. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт». Прелюдия к акту IУ («Утро»);
З) Песня Варламова «Шёл по лесу музыкант».
Ход урока:
1. Мобилизующая часть урока.
(На доске помещены слова: Норвегия, Берген, Дагни Педерсен, Хагеруп Педерсен, Магда, Нильс)Учитель музыки: - Доброе утро, дети…взрослые… Доброе утро!
Утро... Что же это такое? Представьте себе, что всё в природе спит. Спит лес, спит речка, тоненький ручеёк тихонечко журчит между камушками, как будто боится нарушить тишину. Маленьким зелёным листочкам снятся маленькие зелёные сны. Спят звери и птицы.
А небо — синее-синее. А звёзды большие, яркие, на небе большая луна. И вот на горизонте, там, где, кажется, что небо сходится с землёй, показалась светлая полоска. Она растёт, ширится, а звёзды начинают бледнеть и одна за другой угасать.
(Звучит музыка «Звуки природы»)
На востоке разгорается заря. Под пение бесчисленных птиц поднимается над землёю солнце... И вот за стволами старых лип огромный пылающий шар поднимается над землёй. Он увеличивается, сияет радостным светом, играет, улыбается.
Начинается новый день...
Это удивительное по красоте явление природы вдохновляло многих художников, писателей, поэтов и композиторов. Рождались поэтические строки, полотна, музыка.
Красоту пробуждающейся природы очень тонко чувствовал норвежский композитор Эдвард Григ. Его душа через музыку говорит с нами.
- Ребята, а что вы знаете о Григе?
2. Постановка целей и задач урока.
Учитель: - Когда-то один русский писатель также был покорён необыкновенной музыкой Эдварда Грига. Впечатлённый красотой северной природы, восхищённый людьми, живущими в этих суровых условиях, он написал своё замечательное произведение «Корзина с еловыми шишками». Кто же этот писатель? (Константин Паустовский)
Сегодня мы заканчиваем изучать это душевное, необыкновенно доброе и лиричное произведение.
З. Работа по теме урока.
Ребята, на предыдущих уроках мы с вами подробно разобрали и проанализировали этот рассказ, а также составили план к нему. Вспомните название первой части повести. (Встреча Э. Грига и Дагни в осеннем лесу).
- Зачем пришла в лес дочь лесника Дагни?
- Что делал в лесу композитор Эдвард Григ? (Грига вдохновляла красота природы).
- Выберите из слов, лежащих у вас на партах, те, которые относятся к первой части (шум прибоя, мох, шелест листьев, весёлое эхо, грибной воздух)
(Дети выходят к доске и прикрепляют слова под первым пунктом плана).
- Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и восьмилетняя девочка. (Дети читают отрывок)
- Что в разговоре самое главное? (Григ захотел сделать Дагни подарок)
- Как вы считаете, почему Григ решил сделать подарок девочке? (Она трудолюбива, умна, красива, имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других).
- Какой подарок решил сделать Дагни композитор? (Написать музыку и посвятить её Дагни)
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Скажите название второй части повести (В доме Э. Грига)
- Что было украшением дома композитора? (Рояль)
- Прочитайте слова в тексте, которые доказывают, что рояль,
как живое существо, как друг, участвовал в создании музыки
для Дагни. (Дети читают отрывок)
- Выберите из слов, лежащих у вас на партах, те, которые относятся ко второй части. (Берген, порт, туман, рояль, звуки). (Дети выходят к доске и прикрепляют слова под вторым пунктом плана).
- Зачем Паустовский включил в рассказ описание зимнего Бергена? (Показать, откуда композитор черпал вдохновение: не только в природе, но и в окружающей его обстановке).
- Прочитайте предложения с описанием зимнего города (Дети читают выборочно предложения)
- Какие чувства испытывал композитор, сочиняя музыку для дочери лесника, о чём мечтал? Прочитайте.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
- Скажите название третьей части повести (Приезд Дагни в город).
- Кем были родственники, к которым приехала Дагни? (Тётя и дядя).
- Среди слов, записанных на доске, найдите имена тёти и дяди Дагни (Дети выходят к доске и прикрепляют слова под третьим пунктом плана).
Физкультминутка. (Песня «Шёл по лесу музыкант») \
- Скажите название четвёртой части повести (Дагни на концерте)
- Выберите из слов, лежащих у вас на партах, те, которые относятся к четвёртой части (старая пушка, белые ночи, струнный оркестр, аплодисменты, спасибо)
- В какой необычной обстановке проходил концерт? «Был тёплый июнь. Стояли белые ночи. Концерты проходили в городском парке под открытым небом»
- Какой стала Дагни в 18 лет? Опишите её.
- Итак, девушка необычайно красива, концерт проходит в парке на заре, стоят белые ночи... Всё так необычно и чудесно, что ждёшь: вот-вот произойдёт чудо. Так умело, интересно построил писатель свой рассказ. И чудо, действительно, происходит...
(Звучит музыка Э. Грига «Утро»)
Учитель музыки: - Какие впечатления были у Дагни от симфонической музыки, которую она слушала впервые? (Волнение, слёзы)
- Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слёзы благодарности; сожаления, что Григ умер, и она не скажет ему «спасибо» за чудесный подарок)
- Чем вам понравилась музыка Эдварда Грига?
- Что услышала Дагни в посвящённой ей музыке? Прочитайте. (Дети читают под музыку отрывок «Сначала она ничего не слышала...» и до конца)
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Грига? («Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек...»)
4. Итог урока.
- Книги Паустовского дышат любовью к Родине, к людям, к природе, их с удовольствием читают и взрослые, и дети.
- А чем вам понравилась его повесть «Корзина с еловыми шишками»?