Урок вн.чт.в 7 кл. Прекрасное рядом с нами по рассказу К. Паустовского Корзина с еловыми шишками.
Прекрасное рядом с нами
(по рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Урок внеклассного чтения в 7 классе
Цели урока:
Образовательные:
научить учащихся видеть, понимать и ценить красоту окружающего мира и человеческих взаимоотношений.
Развивающие:
формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной и письменной речи;
активизация познавательной деятельности учащихся;
развитие критического мышления.
Воспитательные:
воспитание эстетического вкуса;
формирование культуры поведения на уроке, толерантности.
Оборудование: мультимедиа. иллюстрации учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: урок-размышление.
Как прекрасна Земля
и на ней человек.
С.Есенин.
I. Мотивационная установка на сотрудничество.
(слайд)
- Наш урок мне хочется начать с чтения рассказа М.Чванова «Костер на снегу». Но сначала о писателе ( краткое сообщение)
(чтение рассказа).
- Почему рассказ называется «Костер на снегу»? (костер – частица тепла. Костер – приветствие. У писателя среди друзей нет равнодушных).
Постановка целей урока.
- Продолжим мысли писателя и поговорим о человеческих взаимоотношениях, красоте окружающего мира. Также на уроке будем развивать свои творческие способности, слушать музыку волшебника Грига.
А поможет нам в выполнении наших целей рассказ К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». С писателем вы уже знакомы. (слайд)
- Вспомним, какие произведения К. Паустовского вы читали?
Запишем тему урока.
Эпиграф.
III. Литературная разминка «Самый внимательный читатель».
1. Где происходят события, описанные в рассказе? (близ Бергена)
2. Назовите профессии: Магды (театрал.портниха), Нильса (парикмахер),
отца Дагни (лесник).
3. Что живет в горных лесах? ( эхо)
4. От чего дрожат осиновые листья? (от птичьего свиста)
5. Почему еловые шишки тяжелее сосновых? (больше смолы).
6. Перечислите предметы, которыми гордится Дагни? (вышитая скатерть, рыжий кот, стеклянная лодка)
III.Самостоятельная групповая работа.( Выводы – ключевые слова на листках прикрепляются к доске)
- Рассказ богат описаниями. Проведем небольшую исследовательскую работу и найдем художественные детали, которые автор использует.
«Осенний лес»
«Дом композитора»
«Зимний город»
IV.Анализ текста
1 группа.
- Прочитаем описание осени. На что обращает наше внимание автор? (сост. кластера у доски; слайд)
Осенний лес
мох листья эхо запах грибов
1. Вывод: Красота природы.
- Далеко-далеко в горном осеннем лесу Норвегии встретились Э.Григ и Дагни Педерсон (слайд)
Инсценирование.
- Что, прежде всего, привлекло Грига в девочке? (глаза).
- Дагни встретила незнакомого человека в лесу, но не испугалась. Почему?
- Дагни не знает, кто такой Э.Григ, а мы с вами знаем, что он (портрет).
- Э.Григ обещает Дагни подарок. Какой подарок может преподнести человек искусства? (Поэт и писатель владеют словом, художник – красками и кистью, а композитор – звуками).
- Почему Григ решил преподнести подарок Дагни через 10 лет и именно ей? (Девочка маленькая, а музыку дарят взрослым. Ей нужно научиться понимать музыку. Дагни понравилась Григу. Она мала, но трудолюбива, доверчива. Сразу рассказала незнакомцу о доме. Чуткая: думает о старом дедушке и сочувствует ему).
- Какие художественные детали, раскрывающие характер девочки, мы запишем? Какая она?
2. Вывод: Доброта, труд
- Итак, ребята. Григ обещает Дагни какой-то необычный таинственный подарок.
А вы любите получать подарки?
Синквейн «Подарок».
- Многое о человеке могут рассказать его вещи, которыми он окружен.
Что представляет собой дом композитора? (выступление 2-й группы, слайд).
Дом композитора
рояль ст.диван звуки
А почему старый диван?
3. Вывод: Друзья, музыка.
- Представьте себе, что мы в гостях у композитора, сидим на диване и слушаем его игру. О чем же поет рояль Грига? .
- Какие еще звуки жили в доме Грига? (буря, водяные капли, снег).
- Паустовский описал и зимний город. Почему? 3 группа.
(Композитору для вдохновения нужна не только природа, но и окружающий мир).
Зимний город
Берген пароходы жители порт туман
(слайд)
4. Вывод: Окружающая жизнь.
- Григ подозревал, что его подслушивают. Кто и как слушал музыку?)
(по цепочке ученики отвечают)
Синички волновались.
Загулявшие матросы всхлипывали.
Прачка покачивала головой.
Сверчок подглядывал в щелку.
Снег повисал в воздухе.
Золушка улыбалась.
- Какой вывод сделаем? (музыка пианиста никого не оставила равнодушным)
Пофантазируем с вами. Напишем небольшое сочинение от имени любого слушателя по рядам.
- Итак, слушатели, звучит музыка Грига, увертюра «Утро», посвященная Дагни. Обратите внимание на слово «увертюра» ( на слайде).
(Чтение творческих работ)
- Очень внимательно вы слушали и написали все, что почувствовали.
- А что же услышала Дагни? (мир детства, родной край, о пр. людях)
- Почему музыкальный подарок для Дагни был самым дорогим? (музыка бесценна, потому что вечна).
- Какая важная мысль заключена в словах Грига, обращенных к Дагне? .
5 Вывод:. Жизнь прекрасна и удивительна. Щедрость души.
- Что поняла Дагни? (делать добро и дарить его людям без возврата).
- А каким бы был наш мир, если бы все люди думали и поступали, как Григ? (мир стал бы добрее).
В рассказе есть и другие герои. Это . ( Магда и Нильс)
Что вы можете сказать об их отношениях друг к другу? (Магда и Нильс относятся друг к другу с любовью и уважением).
6 Вывод: Любовь и уважение.
- Рассказ посвящен( Дагне0
- Почему же называется .
- А как бы вы озаглавили рассказ? (оставим выбор за автором.Название заинтересовало нас, от него сразу веет лесом, смолой).
- Что же хотели сказать своими произведениями писатель и композитор? (определим идею).
(И Паустовский и композитор доказывают нам, что мир прекрасен и удивителен. Своими открытиями они делятся с Дагни и с нами и как бы говорят нам: «Наполните музыкой сердца, будьте добрыми и щедрыми, любите родной край).
- Ребята, хочу обратить ваше внимание на слова Есенина. Можно утверждать, что они являются как бы итогом к нашему уроку?
Да, жизнь прекрасна и удивительна и каждый должен оставить добрый след на земле.
Так Э.Григ - подарил музыку
К.Паустовский - книги
Дагни - еловые шишки, из семян которых со временем
вырастет хвойный лес.
А какой след, по-вашему, могли бы в жизни оставить вы, ребята? (выступления учащихся)
- Когда я готовилась к уроку, я нашла замечательное стихотворение Л.Мартынова «След».
А ты, Входя в дома любые –
и в серые, и в голубые.
Входя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш,
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримый прочный след?
В чужой душе на много лет?
- Какие открытия вы сделали для себя на уроке?
Нарисуем солнышко и проведем к нему лучи прекрасного.(слайд)
Земля человек природа
прекрасное
окружающий мир доброта любовь понимание
Оцените себя. (слайд)
Выставление отметок.
V.Домашнее задание (по выбору учащихся).
1. Нарисовать иллюстрации к эпизоду рассказа.
2. Эссе «Рассказ «Корзина с еловыми шишками» это
VI. Заключительное слово.
- Если улыбнетесь друг другу при встрече, порадуетесь успеху одноклассников, будете чуткими и внимательными ко всем, будете говорить друг другу только добрые слова и совершать красивые поступки, то научитесь жить красиво.
Красиво жить – не просто звук пустой
Лишь тот, кто в мире красоту умножил
трудом, борьбой – тот жизнь красиво прожил
Воистину увенчан красотой.
15