Конспект урока музыки во 2 классе по теме Рядом с нами — песня!
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ
ТЕМА:
«Рядом с нами – песня!»
КЛАСС - 2
УЧИТЕЛЬ: Прокина
Нина Николаевна
МОУ Уйская НОШ
Цели:
познакомить с жанром песня и разнообразием песенных жанров, подчеркнуть их связь с жизнью, продолжать учить слышать и понимать музыку, усвоение знаний о роли и месте песни в жизни человека, продолжать учить анализу выразительных средств в музыке песенных жанров, познакомить с композитором Л. В. Бетховеном, закреплять умение передавать ритм хлопками.
прививать любовь и интерес к песне, в том числе народной, зарубежным композиторам, истории, животным, воспитывать нравственные качества (отзывчивость, товарищество, дружелюбие), умение сотрудничать.
развивать осознанное восприятие музыки песенного жанра, эмоциональную отзывчивость на музыку, умение размышлять о музыке, музыкальные способности, творческие способности, вокально-хоровые навыки, внимание, мышление, воображение.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, сигнальные карточки (для показа определяемых жанров), иллюстрации с изображением различных песенных жанров, колокольчики, иллюстрация с изображением шарманщика, фотография с изображением сурка, репродукция Вотто «Савояр с сурком», портрет композитора Л. В. Бетховена, музыкальные сувениры (для реализации музыкально-творческого опыта).
Методы: словесный (беседа, рассказ), объяснение, наглядный, наглядно-слуховой, метод музыкального обобщения, метод музыкальной драматургии, игровой, практический.
Организационный момент.
Музыкальное приветствие на слова «Здравствуйте, ребята!» и «Здравствуйте, учитель!»
Эмоциональный настрой.
Повторение пройденных тем.
– Ребята, какие музыкальные киты вы знаете? (Песня, танец, марш.)
– Давайте узнаем, кто из вас может правильно определять все «киты», а для этого проведём игру «Узнай кит». На доске прикреплены 3 карточки с изображением китов. Каждому я раздам такие же карточки. Если вы услышите песню, то поднимите красную карточку, если марш, то поднимите синюю карточку, а если танец, то – зелёную. (Раздача сигнальных карточек)
Учитель исполняет на инструменте несколько фрагментов музыкальных произведений, соответствующих разным жанрам, дети определяют и показывают соответствующие карточки. В случае ошибки, учитель поправляет, просит быть внимательнее или доказать своё мнение.
– Ребята, а какой «кит» сегодня у нас будет в гостях, определите по музыке. (Учитель исполняет на инструменте музыкальный фрагмент)
– Песня.
– Правильно. (Учитель вывешивает на доске таблицу с названием темы урока)
– Докажите, почему?
– Музыка была плавной, напевной, певучей, протяжной, звуки мягкие.
– Давайте на эту мелодию исполним попевку, также плавно напевно, о том, как ребята вашего класса любят петь. Послушайте её. (Исполнение) но прежде чем исполнять, не забывайте, что существуют особые правила, чтобы научиться красиво петь. Главные из них – сидеть ровно при пении и слушать во время пения соседа, стараясь петь с ним одинаково.
Дети садятся ровно и исполняют попевку. (Проводится анализ исполнения попевки детьми)
– А теперь исполним её по рядам (или по командам), кто постарается исполнить более напевно и дружно.
Исполнение попевки по рядам и анализ исполнения.
Углубление в тему «Песня».
– Сегодня у нас в гостях «кит» песня. А какие песни знаете вы (школьные, детские)? Давайте посоревнуемся по командам. Чья команда назовёт больше песен?
Дети вспоминают название знакомых песен, учитель называет лучшую команду.
– А чем отличается песня от марша и танца?
– Тем, что в песне не только звучит музыка, но её можно петь.
– Правильно. Говорят, что песня – дитя музыки и поэзии. (Учитель на доске изображает это схематично)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
– В песне есть и музыка, и слова. Вот и вы попробуете каждый сам дома сочинить песню. В конце урока каждый из вас получит вот такой колокольчик. Это музыкальный сувенир, который нужно озвучить самим, а для этого придумать мелодию на слова, которые написаны внутри этого сувенира (объясняя, учитель показывает).
– Хотя с песней мы встречаемся позже танца и марша, но песня – самый главный и важный «кит». Давайте попробуем порассуждать, а почему? Сначала подумает каждый, затем вы объединитесь в пары, обменяетесь мнениями, выберете лучший ответ. Потом объединитесь в четвёрки, также обменяетесь мнениями и выберете лучший ответ. И, наконец, объединяетесь в восьмёрки, обмениваетесь мнениями и выбираете лучший ответ. Затем в каждой команде выберите ответственного, кто будет представлять свой ответ. На каждый эта даётся время – 1 минута. Итак, начинаем.
Дети выполняют задание, учитель следит за правильностью его выполнения и просит озвучить ответы. (Ответы детей: петь можно не только во время песни, но и во время танца и марша; песня звучит в жизни человека чаще)
– Все ваши ответы верные. Конечно, в песне главное – напев, но напеть можно и мелодию танца, и мелодию марша. Молодцы, вы нашли много хороших ответов на этот трудный вопрос.
Физкультминутка. («На зарядку!» и «Марш»)
Знакомство с разнообразием песенных жанров.
Представьте на минуту, что на Земле не существует ни одной песни. Как бы жилось людям тогда?
– Тяжело, тоскливо, песня помогает в жизни.
– Дома понаблюдайте, где может звучать песня, в каких передачах, вообще в жизни, можно вспомнить, где вы раньше слышали песни. А на Земле много песен?
– Очень много.
– Они разные?
– Да.
– Посмотрите на доску, здесь можно увидеть какие разновидности песен бывают. Давайте попробуем определить название видов песен по картинкам.
– Народные, композиторские, хоровые, сольные, эстрадные, военные, детские, попевки.
– На самом деле их больше, с другими видами мы будем знакомиться и на других уроках. Но какие бы песни разные не были, все они могут быть серьёзные или шуточные.
6. Знакомство и разучивание попевки «Дон-Дон».
– Как называются маленькие песни?
– Попевки.
– А в этой попевке о ком поётся, послушайте? (Исполнение учителем)
– О кошке.
– Бывает такое на самом деле?
– Нет.
– Значит, к каким песням относится эта попевка, к серьёзным или шуточным?
– К шуточным.
– Посмотрите на доску, к каким песням её можно отнести?
– К детским. К народным.
– Верно. А что такое «дон-дон»?
– Так звонит колокол.
– Правильно, раньше не было телефонов, и чтобы позвать на пожар, звонили в колокол. Сейчас мы с вами тоже поиграем в звонарей. Я раздам колокольчики, и вам нужно будет на них повторить ритм, который я исполню. Самым внимательным звонарём будет тот, кто не разу не ошибётся, правильно повторит ритм.
Учитель раздаёт колокольчики, затем исполняет ритм, встряхивая колокольчиками и проговаривая одновременно слова. Дети повторяют.
– Молодцы. Все были очень внимательными звонарями, ни разу не ошиблись. А теперь у кого получиться голосом передать в песне ту тревогу, с которой били колокола?
Учитель с помощью детей собирает колокольчики. Дети исполняют попевку, стараясь передать в голосе тревогу. Анализ исполнения детьми попевки.
Физкультминутка «Как поёшь?».
Знакомство с песней Л. В. Бетховена «Сурок».
– Раньше песни и музыкальные инструменты, под которые они исполнялись, были другими. Вот, например, 200 лет назад часто можно было встретить играющего на улице шарманщика. Шарманка представляла собой пёстрый ящик, сбоку – ручка. Если ей вращать, то из ящика раздавалась музыка. Посмотрите, как художник изобразил шарманщика. (Показ картинки.)
А для того, чтобы привлечь к себе больше зрителей, шарманщики носили с собой маленькую обезьянку или какого-нибудь небольшого зверька.
Один композитор, живший в то время, посвятил шарманщику песню, но называется она не «Шарманщик», а «Сурок». Кто такой сурок?
– Это такой маленький зверёк.
– Кто не видел, посмотрите на картинку. Это млекопитающееся из отряда грызунов, питается злаками и травой, находятся в спячке по 6-8 месяцев в году. Хотите вы послушать песню этого композитора?
–Да.
– Послушайте и ответьте, какие чувства выражены в музыке? Какая была музыка?
Исполнение песни в записи.
– Ласковая, нежная, грустная, с любовью.
– Почему же песня называется «Сурок»?
– По песне можно было понять, что шарманщик никогда не бросит своего сурка, всегда с ним поделится, он его любит.
– Можно ли его назвать настоящим другом?
– Да.
– Не каждому удаётся быть настоящим другом. Этому нужно учиться. Так значит, о чём, одним словом, эта песня?
– О дружбе.
– Конечно, это главное, что хотел сказать композитор.
Так вот, этим самым композитором был Людвиг Ван Бетховен. (Показ портрета) Это немецкий композитор, живший 200 лет назад. Он был известен всему миру своей знаменитой музыкой, но сам происходил из крестьянской семьи. Он ненавидел богатых, знатных, бессердечных аристократов и понимал простых людей, с трудом добывающих кусок хлеба. Бывало, часто приходилось и защищать их.
Об одном из таких простых людей мы сейчас и послушали песню. О ком?
– О шарманщике.
– Правильно. А как она называется?
– «Сурок».
– А чтобы лучше запомнить имя этого композитора, давайте вслух произнесём его имя.
– Людвиг Ван Бетховен.
– К какой национальности он принадлежит?
– К немецкой.
– К каким песням можно отнести песню «Сурок», серьёзным или шуточным?
– К серьёзным.
– А к какой разновидности песенного жанра?
– К сольным, потому что её исполняет один певец.
Подведение итога урока.
– Итак, какого музыкального «кита» мы сегодня узнали ближе?
– Мы узнали ближе «кита» песня.
– А что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
– Узнали, что песня – важный жанр.
– Узнали, что песни бывают серьёзные и шуточные.
– Бывает много разновидностей песен.
– Какие вы запомнили?
– Народные, композиторские, сольные, хоровые, детские, военные, эстрадные, попевки.
– Узнали о композиторе Бетховене.
– Познакомились с новыми песнями.
– Какими?
– «Дон-Дон», «Сурок».
– Кто напомнит домашнее задание на следующий урок?
– Понаблюдать, где в жизни звучит песня, и придумать песенку для колокольчика.
– Знают все на свете дети –
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт.
Но один любимый жанр
Всем с пелёнок дорог нам.
Жизнь чудесней, интересней,
Когда рядом с нами –
–Песня!
– Спасибо за урок, урок закончен, до свидания!
13PAGE 15
13PAGE 14615
ПЕСНЯ
ПОЭЗИЯ
МУЗЫКА