Кто живет рядом с тобой
Цель занятия:
Вызвать интерес у детей к познанию своих «корней», изучение роли семьи в жизни человека.
Задачи занятия: Формирование знаний о составе семьи, родственных связях членов семьи.
Формирование умения рационально использовать время.
Развивать логическое мышление, умение работать в группах, умение принимать решения, помогать друг другу.
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, родственникам.
Создать условия для формирования УУД:
личностные: положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; понимание важности здорового образа жизни;
регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать в сотрудничестве с учителем свои действия, оценивать результаты своих действий;
познавательные: осуществлять поиск информации из разных источников, понимать информацию;
коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; отвечать на вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения – диалога
Тип занятия: формирование и совершенствование знаний и умений.
Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.
Приветствие гостей.
1.Создание эмоционального фона урока.
Учитель
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Какие необходимые для работы качества я назвала? (примерные ответы детей)
- Все верно, усердие и старание при внимательном отношении к делу - лучшие помощники в работе.
2. Актуализация знаний
Учитель
-А какие еще качества важны для человека и можем их считать главными? Сделайте выбор (вспомните наши предыдущие занятия):
Одежда, форма носа, цвет глаз, ловкость, знания, стройность, умения, сила, доброта, отзывчивость, весёлость, рост, ум. (слайд №1)
(примерные ответы детей)
- Конечно, неважен рост, цвет глаз или одежда – важнее характер человека, его качества.
Учитель.
- Посмотрите на смайлики. Что выражает каждый из них? (слайд №2)
-С кем из них вам хотелось бы общаться? (дети показывают № рисунка)
Вывод: - Давайте и мы постараемся на уроке поддерживать хорошее настроение.
3. Самоопределение к деятельности
(на доске надпись: “КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С ТОБОЙ”).Учитель. - Прочитайте, как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(примерные ответы детей)
Учитель. - Посмотрите на доску. Что вы видите? (появляется дом с окошком) (примерные ответы детей)
Учитель. - Мысленно загляните в окошко этого домика. Что вы увидели теперь? (открывается окно – ребус «7я»)
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Почему вы так решили? (примерные ответы детей)
(слайд №3)
Учитель.
-Ребята, у всех у вас есть семья, в которой вы живёте. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! А вот послушайте, какая случилась однажды история ……
4. Постановка проблемной ситуации. Фиксация затруднений в деятельности
(слайд №4)
- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.
Впрочем, дома кое-кто жил.
На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.
Хорошо они жили, только однажды загудели машины, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна!
Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.
А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.
- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом? (встаньте, позовите жестами Кузю в гости, поклонитесь, как раньше приветствовали гостей… )
-Почему вы считаете, что Кузе будет у вас хорошо? (Примерные ответы детей)
- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья. А как вы думаете: что такое семья? (Примерные ответы детей)
- Много ответов мы сейчас услышали. Все они разные. Кто прав? Разобраться в этом вопросе нам помогут задания урока.
А Кузя за Вами понаблюдает!!!
5. Открытие нового.
Учитель
-Ребята скажите, с чего начинается любая семья? (ответы детей)
(слайд №5)
- Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли и сами были детьми. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.
- Давайте посчитаем, сколько человек живет в семье из стихотворения, которое нам прочитает………………………….. И назовем, как этих членов семьи называют?
Ученик
«1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка, и Миха, папин сын.
Еще красавица живет с родными неразлучно.
Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.
Дочкой дорогой зовет ее другой,
А третий - милой Машей и хозяйкой нашей!
И называет мамой мужчина самый младший.
(Примерные ответы детей) веер
Пальчиковая игра «Минем гаилэм»
Бу бармак – бабайБу бармак – эбиБу бармак – эти
Бу бармак – эниБу бармак – нэни бэби
Анын исеме – Чэнти.
6. Первичное закрепление полученных знаний
Учитель
- А кого в семье есть и другие члены семьи? Как они называются?
- Составьте пары.
(Работа в группах – у каждой группы конверты с карточками - названиями родственников, дети раскладывают их, соединяя в соответствующие пары).
Проверка………….
- А кто знает, как одним словом назвать всех членов семьи? А где я могу это узнать значение слова, если мы его не знаем? (В книге, в словаре, спросить у взрослых)- родственники.
7. Закрепление изученного.
1. Учитель
- А кто живет в вашей семье?
(Работа в группах - рассказы детей о своих семьях по фото, которые принесли дети с собой).
- У кого в вашей группе есть братья или сестры, старшие они или младшие? (отвечает №1 из группы № …..)
- У кого в Вашей группе самая многочисленная семья? (отвечает № 2 из группы № …..) слайд №6
- Как называется семья, в которой много детей? (отвечает № 3 из группы № …..) (многодетная)
- Нравится ли вам, когда в семье много детей? Почему?
2 . Физминутка «Аплодисменты».
Встаньте, те- кто похож на маму? Аплодисменты!- кто похож на папу? Аплодисменты!- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!- чья семья любит ходит в театры и музеи? Аплодисменты!
3. Практическая работа
Учитель.
Наклейте фотографию своей семьи на лист, который лежит у вас на столах. Этот лист мы вложим в ваш Портфолио, в раздел «Моя семья»
(Практическая работа детей по наклеиванию фотографий, вкладываем листы в Портфолио)
4. Общие дела семьи
Учитель
- А все ли мы знаем о семье?
- А что общего есть у всех членов семьи? (слайд - картинки)
Вместе занимаются домашним хозяйством.
Вместе живут в одной квартире.
Любят и уважают друг друга.
Вместе отдыхают и проводят свободное время.
Распределяют деньги на покупки и ведение домашнего хозяйства
- А если у семьи нет общего дела, то какая это семья?
- А сейчас давайте подведем итог нашего занятия.
8. Итог урока
Соедини стрелками:
Семья Сверстники, с которыми ты советуешься,
которым ты доверяешь свои тайны, делишься
своей радостью или горем
Друзья Группа живущих вместе родственников.
Закончите предложение:
– Мама и папа для меня самые …– Я доверяю свои тайны …– Я люблю бабушку за то …– Свою семью я считаю …– Родным я хочу пожелать …
9. Рефлексия.
Учитель.
- Вам понравилось работать в группах?
- А какое настроение после этого урока? Покажите (карточки настроения).
- Вы молодцы, Кузя увидел, что вы очень хорошо и дружно работали. Он решил прийти к вам в гости еще раз, чтобы поближе познакомиться с вашими семьями.
В семейном кругу мы с вами растём!Основа основ – родительский дом!В семейном кругу все корни твои!И в жизнь ты выходишь из семьи!