Жизнь зачем ты мне дана?
Отдел образования и молодежной политики
администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конкурс уроков
Урок внеклассного чтения «Жизнь, зачем ты мне дана?..»
(Проблема смысла жизни и счастья в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный»)
Автор: Петрова Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории.
МБОУ «СОШ № 13»
Новочебоксарск 2013
Конспект урока
Предмет: литература, изучение нового материала
Тема: «Жизнь, зачем ты мне дана?..» (Проблема смысла жизни и счастья в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный» )"
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 10 класс
Технологии: ПК, проектор, экран, мультимедиа презентация, программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, отрывки из документального фильма «Хрустальный мальчик», песня Б. Окуджавы «Молитва» в исполнении Е Камбуровой, видеоролик «Милосердие».
Аннотация:
Урок внеклассного чтения в 10 классе «Жизнь, зачем ты мне дана?..» (Проблема смысла жизни и счастья в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный») продолжает цикл уроков внеклассного чтения по духовно – нравственному развитию школьников. Мы обращаемся к рассказу Людмилы Улицкой после изучения творчества Ф.М. Достоевского. Рассказ продолжает тему «маленького человека», но уже в современной литературе. Данная тема социально значима в наши дни и подтверждает высказывание: «Века могут соединиться, если каждый поймет: вечные вопросы, мучившие великих на протяжении столетий, - это и твои проблемы, твои невысказанные сомнения».
Методическая основа урока - сочетание нескольких методов: проблемного обучения, творческого чтения, эвристического метода.
Эвристический метод позволяет обучить учащихся анализу текста рассказа Л.Улицкой «Народ избранный»), анализу эпизода о двух монахинях, образов Катьки Рыжей, Зинаиды; языка; композиции произведения.Метод творческого чтения проявляется в обучении выразительному чтению эпизода, комментированному чтению; слово учителя, как прием, направленно на глубокое эмоциональное восприятие рассказа; беседа, обращает внимание на идейные и художественные особенности произведения.
Метод проблемного обучения, как один из методов формирования нравственных качеств личности на уроках литературы, ставит философские, нравственные, социальные проблемы, непосредственно вытекающие из прочитанного произведения; позволяет учащимся самостоятельно найти существенные проблемы для анализа, попытаться ответить на проблемные вопросы, разрешить проблемы.
Приёмы, используемые в рамках данных технологий, удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
Весь ход урока подчиняется решению проблемных вопросов: что есть человек и каково его место в жизни? В чем состоит его счастье и смысл жизни? Урок сочетает в себе несколько форм организации учебного процесса - фронтальную, т.е. подачу определенного массива информации одновременно всей учебной группе, групповую форму, предусматривающую разделение класса на подгруппы для выполнения определенных различных заданий и индивидуальную - выполнение итогового творческого задания. Принципиально важно чередование индивидуальных и групповых форм работы учащихся. Оно помогает сохранить высокий уровень мотивации.
Методическая карта урока
Тема урока: Урок внеклассного чтения «Жизнь, зачем ты мне дана?..» (Проблема смысла жизни и счастья в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный» )"
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Учебно-организационная деятельность: аудиторная, коллективная под руководством учителя, самостоятельная, индивидуальная.
Технология: традиционная с элементами личностно- ориентированного подхода
Методы: проблемное обучение, творческое чтение, эвристический метод.
Средства обучения:
Вербальные средства воздействия:
Учебно-методическая литература:
Сборники рассказов Л. Улицкой,
Словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка» (толковый),
http://festival.1september.ruhttp://magazines.russ.ru/slo/2001/2/curk.html.
http://gradpetrov.narod.ru/arch/proza.html.
http://www.litwomen.ru/forum/search.php.
http: //writer.fio.ru/news.
http://klngrad.ru
Дидактические материалы: раздаточный материал
Учебно-наглядные пособия:
Изобразительные: мультимедиа презентация.
Техническое обеспечение занятия: ПК, проектор, экран, программы Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация к уроку, фрагмент д/ф «Хрустальный мальчик», видеоролик с демонстрацией картин Андрея Рублева запись песни Булата Окуджавы «Молитва», запись песни в исполнении Р.Лоретти «Аве Мария», Sony VegesPro 11.0
Вид контроля: тематический
Методы контроля: устный опрос, эвристическая беседа, аудиторная самостоятельная работа учеников
Место проведения: кабинет русского языка и литературы
Время проведения: 18апреля 2013 г.
Продолжительность: 45 мин.
Межпредметные связи: психология, основы светской этики, живопись
Внутрипредметные связи: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» А.Дементьев «Жизнь нуждается в милосердии», И.С. Тургенев «Милостыня»
Содержание и последовательность урока
I. Организационный момент (1мин.)Цель: мобилизация студентов на учебно-практическую деятельность.
II.Сообщение целей и задач занятия) (1-2 мин.)
Образовательные цели:
доказать, что тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе;
создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Людмилы Улицкой, для рождения вопросов о смысле жизни;
обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения текста;
показать личное восприятие текста.
Развивающие цели:
формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
использовать теоретико-литературные понятия;
формировать навыки работы в группе.
Воспитывающие цели:
воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
развивать чувство милосердия.
III.Актуализация опорных знаний
IV. Работа над темой - 30мин.
План работы над темой:
1. Вступительное слово учителя. (Задание учащимся по теории литературы: литературный тип “маленького человека”)
2.Работа учащихся с эпиграфом, поиск противоречий
3. Знакомство с автором. (Индивидуальное задание учащегося)4. Постановка проблемных вопросов учителем.
5. Самостоятельная групповая работа: ответы учащихся на предложенные вопросы
6. Импровизированный стихотворный монтаж: чтение стихотворения А.Дементьева «Жизнь нуждается в милосердии»,
7. Работа учащихся над текстом рассказа Л. Улицкой «Народ избранный» в группах
8. Выразительное чтение учащихся эпизода о двух монахинях
9. Анализ эпизода «Две монахини» работа учащихся с раздаточным материалом
10. Просмотр видеоролика об Александре Пушкареве, прослушивание песни Булата Окуджавы «Молитва», икон Андрея Рублева. Формулирование учащимися вывода.
V. Рефлексия:
VI. Комментарий и выставление оценок.
VII. Домашнее задание: Прочитать стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня». Какая общая мысль объединяет данное произведение с рассказом Л.Улицкой «Народ избранный? Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Блаженны нищие духом», «Уроки доброты», «О милосердии»,
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.Во все времена литература решала вопросы: что есть человек и каково его место в жизни? Русскую словесность всегда интересовали проблемы счастья, смысла жизни, человечности, совести, сострадания. А если человек не относится к «сливкам» общества, разве не достоин он внимания, разве меньше болит его душа, когда беда входит в дом?Тема маленького человека не нова в литературе.
Задание: В каких произведениях рассматривается тема “маленького человека”? Вспомните, как мы понимаем сам этот термин.
(Ответы учащихся определяем с точки зрения определения:“Маленький человек” – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.)
Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.
Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Произведения Людмилы Улицкой продолжают магистральную тему русской литературы XIX века - тему «маленького человека», его судьбы и смысла жизни. В ее рассказах-притчах всегда есть выход на философский уровень осмысления ситуации, целостное осмысление жизни персонажей, постановка вечных проблем существования человека в мире. Персонажи Л. Улицкой, как правило, - «маленькие люди», старики, больные и бедные, отверженные обществом, маргиналы, которые руководствуются принципом: не спрашивай «за что», спрашивай «для чего». По мнению Улицкой, все происходящее, даже самое несправедливое, самое мучительное, если его правильно воспринимать, непременно направлено на открытие в человеке нового видения.
II.Работа с эпиграфом:
«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П. Чехов
Задание: Согласны ли вы с А.П.Чеховым? Найдите противоречия. («Счастья не должно быть»? Смысл жизни «вовсе не в нашем счастье»?) Но человек хочет быть счастливым и никогда не смирится с тем, что «счастья нет и не должно его быть». С тем, что «смысл жизни вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», возможно, многие согласятся, но неужели так просто: «Делайте добро»?..
III. Знакомство с автором: Индивидуальное заданиеЛюдмила Евгеньевна Улицкая - прозаик, сценарист кино и телевидения, чьи книги переведены на 17 языков, обладательница престижной Букеровской премии 2001г. Родилась она в Башкирии, окончила биологический факультет МГУ. Первые ее рассказы появились в журналах в конце 80-х годов прошлого века. Получили широкую популярность ее романы: «Казус Кукоцкого», «Медея и ее дети», повести: «Сонечка», «Веселые похороны».
IV. Постановка проблемных вопросов:
Учитель: Нашу беседу по рассказу Л, Улицкой «Народ избранный» я хочу предварить вопросами:
«Чего боится каждый человек?» (Смерти, одиночества, предательства, болезни).
«В чем мы нуждаемся, чего ждем от других в трудной жизненной ситуации?»
(К человеку, попавшему в беду, необходимо проявлять: понимание, помощь (моральную и материальную), ласку, заботу, сопереживание, теплоту, утешение, доброту, внимание. Задание: рассказ Людмилы Улицкой: «Народ избранный» - это рассказ- притча. А что характерно для притч? (Притча- это иносказательный рассказ с нравоучением.)
1.Подумайте над названием рассказа. Каких людей мы обычно называем избранными? (Ассоциации) Избранный - значит выбранный, отборный, лучший, отличный (В. Даль)2. А какие люди названы Л. Улицкой «избранными»? Так почему же автор назвал этих людей «избранными»?3. Какой художественный прием использует автор в названии и для чего?4. Какое определение вы бы дали слову «народ» в рассказе Л.Улицкой?5. Вспомним описание внешности и историю жизни главной героини ЗиночкиВызывает ли описание внешности Зиночки сочувствие у вас? (Работа учеников с текстом)
6.Чем отличаются попрошайки от настоящих нищих? Нужно ли писать и читать о нищих и калеках?
7. А как вы понимаете значение слов: «милостыня»?
“Милостыня - то, что подается нищему, подаяние” “Словарь русского языка” С.И.Ожегова (издание 22-е, стр. 354).
8. Какие однокоренные слова мы можем подобрать? («милость», «милосердие»)
Слово учителя: Мы обращаемся к рассказу Людмилы Улицкой после изучения творчества Ф.М. Достоевского. В каких эпизодах романа «Преступление и наказание» герои дают или получают милостыню, что заставляет их так поступать, как это отражается на их судьбах?
(Помощь Раскольникова девочке на бульваре, семье Мармеладовых, милостыня, поданная ему самому, деньги, данные Свидригайловым юной невесте, осиротевшим детям. Раскольников отдает деньги, подчиняясь душевному порыву, что свидетельствует о его добром сердце, однако сам он отвергает помощь, тем самым отвергая и Бога. Свидригайлов жертвует средства, вероятно, в поисках чего-то нового, но цинизм, свойственный этому герою, не дает ему надежды на возрождение.)V. Самостоятельная групповая работа: У каждой группы на парте лежит анкета - опросник. Постарайтесь ответить на предложенный вам вопрос
Задание 1. Продолжите фразу «Я выражаю свое сочувствие, когда…»
Задание 2. Продолжите фразу «Я выражаю своё сочувствие тому….»
Задание 3. Продолжите фразу «Я в своей жизни сочувствовал….»
?????? какой результат
VI. Импровизированный стихотворный монтаж: Ребята, обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения. (Приложение 2 )1 Жизнь нуждается в милосердии.
6 Милосердием мы бедны.
2 Кто-то злобствует, кто-то сердится.
4 Кто-то снова в тисках беды.
8 Жизнь нуждается в сострадании.
3 Наши души — как топоры...
7 Слишком многих мы словом ранили,
5 Позабыв, что слова остры.
А.Дементьев
9. Сформулируйте определение слова «милосердие»
(Ролик о милосердии)
Слово учителя: Создавая выразительные персонажи своего рассказа Л.Улицкая прибегает к предметной детали, к несобственно-прямой речи, портретной характеристике.
VII. Работа с текстом в группах: 1-ая работает с образом Зинаиды; 2–ая - с образом Кати Рыжей; 3 – ья - с образами нищих. Результаты анализа сводятся в таблицу (Приложение 1)
Слово учителя: Писательница уделяет большое внимание внешности героев. А внешность эта непривлекательна, как не могут быть привлекательны убожество, нищета, безобразие. В этом герои схожи. И всё же они, люди, стоящие у храма, не одинаковы. Одни – жадные, гнусные, ничтожные, - это попрошайки. Они злые и тёмные, у них одна забота – денег набрать. Другие – «настоящие нищие». Они больные, убогие, но они не ропщут – они блаженные.
Постановка проблемного вопроса: Зачем же они на Земле?
VIII. Выразительное чтение истории о двух монахинях под музыку «Аве Мария»
IX. Анализ эпизода «Две монахини»
эпиграф:
Не привыкай ни к худу, ни к добру:
Не забывай, что всё – в ладонях Бога.
Вопросы к анализу эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный»
Роль сцены в рассказе.
Через чьи слова вводиться в повествование фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях?
Как к героине рассказа пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей?
Какие сравнения, относящиеся и к монахиням помогают зрительно представить происходящее?
К какой высшей нравственной мудрости приходит простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями?
Как великую истину, раскрывает Катя Рыжая убогой и неустроенной Зинаиде, желая помочь обрести смысл существования, которого раньше у неё не было?
Как вы понимаете высказывания «Делая добро, будь благодарен за это» (Л.Н. Толстой); «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». (Библия)
Как в рассказе раскрывается проблема отношения к убогим людям, физически неполноценным.
(Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.) 9. В каких словах эпизода сосредоточена мудрость жизни?
(Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»
Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.
Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.Слово учителя: Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема «маленького человека» (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и др.), все же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Мы не любим о них говорить, стараемся их не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже — чувство вины. Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет избранными (значит, лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье.
Проблемный вопрос: Как вы думаете, что такое счастье, по мнению Л. Улицкой? (Работа класса по определению счастья героев)
(Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, а христианское представление о счастье отличается от светского, и включает следующие особенности:«избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
они не предаются греху гордыни;
они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
они могут довольствоваться малым - тем, что имеют;
им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства
(Т.Угроватова, 2012).
X. Вывод:
Нам трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. О них нам рассказывали Пушкин и Гоголь, Достоевский и Чехов, Горький и Булгаков. И так же, как в прошлых столетиях, общество и сегодня как будто не замечает их, сторонится, а Государственное мироустройство не берёт их во внимание. Жизнь создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стыдливо испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины. Такое же отношение к ним мы встречаем и в рассказе «Народ избранный».
Но этот рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать; одиночество ,болезни, страдания и смерть. Часто для того, чтобы жить, требуется огромное мужество.
(Просмотр видеоролика об Александре Пушкареве)
Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.
( Прослушивание песни Булата Окуджавы«Молитва». Иконы Андрея Рублева) Как перикликаютя тема нашего разговора с прослушанным материалом?.Слово учителя: А теперь наступил момент обратиться к эпиграфу. Как вы понимаете слова А.П.Чехова?«Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»
Учащиеся делают вывод: счастлив тот, кто способен на добрые, милосердные поступки.
XI. Рефлексия: Ребята, сегодня вы открыли для себя новое имя в литературе - это Людмила Улицкая. Каждый рассказ Л, Улицкой – это открытие. Какое же открытие сделали вы для себя, прочитав рассказ-притчу «Народ избранный» этой замечательной писательницы?– Сегодня я узнал…– Было интересно…– Было трудно…– Я выполнял задания…– Я понял, что…– Теперь я могу…– Я почувствовал, что…– Я приобрел…– Я научился…– У меня получилось …– Я смог…– Я попробую…– Меня удивило…– Урок дал мне для жизни…– Мне захотелось…XII. Комментарий и выставление оценок.
XIII. Домашнее задание: Прочитать стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Милостыня». Какая общая мысль объединяет данное произведение с рассказам Л.Улицкой «Народ избранный? написание сочинения-миниатюры «Блаженны нищие духом», «Уроки доброты», «О милосердии»,
Список литературы
Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров. 2003.
Колядич Т. Своеобразие организации циклов рассказов Л.Улицкой // Литературный процесс в зеркале рубежного сознания. Магнитогорск, 2004.
Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 3. – М.. 2003. С. 93-94.
Молчанов Л. Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. http: //\vriter.fio.ru/ne\vs.php?n=200578&c=1668.
Щеглова Е.О спокойном достоинстве - и не только о нём: Людмила Улицкая и ее мир // Нева. – 2003. – №7. – С. 185.
Улицкая Л. «Я пишу для вас...»: [Беседа с писательницей Л. Улицкой / Записала Наталья Мавлевич] // Семья и школа. – 2002. – №3. – С. 26.
Улицкая Л. «Считайте меня ретроградом» // Санкт-Петербургский университет. 25 лек. 1998. №28-29. С. 4. http: // www.spbumag. nw.ru/oldindex. Html.
Улицкая Л. «Мне интересна жизнь "серых людей"»: [Беседа с писательницей Л.Улицкой / Записала Маргарита Рюрикова] //Литературная газета. – 1995. – №38. – С. 3.
Улицкая Л. «Принимаю всё, что даётся»: [Беседа с писательницей Л.Улицкой / Записала Анастасия Гостева ] // Вопросы литературы. – 2000. – №1. – С. 224.
Цуркан А. Единство в многообразии, или Народ избранный // Старое литературное обозрение. 2001. № 2.
Приложение 1
Герой Детали внешности и поведения Авторская оценка и оценка героев
Зинаида “…Приволокла к церкви своё жидкое, стекающее книзу волнами, скорбное тело”. “…Была такой ширины, что в трамвай не влезала”. “Обута была Зинаида мягко, в разрезанные впереди войлочные тапочки, к которым у неё дома были и галоши на мокрое время… и тренировочные штаны носила Зина, потому что никакие чулки на её складчатые ноги не налезали. Поверх надет был новый огненно-ржавый халат фланелевый и хорошая кофта, — по своей неразумности надела она на себя всё самое лучшее, как в поликлинику, потому что шла на люди”. “Не дотумкала одеться победнее… заколыхала через проспект”. “Поковыляла к выходу”. “Она осела на самой дороге, как огромная растрёпанная курица, укрывая голову белыми и пухлыми руками”.
“Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые”. “Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери” (мать).
“Убогому человеку уже и притулиться негде!” (Катя).
“…Квашня… прорва” (мать).
“Ничего она не умела” (автор).
“Слониха”(нищие).
Катя Рыжая “Раздался свирепый и хриплый голос... железная рука легла ей на плечо”.
“Перед ней стоял маленький, широкоплечий — сначала показалось — мальчишка, нет, не мальчишка, мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Жёлто-чёрная чёлка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали”.
“Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля”. “Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя”.
“Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась”. “Орала эта странная женщина” (автор).
Нищие “…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой”.
“Хромой старик поднялся с земли, зашёл с другого бока и, чёрным словом обругав её, замахнулся”.
“Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке”. “Шакалья стая, рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, всё мало набрала! На тот свет заберёшь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!”. “Банда попрошайская!”
“Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!”.
“Они… тёмные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Всё больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет”.
“У них одна забота — денег набрать”(Катя).
Приложение 2
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души — как топоры...
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
А.Дементьев
Приложение3
План анализа эпизода
1. Место и роль эпизода в композиции произведении.
2. Тема эпизода.
3. Герои.
4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).
5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:
– через обстоятельства;
– через конфликт;
– через описания;
– через монолог;
– через диалог;
– через поступки и психологию героев.
6. Манера повествования, стиль писателя.
7. Ключевые слова.
8. Особенности языка.
9. Средства художественной выразительности.
10. Средства создания подтекста.
11. Образ автора, авторская позиция.
Оценочная позиция автора сочинения.
Вопросы к анализу эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный»
Роль сцены в рассказе.
2. Через чьи слова вводиться в повествование фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях?
3. Как к героине рассказа пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей?
4. Какие сравнения, относящиеся и к монахиням помогают зрительно представить происходящее?
5. К какой высшей нравственной мудрости приходит простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями?
6. Как великую истину, раскрывает Катя Рыжая убогой и неустроенной Зинаиде, желая помочь обрести смысл существования, которого раньше у неё не было?
7. Как вы понимаете высказывания «Делая добро, будь благодарен за это» (Л.Н. Толстой)
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». (Библия)
Как в рассказе раскрывается проблема отношения к убогим людям, физически неполноценным.
Приложение 4
И.С.Тургенев Милостыня
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. Он вспоминал… Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат — и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой. — Ты все свое богатство роздал, — послышался ровный голос… — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал? — Не жалею, — отвечал со вздохом старик, — только вот умираю я теперь. — И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, — продолжал незнакомец, — не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней? Старик ничего не отвечал — и задумался. — Так и ты теперь не гордись, бедняк, — заговорил опять незнакомец, — ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры. Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий. Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего. Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню. И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
Май, 1878