Выпускная аттестационная работа Программа развития центра детского творчества
Содержание
ВВЕДЕНИE………………………………………………………………………3
1. Центр детского творчества как совокупность форм и способов в организации внеурочной деятельности
1.1.Виды детских объединений в центрах творчества……………………….5
1.2.Дополнительное образование как форма развития центра детского творчества……………………………………………………………………….11
1.3. Нормативное и организационное обеспечение внеурочной деятельности школьников……………………………………………………………………...15
1.4 Проблемы и перспективы развития дополнительного образования в школе…………………………………………………………………………….18
2. Разработка программы развития Центра детского творчества на примере МБОУ «СОШ №80» города Владивостока
2.1. Анализ деятельности Центра детского творчества………………………22
2.2 Основные положения программы развития……………………………..27
2.3 Ресурсное обеспечение и оценка результатов……………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗуемых литературных ИСТОЧНИКОВ………37
ВведениеЦентр детского творчества представляет собой целостную образовательную систему, призванную развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивать дополнительные возможности для удовлетворения образовательных потребностей детей и подростков в сфере внешкольной деятельности и досуга.
Цель работы: создание организационных и методических условий для обеспечения функционирования и развития ЦДТ, повышения качества, доступности дополнительного образования в интересах обучающихся, их родителей и общества в целом.
Задачи исследования:
изучить теоретические аспекты разработки программы развития образовательного учреждения,
проанализировать деятельность Центра творческого развития и выявить проблемы и перспективы развития в его деятельности;
разработать программу его развития.
Предметом исследования являются формы, средства, методы работы с детьми и подростками социально-культурных институтов, история их становления.
Объектом исследования является организация деятельности детей и подростков в детских творческих центрах.
Ожидаемые результаты:
-расширение образовательных услуг и возможностей для творческого развития личности ребенка разных категорий;
-совершенствование эффективности системы управления в образовательных и культурных учреждениях;
-совершенствование форм и методов воспитательной работы с детьми и подростками;
-формирование здорового образа жизни обучающихся, создание благоприятных условий для жизнедеятельности в центрах детского творчества, организации образовательного процесса;
-создание современного информационного пространства;
-активизация участия родителей в деятельности объединений.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: теоретические – анализ литературных документов и других источников информации, синтез, классификация, обобщение; эмпирические - анкетирование, тестирование, наблюдение, методы математической обработки данных.Актуальность исследования данной темы неоспорима. Важной составляющей системы образования России, автономной и уникальной по своим целевым назначениям, является дополнительное образование детей. Оно решает задачи становления и развития личности подростков и юношей, формирования их способностей к самообразованию и саморазвитию, обретения человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры.
В системе образования России учреждения дополнительного образования детей (далее УДОД) рассматриваются многими исследователями как многоуровневые социокультурные системы со своей особой, гуманистически обогащенной средой, в которой осуществляются субъектно-развивающие образовательные и воспитательные программы. Одним из эффективных путей их реализации является развитие организационной культуры УДОД, которая создает условия для формирования у ее субъектов – детей, родителей, педагогов, управленцев – духовно-нравственных ориентиров; стимулирует у них процессы саморефлексии, самосовершенствования; обеспечивает мотивацию, умения и навыки организации полисубъектного взаимодействия; способствует достижению целей УДОД.
Центр детского творчества как совокупность форм и способов организации внеурочной деятельности детей
Виды детских объединений в центрах творчества
Центр детского творчества — это образовательное учреждение, в котором каждый ребенок может найти занятие по душе, раскрыть свои таланты и способности. В ЦДТ предоставляются стартовые возможности каждому ребенку, оказывается особое внимание и поддержка одаренным и талантливым детям, поднимается их индивидуальное развитие на качественно новый уровень. Занятия в коллективах Центра обеспечивают творческую и социальную самореализацию личности ребенка, способствуют профессиональной ориентации и адаптации подростков. Для многих увлечение, найденное в стенах Центра детского творчества, становится делом всей жизни.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.
Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания для дифференциации форм детских образовательных объединений:
-приоритет и уровень педагогических задач;
-содержание образовательного процесса: широта и глубина содержания, количество предметов, профилей, направлений деятельности, их итегрированность.
-особенности организации образовательного процесса: условия и принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года); наличие органа самоуправления; наличие ступеней обучения; система учета и контроля знаний, умений, навыков;
-уровень (качество) образовательных результатов: учебные, собственно воспитательные результаты, творческие достижения обучающихся и пр.);
-обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т.д.
Дадим краткую характеристику основных объединений учащихся в детских творческих объединениях:
Кружок – одна из самых наиболее распространенных, традиционных, базовых форм добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. В организационной структуре центров кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому – либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству. Кружок – это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести « стихийное» желание в осознанное увлечение. Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, нов большей степени – от личных качеств педагога – руководителя. Обучение детей в кружке проводится по образовательной программе, где четко регламентировано время учебных занятий для детей по годам обучения. Приоритетны для них предметно – практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т.д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.[25]
Студия. Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского «студия» - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия – место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких – либо действий, знаний, умений.[25]
Студия – творческий коллектив, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, а также эмоциональным характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений; это своего рода мастерская для подготовки детей, «специализирующихся» в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов.
Студия обычно создается в художественно – эстетическом профиле деятельности (музыкальном, изобразительном, театральном и т.п.) с целью развития художественных и иных творческих способностей учащихся, выявления ранней одаренности детей, ее поддержки и развития. Это может быть театр – студия, киностудия, музыкально – хореографическая или музыкально – фольклорная студия, студия моды и др. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения), орган по оценке качества творческих достижений (художественный совет). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, музыкального и др.).
Среди педагогических задач объединения – создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т.п.). Студию отличает четкая ступенчатость по уровню подготовленности: младшие, старшие. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа детей под руководством педагога и с его помощью. Во главе студии стоит мастер, который на высоком уровне может продемонстрировать свою работу. Помимо обучения в студии проводится большая общественно – полезная работа, учебные занятия сочетаются с творческой практикой.
Ансамбль. Ансамбль (от французского слова «вместе») – объединение детей- исполнителей или небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих совместно как единый творческий исполнительский художественный коллектив. В нем могут быть подструктуры и подгруппы, но сохраняется общая устремленность. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный и др.[16]
Театр – творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации. Например, существуют фольклорные театры, театры моды, эстрадные театры песни и др. Обычно в театре существует разделение ролей, труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива. Успеху способствует единое стремление всего коллектива добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.[26]
Оркестр – группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах. Например, детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр.
Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описании помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой – либо продукции или выполнением услуг. Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу – производство» учеников, последователей.Мастерская – это объединение детей, важной особенностью которого является не только наличие широкого спектра изучаемых дисциплин, но и ориентация на создание под руководством педагогов предметов декоративно – прикладного творчества. В основе образовательного процесса – изготовление чего – либо (декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита – если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений.[26]
Лаборатория – детское объединение преимущественно для коллективов технического профиля. Существенным признаком здесь является наличие исследовательской составляющей в творческой деятельности детей.
Проектирование – ведущий метод. Продуктом деятельности является создание ребенком под руководством педагога новых и усовершенствованных моделей. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа. Здесь воспитанниками проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования. Основная цель деятельности лаборатории – развитие умственных и изобретательских способностей детей и подростков. В ее состав входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Педагог – направляющий, помощник, координатор исследования.
Секция – объединение детей, в работе которого обязательно присутствует и обучение, в результате чего ребятам прививаются определенные умения и навыки, и участие в соревнованиях, где эти умения и навыки проверяются.
Клуб – это объединение детей с целью общения по интересам, проведения совместных занятий и досуговой ориентацией. Оно приемлемо для массового привлечения школьников к конкретному виду деятельности (клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристический клуб и др.).[26]
В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время. Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи – это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.
Перспективной становится деятельность тех клубных объединений, где по каждому конкретному направлению соединяются самые разнообразные формы работы, учитываются и целесообразно используются возможности образовательных, культурно – просветительских, спортивных и др. учреждений.
Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган – информационный бюллетень, газету.
Таким образом, главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам
Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения
Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно – гигиенических норм
В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии условий и согласия руководителя.
1.2 Дополнительное образование как форма развития центра детского творчества
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально-востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство.
Было целесообразно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить – специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительности участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения заказчик – исполнитель создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.[17]
Такой принцип комплектования воспитательной организации как добровольность создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование в них таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать с одной стороны непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой – ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий.
Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям; создание возможностей перехода из одного объединения в другое и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одного объединения, позволяет индивидуализировать сроки и темпы выполнения программ.Такой объективный фактор как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образования и то, что педагог заинтересован в том, что бы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, задает такие особенности учреждения дополнительного образования как: креативность жизнедеятельности детских объединений; дифференциация воспитательного процесса (разноуровневость, специализация, возможность объединения детей на основе общих интересов); индивидуализацией (регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования; обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка; подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками.Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования. Данное преимущество учреждений дополнительного образования связано с отсутствием строго определенного места в государственной системе социального воспитания. В отличие от школы, которая, как правило, готовит выпускника к следующей ступени – профессиональной подготовке, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, дополнительные сведения и т.д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных сферах деятельности. Поэтому как долго и насколько интенсивно ребенок осваивал дополнительную образовательную программу, становится не столь уж и важным.[24]
Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Результатом включения является состояние включенности – своеобразное начало субъектного отношения к деятельности. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (В.В. Рогачев). Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности. Другими словами, состояние включенности В.В. Рогачев характеризует: интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.
Таким образом, в учреждениях дополнительного образования, благодаря личностно-ориентированному информированию, помощи в самоопределении и проектировании ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.
1.3.Нормативное и организационное обеспечение внеурочной деятельности школьников
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Правительство РФ осуществляет меры по их реализации, в том числе и дополнительном образовании детей.
Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждения и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.
Разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации в области образования.
Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС:
1. Устав образовательного учреждения.
2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.
3. Договор образовательного учреждения с учредителем.
4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся.
5. Положение о деятельности в образовательном учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений).
6. Положения о формах самоуправления образовательного учреждения.
7. Договор о сотрудничестве общеобразовательного учреждения и учреждений дополнительного образования детей.
8. Положение о группе продленного дня («школе полного дня»).
9. Должностные инструкции работников образовательного учреждения.
10. Приказы об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей).
11. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения.
12. Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
13. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.
14.Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, например:
-положение об учебном кабинете.
- положение об информационно-библиотечном центре.
-положение о культурно-досуговом центре.
-положение о физкультурно-оздоровительном центре.
Организационное обеспечение может в себя включать создание ресурсных центров, например, для научно-технического творчества, интеграцию в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.[9]
В рамках проектирования взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования можно предложить вариативную модель этого взаимодействия, включающую целый комплекс возможных моделей, каждая из которых выбиралась бы (и в случае необходимости корректировалась) исходя из реально складывающихся условий существования образовательных учреждений.В качестве первой составляющей может выступать «узловая» модель, когда учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые «аккумулируются» в УДОД. Данный вариант взаимодействия может быть реализован в том случае, когда количество обучающихся, выбравших ту или иную специализацию в одном общеобразовательном учреждении, не превышает нескольких человек и, поэтому, создание малочисленных учебных групп на 2-4 ученика в каждом из этих учреждений является неэффективным.Вторая составляющая вариативной модели также является традиционным подходом к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала УДОД.
Третья составляющая вариативной модели взаимодействия – это модель с использованием стажировочной площадки на базе учреждения дополнительного образования детей. В этом случае УДОД – это своеобразный организационно-методический центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего образования.
Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.
1.4 Проблемы и перспективы развития дополнительного образования
в школе
Дополнительное образование в настоящее время переживает непростой период. Непосредственное влияние на дополнительное образование оказывают принятые ФГОС подходы. Возникает немало проблем на пути реализации новых подходов. Дополнительному образованию необходимо сформировать теоретическую модель образовательной деятельности как социальной технологии использования «ресурса детства», опираясь на государственный заказ или задание.
Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Рост участия детей в дополнительном образовании происходит в основном за счет платных услуг.
Во исполнение п. 1 «в» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» необходимо обеспечить увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов.После принятия данной программы на федеральном уровне, началась активная разработка региональные программы, включающих комплексы мер, предусматривающие, в том числе, мероприятия по:
-обновлению материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;
- внедрению современных, интересных для детей разноуровневых дополнительных образовательных программ по различным направлениям образовательной деятельности, культуры и спорта, которые позволят детям испробовать свои силы в различных видах деятельности, создадут условия для жизненного и профессионального самоопределения каждого обучающегося;
- повышению квалификации и росту заработной платы работников учреждений дополнительного образования детей;
- реализации региональных календарей мероприятий с обучающимися и др.
Но, при всех положительных изменениях, происходящих в обязательном образовании, дополнительное образование находится в роли второстепенного. С таким отношением каждый день сталкиваются педагоги дополнительного образования, работающие на базах школ. В новых стандартах прописано, что создание необходимых материально-технических условий является обязательным требованием для внедрение ФГОС. Однако механизм поступления ресурсов четко не определен, поэтому возникают определённые сложности в организации дополнительного образования на базе школы, связанные с обеспечением материально-технической базы. Решение данной проблемы - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить в целях повышения качества образования.
При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, т.к. оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. В данном случае дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения. Но существует ряд проблем, без решения которых введение дополнительного образования на том уровне, который заложен в новых стандартах, нереально. Первая проблема - наличие кадров. В настоящее время в школах недостаточно имеющихся ставок педагогов дополнительного образования, тем более подготовленных в этой области квалифицированных кадров. В дальнейшем может быть осуществлен процесс передачи ставок из учреждений дополнительного образования в школы, однако кадровую проблему это не решит. Далеко не во всех школах к работе во внеурочной деятельности будут привлекать аттестованных педагогов дополнительного образования, скорее всего ставки будут распределены между учителями школы. А педагогические кадры (учителя начальной школы), в большинстве случаев, не готовы работать в новых условиях, а именно, не могут разработать программу дополнительного образования с учётом ФГОС, не хотят переходить на другой режим работы, не видят перспективы развития дополнительного образования.
Вторая проблема – сопровождение детей во внеурочной деятельности. Если соблюдать право ребенка на свободу выбора направленности внеурочной деятельности, то велика вероятность возникновения одновременно нескольких групп, желающих заниматься разной направленностью. Не ясен вопрос о том, кто будет выполнять сопровождение детей - классный руководитель? Тьютор, ставки которого еще нет в штатном расписании школы? Это большая нагрузка. Начнем с того, что надо элементарно развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию и т.д.
Третья проблема - вопрос организации внеурочной деятельности - это время проведения кружков, факультативов и т.д. В рекомендациях по организации внеурочной деятельности указывается на обязательный 45-минутный перерыв между последним уроком и началом внеурочной деятельности. На практике это трудно осуществить, если ребёнок не посещает группу продлённого дня или его повсюду не сопровождают родители. Младший школьник, а особенно первоклассник, не сможет самостоятельно уйти из школы домой, пообедать и отдохнуть, а потом вернуться на занятие кружка. Какой выход предпочтут родители и учитель? Конечно, проведение факультатива (кружка, секции, клуба) сразу после уроков. И получится у детей не по 4-5 уроков ежедневно, а по 5-6 даже у 1 классов (10 часов в неделю, по 2 кружка в день). И где же наша забота о снижении нагрузки на детей?
Безусловно, положительные моменты во всём этом есть – непосредственная функция дополнительного образования – это развитие ребёнка, его социализация. Дополнительное образование детей является всеохватывающим, оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности, так как осуществляет свою деятельность в разных направленностях. (Художественно-эстетическая, техническая, физкультурно-оздоровительная, военно-патриотическая, эколого-биологическая направленности и т. д.).[16] Важнейшим принципом дополнительного образования является добровольный выбор ребенком предмета деятельности, педагога и объединения по интересам.
Итак, по моему мнению настал тот момент, когда надо пересматривать нормативно-правовую базу работы педагогов доп.образования, обратить внимание на социальную незащищенность данной категории педагогов. Например: педагог дополнительного образования при таких повышенных требованиях, предъявляемых к качеству выполненной работы, не имеет права на получение досрочной пенсии по старости. Вопросов много, а вот ответов...
В российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. Однако последнее возможно только при тесном сотрудничестве пока еще двух разных систем образования, а также только после изменения точки зрения на педагога дополнительного образования и всю систему дополнительного образования в целом.
2. Разработка программы развития Центра детского творчества на примере МБОУ «СОШ №80» города Владивостока
2.1. Анализ деятельности Центра детского творчества
Школа №80 находится в Ленинском районе и уже более 10 лет уверенно занимает лидирующие позиции по количественному набору детей.
Школа была сдана в эксплуатацию в 1992 году, учреждена постановлением главы администрации г.Владивостока от 30.09.1992 № 727-а.С 1995 года школой руководит директор Гадеева Наталия Равильевна.В школе созданы все условия для обучения, питания и пребывания учащихся: 52 кабинета, в том числе специализированные: химии, физики, биологии, географии, аэробики и хореографии, кулинарии, корейского языка, технического труда, швейная мастерская, кабинет психолога; компьютерный зал, видеозал; актовый зал на 200 посадочных мест; 2 спортивных зала; столовая на 100 посадочных мест; библиотека с книжным фондом на 18000 книг; стадион; хоккейная коробка.
Таблица 1 - Сведения о педагогических работниках [26]
Показатель Количество % от общей численности
Всего педагогических работников 52
Укомплектованность штата педагогических работников(%) 100%
• из них внешних совместителей 1
Наличие вакансий (указать должности)
Образовательный уровень педагогических работников Высшее образование 43 83%
н/высшее образование 3 6%
Среднее профессиональное образование 6 12%
Прошли переподготовку(второе высшее образование)
Повышения квалификации (прохождение курсов за последние пять лет, без учета совместителей) 52 100%
Квалификационная категория (без учета совместителей) Высшая 33 59%
Первая 11 19%
Без категории 8 15%
Структура педагогического коллектива по должностям(без учета администрации)
Учитель 52 90%
Социальный педагог 1 2%
Педагог-психолог 1 2%
Педагог дополнительного образования 5 9%
Другие должности 1 1%
Имеют ученую степень 0 0%
Имеют государственные и ведомственные награды, почетные звания (без учета совместителей) 5 9%
Одна из основных задач воспитательной работы - совершенствование воспитательного процесса посредством поэтапного создания условий для оказания медико-социально-психолого-педагогической помощи личности обучающегося, достижение положительной динамики развития личностных качеств обучающихся и педагогов, построение информационного открытого воспитательного пространства.
Цель воспитательной работы, которую поставил перед собой педагогический коллектив: «Формирование ключевых жизненных компетенций учащихся МБОУ „СОШ № 80“ г. Владивостока в условиях построения социально-активной школы».
Дополнительные образовательные услуги реализуются через кружковую и внеклассную деятельность по эстетическому, физкультурно-оздоровительному, экологическому, информационному, математическому направлениям. Используются различные формы деятельности: конкурсы, фестивали, конференции, презентации, мастер-классы.[26]
Недобор учеников этой школе не грозит! На 2013-2014 учебный год в школе количество обучающихся достигло 918 человек. В сравнении с предыдущими годами – это самый высокий показатель. [26] Родители заранее записывают детей в подготовительные классы, чтобы их «чадо» точно попало в 80-ю школу. Дело в том, что на базе школы организовано большое количество моделей дополнительного образования. Каждая из этих моделей индивидуальна и неповторима. Только представьте, футбол, самбо, рукопашный бой, шахматы, танцы, ци-гун, более двадцати наименований, всё в одной школе. Ученики имеют возможность заниматься бесплатно боевыми искусствами или подвижным активным спортом недалеко от дома. Дети, которые учатся в других учебных заведениях тоже приходят сюда, но уже на платной основе.
Идея организовать новую ветвь в дополнительном образовании возникла ещё год назад. В школе был объявлен День Самоуправления, как водится, старшеклассники пошли к младшим в качестве учителей. Спустя неделю на Совете Старшеклассников, который существует в школе более пяти лет, обсуждался минувший день Самоуправления. В ходе собрания, выяснилось, что ученикам мало одного дня в году, хотелось бы проводить уроки хотя бы раз в неделю и с небольшим отступлением от учебного плана. Так и было предложено набрать группу младших школьников для занятий во внеурочное время, а учителями в этой группе станут старшеклассники. Занятия будут проходить на добровольческой основе, то есть бесплатно. В течении года активисты из 9-х классов проходили соответствующее обучение в Молодёжном центре города Владивостока. И вот дело осталось за программой развития, положением, календарно-тематическому планированию занятий и можно объявлять о наборе группы. Итак, приступим.
Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников, а школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам, но также она должна учить подростка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права, уметь быть успешным, конкурентоспособным, готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и цивилизованно разрешать конфликты, развивать общественные процессы в позитивном русле, приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться. К сожалению, школа не всегда к этому готова.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности, направленной на внедрение инноваций в процесс обучения. А именно, образовательный процесс, в котором не просто происходит передача информации по структуре Учитель-ученик, а идёт обмен информацией и опытом между старшими и младшими школьниками.
Итак, беда в том, что во многих школах до сих пор путают качество ОБРАЗОВАНИЯ и качество ОБУЧЕНИЯ. Более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте.
Представьте себе человека, который стоит на оживлённом перекрёстке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит и думает: «Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний. Но, какой опыт у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?» Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиться успеха в жизни. И неоспоримая роль в этом УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ!
Включение учеников в процесс управления школой открывает возможность для активизации собственной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной деятельности учеников, а ученики, в свою очередь, участниками процесса модернизации образования.
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Таким образом, предлагаю в школах ввести за постоянную практику привлекать старших школьников к организации работы в дополнительном образовании. К примеру, не все семьи могут оплачивать репетиров и платные дополнительные занятия. Или, другой пример, как упоминалось в главе 1.4., кадровая нехватка и переполненность групп. В программу воспитательной работы включить развитие этого направления.
Содержание работы таких тренинг центров определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школах. Такими видами деятельности являются: познавательная, художественно-эстетическая и спортивно-оздоровительная. Каждая школа выбирает себе один или несколько видов деятельности.
Познавательная деятельность — ведутся дополнительные занятия, помогающие закрепить знания, полученные в основном образовании. Например, английский или математика.
Спортивно-оздоровительная деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство. Привлечение младших школьников к спортивно – оздоровительной деятельности. |
Художественно-эстетическая деятельность — занятия творчеством, например, рисование, лепка или аппликация и т.п.
2.2. Основные положения программы развития
Разработка программы развития проводилась с учетом анализа имеющихся условий и ресурсов МБОУ «СОШ №80» города Владивостока. При подготовке настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой программы развития. Реализация запланированных проектов программы развития осуществляется с учетом понимания безусловной необходимости сохранения здоровья обучающихся.
Участниками реализации программы являются: ученики младшего школьного возраста, старшеклассники в качестве учителей, руководитель программы развития – завуч по воспитательной работе, педагог-психолог, администрация школы. Штат учеников-преподавателей в центре развития выбирается и учреждается на педагогическом совете ежегодно в присутствии администрации школы. Совет проводится в сентябре каждого учебного года, после этого составляется протокол и утверждается штат учеников, которые будут вести занятия с младшими школьниками.
Цель: помочь ученикам старшей школы в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами. Создать опыт общения младших школьников со старшими, наладить обмен положительным опытом от старшего к младшему.
Задачи программы состоят в том, чтобы старшеклассники могли:
Соотносить свои интересы, потребности и склонности с собственными возможностями
Эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание, ставить цель и добиваться ее реализации;
Конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями, временем;
Успешно развивать учебные навыки и совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
Самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Планируемые результаты реализации программы
Сформированность у учащихся навыков и умений
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение;
систематизировать, анализировать собранный материал
Повышение учебной мотивации и мотивации успеха собственной деятельности.
Основной вывод, к которому приходит зрелая личность, может быть выражен формулой: «Я у меня есть, и я не пропаду».
Методическое обеспечение курса
Рабочая папка старшеклассника
Диагностические материалы
Таблицы и схемы для ведения Рабочей папки
Положение работы центра
Календано-тематическое планирование занятий с воспитанниками ЦДТ
В Рабочей папке отражаются цели, которые ставит перед собой обучающийся, пошаговое продвижение к ним, успехи и достижения.
Основные разделы программы:
1) познавательная деятельность: организация и ведение занятий по английскому языку;
2) художественное творчество: организация и функционирование работы в области изобразительного искусства, живописи, аппликации.
Итак, обратимся к каждому разделу по отдельности.
Английский с увлечением для 2-3 классов. Безусловно, дошкольный возраст уникален для овладения иностранным языком в силу таких психологических особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера и т.д. Поэтому, изучение иностранного языка в раннем возрасте положительно влияет на общее психофизическое развитие ребенка, его речевые способности и на расширение общего кругозора.
Но как показывает практика, процесс обучения иностранным языкам в дошкольных учреждениях не имеет пока должных результатов в силу различных причин. Вследствие чего, дети не всегда могут применить ранее полученные языковые навыки и умения.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в применении постоянной передачи опыта от таких же школьников, как они, но старших и опытных. Тем самым, у младших школьников включается элемент подражания на уровне подсознания: «он ничего не знал, как и я, он такой же ученик, как и я, только постарше, но смог добиться успеха, значит и у меня получится!»
Овладение иностранным языком на раннем этапе обучения направлено на формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, что соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Таблица 2 - Учебно-тематический план
№
п\пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Давайте познакомимся 2 1 1
2 Семейный альбом 4 1 3
3 Сказочный зоопарк 6 2 4
4 Приятного аппетита 5 1 4
5 На праздник и к друзьям 6 2 4
6 Наши увлечения 4 1 3
7 Подготовка итоговых проектов 4 1 3
8 Защита проектов 4 1 3
Итого 35 10 25
Актуальность этой программы состоит в ее направленности на практическое овладение разговорным английским языком в процессе игровой коммуникации.
Новизна программы состоит в том, что в качестве преподавателей выступают старшие школьники (9-11 класс), имеющие хорошую базу знаний английского языка.
Форма занятий: групповая.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: игры, беседы, круглые столы, интервью.
Вторая программа – «Смотрю на мир глазами художника». Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в искусстве. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир художественного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте искусства в жизни;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности.
Таблица 3 - Учебно-тематический план
№
п\пТемы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Давайте познакомимся с живописью 2 1 1
2 Графика 4 1 3
3 Аппликация 6 2 4
4 Скульптура 5 1 4
5 Бумажная пластика, оригами 6 2 4
6 Работа с природными материалами 4 1 3
7 Подготовка итоговых работ 4 1 3
8 Организация и обсуждение выставки детских работ 4 1 3
Итого 35 10 25
Содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, изучают классическое и народное искусство.
Актуальность этой программы состоит в единстве воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, в сочетании практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Новизна программы состоит в том, что в качестве преподавателей выступают старшие школьники (9-11 класс).
Форма занятий: групповая.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: игры, беседы, круглые столы, выставки.
2.3 Ресурсное обеспечение и оценка результатов
Финансирование Программы предусматривается за счет:
- средств муниципального бюджета;
- собственных источников финансирования участников Программы (исполнителей мероприятий и проектов);
- других внебюджетных источников финансирования.
Ресурсное обеспечение:
-создание единого информационно-образовательного пространства основного и дополнительного образования детей;
-улучшение материально-технического оснащения ЦДТ;
-создание условий, стимулирующих развития дополнительного
образования.
Оценка результативности и эффективности программы.
Для воспитанников:
- обеспечение права и возможности каждому обучающемуся на удовлетворение его культурно-образовательных потребностей, свободы выбора уровня и качества образовательно-развивающих и досуговых видов деятельности в соответствии с его индивидуальными ценностными ориентациями;
- компетентная, физически и духовно здоровая личность, способная к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды;
- качественное самоопределение в выборе будущего профессионального развития.
Для педагогов:
- реализация творческого потенциала;
- повышение квалификации в соответствии с осознанными потребностями;
-совершенствование педагогического опыта участия в открытых мероприятиях на уровне города.
Для ЦДТ:
- повышение и соответствие качества образования «ЦДТ» требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей;
- открытость деятельности «ЦДТ» и ее оценки педагогическим сообществом;
-наличие тесных контактов с учреждениями социума и семьями воспитанников.
Практическая реализация цели и задач предполагает существенную реорганизацию всех основных направлений деятельности «ЦДТ»: образовательной системы, культурно-досуговой деятельности, обновление методической работы.
Заключение
В заключение, центры детского творчества представляют собой несколько социальных институтов, которые на протяжении жизни ребенка играют большее или меньшее значение: семья, школа, внешкольные учреждения, к которым относятся клубы, библиотеки, музеи, детские объединения, общественные движения, парки, автогородки и т.д.Школы, как правило, дают общее образование, организации дополнительного образования расширяют его, таким образом, мы можем говорить об их существенной роли в воспитании подрастающего поколения.
Э.Тельман сказал «Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта - не воспитание». Я полностью согласна с этой цитатой, считаю, что \ри организации образовательного процесса в российской школе следует обратить серьезное внимание на «подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе», а это возможно сделать прежде всего с использованием принципов реального самоуправления в общеобразовательном учреждении, когда ребенок школьного возраста включен в процесс управления общеобразовательным учреждением вместе со взрослыми (педагогами и родителями).
Проблема организации ученического самоуправления как средства формирования социальной зрелости старшеклассника стала особенно актуальной в условиях реализации национального проекта «Образование».
В связи с этим, необходимо выделить новый критерий качества образования выпускника средней школы - его социальную зрелость как готовность к жизненному самоопределению в изменяющемся социуме, а основным средством формирования социальной зрелости определить самоуправленческую деятельность в системе ученического самоуправления.
Таким образом, организация ученического самоуправления в современной школе является одновременно и управленческой задачей администрации и педагогической задачей каждого учителя. Развитие ученического самоуправления происходит в соответствии со стадиями развития ученического коллектива и воспитательных систем. Ученическое самоуправление выступает как средство формирования социальной зрелости старшеклассника двумя путями: 1) непосредственно, включая учащихся в самоуправленческую деятельность и стимулируя социальную активность и социальное творчество; и 2) опосредованно, через воспитательные системы социальной ориентации, направленные на социализацию и социальную адаптацию личности.
Список используемых литературных источниковБерезутский, Ю. В. Субъективные индикаторы общественной организации молодежи в контексте ее социальной направленности // Научный ежегодник / Ю. В. Березутский. – Хабаровск : Изд-во ДВАГС, 2009. – № 7. – С. 223.
Базисный учебный план (проект) государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования детей. – М.: Центр развития системы ДОД. – 1996г.
Горский В.А., Малышевский А.Ф. Обсуждаем проект базисного плана //Внешкольник, 1997г.- № 3
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2010-2012годы» // Внешкольник.-2012- № 5
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2011
Каким быть выпускнику школы?// Школа. – 2011 - № 2
Конвенция о правах ребенка. – 1989г.
Конституция Российской Федерации – 1993г.
Закон Российской Федерации «Об образовании» - 1995г.
Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа, 2003.
Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005годы // Внешкольник – 2002. - № 3
Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: 1986
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001годы.
Сафарова Г.И., Съедина Г.И., Гракова М.П. От увлечения к мастерству // Внешкольник. – 1997г. - № 3
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – М.: Школьные технологии. 1986г.
Система дополнительного образования детей, проблемы становления и развития в условиях реформирования российского образования. – М.: Управление внешкольного дополнительного образования. 1996г.
Тетерский С. Современные требования к программам и учебным планам коллективов учреждений дополнительного образования // Внешкольник. – 1999. - № 7 – 8
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе // Директор школы. Спец. выпуск. – 1999. - № 2
Л.И. Ильенко Программа развития школы. Структура. Содержание. Перспективное планирование работы. АРКТИ, 2001 г.
В.М. Лизинский Идеи к проектам и практика управления школой М., 2000 г.
Т.А. Макарова Учебный процесс: планирование, организация и контроль. Часть 1 Москва, 2003 г.
Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова «Дополнительное образование детей». ВЛАДОС 2002 г.
Под редакцией Е.Н.Степанова. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Москва, 2003 г.
Е.Н.Степанов, Л.М.Лузина. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания, Москва, 2002 г.
Программа внеурочной деятельности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school7-fryazino.ru/d/.../programma-vneurochnoy-deyatelnosti-ooo.docСайт МБОУ «СОШ №80». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school80.pupils.ru/Детское творчество. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/