Коррекционно — развивающее занятие Государственный герб России.
Коррекционно – развивающее занятие «Государственный герб России».
Цели:
Корекционно -бразовательные: дать общее представление о гербе РФ, рассказать о возникновении и истории гербов, их основных разновидностей.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, память. Коррекционно-воспитательные: воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат с изображением герба,
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово воспитателя:
В древности у многих народов существовали тотематические знаки, которые являлись принадлежностью того или иного племени. Зачастую это были изображения каких либо животных (льва или орла), а иногда и химер (двуглавый орёл).
Однако непосредственное возникновение гербов имело место лишь в средневековой Европе в XI - XII вв. Герб изображался прежде всего на щитах, плащах, доспехов и знамёнах рыцарей. Само слово «герб» происходит от немецкого erbe, что означает «наследство». В отличие от родового герба, который являлся принадлежностью и опознавательным знаком лишь одного рода, государственный герб свидетельствовал о суверенитете страны, её независимости, высоком статусе среди других стран.
При создании нового герба учитываются исторические, природные или иные особенности данного государства. В России, как и в большинстве стран Европе, герб имеет давнюю историю, начиная со средневековья. Само слово «герб» появляется в России в XV в. при великом князе московском Иване III Васильевиче. Изображение орла было помещено на государственной печати. На лицевой стороне изображался всадник, убивающий дракона, на обороте - двуглавый орёл с распростёртыми крыльями и двумя коронами. (Слайд - 1)
Иван IV Грозный - первый правитель (XVI век), получивший титул царя. При нём символами царской власти становятся шапка Мономаха, скипетр и держава. Изменяется и герб. На груди орла появляется щит с изображением святого Георгия, убивающего змея. (Слайды 2,3, 4)
В 1613году начинается правление новой царской династии Романовых. Тогда же меняется и российский герб.
Рассмотрите внимательно гербы. Один герб принадлежит царю Алексею Михайловичу, а другой - его сыну Петру I. Что у них общего и в чем они отличаются друг от друга? (Слайды 5, 6).
Перемены в государстве отражались и на изображении герба.
В 1826 году император Николай I официально утвердил герб рода Романовых (династии, которая с XVII века до 1917 года находилась у власти в России.)
Вот так выглядел герб при императоре Александре I в начале XIX века.
(Слайд 7).
Таким герб стал в середине XIX века. (Слайд 8).
А это герб конца XIX. (Слайд 9).
Он дополнен новыми элементами - появились мантия и щитодержатели. Вокруг главного щита расположены щиты царств и великих княжеств. Внизу этого щита впервые был помещён родовой императорский герб - красный гриф на серебряном поле, золотые меч и круглый щит, чёрный орёл, а на чёрной кайме - четыре золотые и четыре серебряные львиные головы.
III.Физкультминутка. (оздоровительная)
Люди с самого рождения Жить не могут без движения.
Упражнение «Гора».
- Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте.
Медленно поднимите голову вверх и сцепите руки в замок над головой. Представьте, что ваше тело - гора. Одна половинка говорит : «Сила во мне!» - и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» - и тоже тянется вверх. «Нет! решили они. - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих».
Потянулись обе вместе сильно-сильно.
Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
Большие изменения произошли после революции 1917 года. Россия стала называться Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР). Ей уже не подходил старый герб-двуглавый орёл.
Первая Конституция РСФСР, принятая в январе 1918года, утвердила новый герб Советской республики. (Слайд 10).
А в декабре 1922 года образовался Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Щит заменили на изображение земного шара, а девиз «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» расположили на лентах, обвивающих колосья. Девиз был написан на языках народов, которые подписали первый союзный договор. Вначале их было б, а со временем стало 15. В верхней части герба появилась пятиконечная звезда.
VI.Итог занятия.-Что нового вы узнали на занятии?
-Вам понравилось занятие?
-Чтобы вы хотели бы узнать ещё?
Литература:
Гальцова Е.А. История Российского государства: сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2007.
Саплина Е.В., Саплин А. И. Символы моей страны. - Москва: Дрофа, 2007.