Проект подготовки к ЕГЭ по учебному предмету «География» для обучающихся 11 класса
Проект программы подготовки обучающихся к ЕГЭ по учебному предмету «География» для обучающихся 11 класса
Автор проекта
Рамазанова Юлдуз Ильдусовна -учитель географии Муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Гимназия №4» Бавлинского муниципального района РТ
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена.
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов, практическим решением задач части С).
Программа рассчитана на 35 часов (34 по программе и 1 час – резервное время), для профильной подготовки учащихся 11 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть курса (5 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный , деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование тем курса
Всего часов
В том числе
Формы проведения и контроля
лекции
самост.
практ.
ВЕДЕНИЕ 2 ч.
1
Введение. Правила заполнения
бланков.
1
0,5
0,5
беседа
2
Особенности экзаменационной
работы по географии
1
1
работа с картами, тестирование
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч.
3
Источники географической информации и методы географических исследований
4
Тестирование, работа с картами, Интернет-ресурсами.
3.1
Источники географической информации и методы географических исследований
1
3.2
Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
Дом. работа
3.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
2
2
3.4
Анализ трудных заданий.
1
1
4
Природа Земли и человек
4
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
4.1
Природа Земли и человек
1
1
4.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
Дом. работа
4.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
3
4.4
Анализ трудных заданий.
1
5
Население мира
3
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами
5.1
Население мира
1
1
5.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
работа
дома
5.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
2
2
5.4
Анализ трудных заданий
1
1
6
Мировое хозяйство
3
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.
6.1
Мировое хозяйство
1
1
6.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
работа
дома
6.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
2
2
6.4
Анализ трудных заданий
1
1
7
Природопользование и экология
2
Тестирование, работа с картами атласа
7.1
Природопользование и экология
1
1
7.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
работа
дома
7.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
1
1
7.4
Анализ трудных заданий
1
1
8.
Страноведение
3
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами..
8.1
Страноведение
1
1
8.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
работа
дома
8.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.
1
1
8.4
Анализ трудных заданий
1
1
9
География России
6
Тестирование, работа с картами атласа, Интернет-ресурсами.
9.1
География России.
1
1
9.2
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.
1
работа
дома
1
9.3
Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом
2
2
9.4
Анализ трудных заданий
2
2
РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч.
10.
Решение вариантов ЕГЭ
3
3
Компьютерное тестирование.
11.
Итоговое занятие. Анализ работ.
1
1
Резервное время
1
Итого
35
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (27 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Резервное время – 1 час.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф, 2008. 366 с.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с кратким ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008
Единый государственный экзамен 2008: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение, 2008.
15