Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью учителя Котковой Нины Николаевны по профессионально-трудовому обучению в 9 классе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Виткуловская средняя общеобразовательная школа
Сосновского района Нижегородской области
Принято решением педагогического совета
Протокол № __18_
от _04__ _сентября_2015г «Согласовано»
Заместитель директора Кошелева В.С.
____________
« » _________ 2015г. Утверждаю
Директор ________ Пронин А. А.
Приказ № __151_
от « 4 » сентября 2015г
Адаптированная образовательная программа обучения
по индивидуальному учебному плану на дому
для детей с умственной отсталостью
учителя Котковой Нины Николаевны
по профессионально-трудовому обучению в 9 классе
2015 – 2016
учебный год
с. Виткулово
Аннотация к адаптированной образовательной программе обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью профессионально-трудовому обучению в 9 классе
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по профессионально-трудовому обучению ( « Сельскохозяйственный труд») в 9 классе составлена на основе
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2006год, авторы Е.Л.Ковалева.
Основными целями данной программы являются: углубление и конкретизация знаний о значении, классификации основных овощных, цветочных, плодово-ягодных культур, формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
Составитель – Коткова Нина Николаевна
Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа обучения по индивидуальному учебному плану на дому для детей с умственной отсталостью по профессионально-трудовому обучению ( « Сельскохозяйственный труд») в 9 классе составлена на основе
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2006год, авторы Е.Л.Ковалева.
Цель: подготовка учащегося к выбору будущей профессии через уроки сельскохозяйственного труда.
Задачи:
Формировать интерес к сельскохозяйственному труду и профессиональному самоопределению в условиях рынка труда.
Развивать трудовую и технологическую культуру школьника.
Воспитывать трудовые, гражданские и патриотические качества личности.
Программа основывается на принципах:
- коррекционной направленности обучения и воспитания в соответствии с психофизическими возможностями ребенка;
- практической направленности обучения с ориентацией на востребованность приобретенных умений и навыком в современных экономических условиях
Программа рассчитана на один год: 0,5 часа в неделю , всего 17 часов в год.
После занятий обучающийся выполняет индивидуальные задания учителя, которые помогают в решении главной учебно-воспитательной задачи:
Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве, садоводстве.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьника. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика; способность к пространственному анализу: речи, внимания, памяти.
В программе большое внимание уделяется развитию мышления, мелкой моторики, внимания, памяти, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, что является решением основных целей программы. Особое внимание будет уделено практической направленности программного материала (его нацеленности на формирование трудовых умений и навыков), которая служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений обучающегося, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Программа направлена на получение и закрепление полученных ранее знаний и навыков.
Коррекционный блок
На уроках технологии используются разнообразные формы, методы и приемы коррекционной работы:
1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
2. Методы и приемы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля.
Критерии оценки знаний и умений обучающегося на уроках сельхозтруда
При оценочном суждении учитываются:
1. Прилежание ученика во время работы
2. Уровень патологии органов зрения, слуха и речи
3. Уровень физического развития ученика
Теоретическая часть:
Оценка « 5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка « 4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка « 3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка « 2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при примени дополнительных наводящих вопросов.
К концу обучения учащийся:
должен знать:
- Подготовка семян к посеву
- Признаки здоровых и больных клубней овощей
- Правила ТБ при работе с сельскохозяйственным инвентарем.
- Знать время и правила уборки овощей.
- Подготовка рассады огурцов к высадке.
- Подкормки растений.
- Съем плодов без повреждений стебля и листьев.
-Уход за молодым и плодовым садом
Должны уметь:
- Правильно обращаться при работе с с/х инвентарем.
- Извлекать семена из плодов овощей. Промывка, просушка семян.
- Разметка мест для высадки рассады, поделка лунок, обработка их, полив.
- Подвязка стеблей растений с помощью шпагата.
- Удаление боковых побегов.
- Обрезка и укорачивание веток, плодовых деревьев.
Содержание программы
Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда.
О в о щ е в о д с т в о
Уборка урожая томатов. Признаки поражения растений томата фитофторой. Сбор плодов то мата с пораженных растений. Прогревание этих плодов в горячей воде для предотвращения загнивания. Сбор недозрелых плодов. Оставление плодов на здоровых кустах для получения семян. Дозревание плодов и их переработка. Хранение помидоров.
Раздельный сбор зрелых и недозрелых плодов. Размещение недозрелых плодов для дозревания. Сбор семенных плодов томата, размещение их для полного размягчения в комнатных условиях. Выборка семян из полностью размягченных плодов, промывка и просушка семян.
Уборка огурцов-семенников. Внешний вид огурцов, оставленных для получения семян. Сроки уборки и признаки созревания этих огурцов. Приемы хранения огурцов -семенников. Правила извлечения семян.
Сбор огурцов - семенников до наступления заморозков. Размещение огурцов в комнатных условиях. Наблюдение за состоянием семенников. Извлечение семян (разрез огурцов вдоль) из семенных камер. Промывка и просушка семян.
Выращивание огурцов под пленочным укрытием. Пленочное укрытие разных типов, их устройство. Подготовка почвы для выращивания огурцов под пленочным укрытием. Приспособления для подвязки стеблей растений. Сорта огурцов, предназначенные для выращивания под пленочным укрытием. Использование пчелоопыляемых сортов и сортов, не требующих опыления. Тоннельные укрытия, их размеры. Размещение растений под пленочным укрытием. Сроки посева семян огурцов под пленочное укрытие. Уход за посевами. Установка каркаса, натягивание пленки. После прогрева почвы посев семян огурца в рядки над канавками, полив теплой водой. Прореживание всходов. Систематический полив и подкормка. Подсыпка земли, смешанной с перегноем. При обильном цветении поднятие пленки с южной стороны для привлечения насекомых - опылителей. Подвязка стеблей. Удаление боковых побегов (по необходимости).
С а д о в о д с т в о
Уход за молодым садом. Плодовое дерево. Признаки однолетнего прироста плодового дерева. Заглубление или оголение корневой шейки посаженного плодового дерева. Проверки состояния молодых посадок плодовых деревьев. Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. Рыхление почвы в приствольных кругах и полив (по необходимости). Подсыпка почвы в приствольный круг при оголении корневой шейки. Проверка подвязки саженцев к кольям.
Подготовка молодого сада к зиме. Плодовые деревья. Грызуны — вредители молодых посадок плодовых деревьев. Борьба с грызунами. Приспособления для охраны молодых плодовых деревьев от грызунов. Сроки установки защитных приспособлений. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев плодовых деревьев к кольям. Обвязка нижней части ствола молодого дерева еловыми ветками или толем. Проверка состояния обвязки через некоторое время.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы - М.:«Просвещение», 2006год, авторы Е.Л.Ковалева.
2. Ковалёва Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд: учеб. Для 9 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида/ - М.: Просвещение, 2008.
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока дата
провед
план дата
провед
факт к-во
час
1 Вводное занятие. Охрана труда. Спецодежда. 7.09 1
2 Уборка урожая томатов. Работа с пораженными растениями. 21.09 1
3 Хранение помидоров. Раздельный сбор и размещение недозрелых плодов для дозревания. 5.10 1
4 Сбор семенных плодов томата и подготовка их к хранению. 19.10 1
5 Огурцы – семенники. Внешний вид, уборка, приемы хранения. 2.10 1
6 Сбор огурцов-семенников и размещение в комнатных условиях. Извлечение семян, промывка и просушка. 23.10 1
7 Подготовка молодого сада к зиме. Плодовые деревья. Грызуны-вредители, борьба с ними. 7.12 1
8 Установка защитных приспособлений. Подготовка материала для обвязки стволов саженцев. 21.12 1
9 Уход за молодым садом. Признаки прироста плодового дерева. 18.01 1
10 Осмотр молодых посадок. Замена погибших молодых деревьев новыми саженцами. 1.02 1
11 Выращивание огурцов под пленочным укрытием. 15.02 1
12 Выращивание огурцов под пленочным укрытием. 29.02 1
13 Выбор сортов огурцов. 14.03 1
14 Тоннельные укрытия. Размещение растений. Уход за посевами. 4.04 1
15 Установка каркаса. Натягивание пленки. Посев семян. 18.04 1
16 Прореживание всходов. Система полива и подкормки. Уход за посаженными огурцами. 16.05 1
17 Подведение итогов по курсу. 16.05 1