Рабочая программа по учебному предмету: «Изобразительное искусство» для 4 коррекционного класса VIII вида


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края»

Рабочая программа
по предмету: «Изобразительное искусство»
образовательная область: «Искусство»
начальное общее образование
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013г.
под редакцией В.В.Воронковой
для 4 «Д» коррекционного класса
на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:
Клочкова Людмила Павловна,
учитель начальных классов
Новоалтайск
2016
Содержание
Пояснительная записка-------------------------------------------------------------------------------3
Планируемые результаты---------------------------------------------------------------------------- 5
3. Содержание учебного курса--------------------------------------------------------------------------6
4. Календарно-тематическое планирование----------------------------------------------------------10
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:--------------------------- 16
6. Лист внесения изменений и дополнений-----------------------------------------------------------17
1.Пояснительная записка
Нормативная правовая база реализации рабочей программы
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» (предметная область «Искусство») разработана для 4 «Д» коррекционного класса общеобразовательной школы на основе нормативно правовой базы:
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ «Об образовании», приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края»
5. Учебный план МБОУ «СОШ №1 города Новоалтайска Алтайского края» на 2016-2017учебный год.
6. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, принятое на педагогическом совете МБОУ «СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края» протокол № 171от 23.05.2012 г.
7. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся (принято на педагогическом совете, протокол № 180 от 27.05.2013 г.
8. Авторская программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: подготовит., 1 – 4 кл. Москва, «Просвещение», 2013 г. под редакцией В.В.Воронковой.
Цель программы обучения:
Использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 час в неделю:
9 учебных недель первой четверти (9 часов);
7 учебных недель второй четверти (7 часов);
11 учебных недель третьей четверти (11 часов);
7 учебных недель четвёртой четверти (7 часов).
На изучение курса «Изобразительное искусство» выделяется в 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели). Срок реализации программы 1 год. В авторскую программу изменения не внесены.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской. Отличительных особенностей нет.
Обоснование выбора УМК
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Формы, методы и средства обучения, технологии, которые будут использоваться педагогом для реализации рабочей программы;
Основной формой занятия рисованием является урок, ведущей формой работы являетсфронтальная работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся. Работа на уроках способствует развитию воображения, творчества.Уроки рисования связаны с уроками чтения, развитие речи, труда, математики. Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится самостоятельная работа учащихся, учитываются индивидуальные способности каждого ребенка.
Формы, способы и средства контроля, проверки и оценки образовательных результатов по данной рабочей программе в соответствии с Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся в ОУ.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
Оценка «4» -выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
Оценка «3» - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
2.Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);  
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);  
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов     
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

3.Содержание учебного курса
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
      Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
      Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
      Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Разделы Кол-во час Темы Краткое содержание раздела
I четверть (9 ч)
Рисование с натуры. 4 Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
Рисование с натуры листа дерева
Рисование с натуры ветки рябины.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)  Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).
Составление узора в квадрате из растительных форм. Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 2 Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).       Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об
изобразительном
искусстве. 1 Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).       Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных предметов.
II четверть (7ч)
Рисование с натуры. 1 Рисование с натуры игрушки – автобуса.
 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 3 Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование на тему «Зимние забавы детей»       Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об
изобразительном
искусстве. 1 Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла.       Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.
III четверть (11ч)
Рисование с натуры. 6 Рисование с натуры доми ков для птиц (скворечник).
Рисование с натуры игруш ки сложной конструкции (подъемный кран).
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумаж ного стаканчика .
Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)
 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2
Декоративное рисование панно «Снежинки»
Декоративное рисование открытки к 8 Марта.
Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 2 Рисование на тему: «День защитника Отечества».
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Рассматривание репродукций художественных произведений. 
Беседы об
изобразительном
искусстве.
1 Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.
Узнавание и правильное название изображенных предметов.
IV четверть (7ч)
Рисование с натуры. 3 Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)  Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование. 2 Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.
Рисование на темы. 1 Рисование на тему «Космические корабли в полете»
Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Беседы об
изобразительном
искусстве. 1 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.
4.Календарно-тематическое планирование

п/п Изучаемый раздел, тема учебного материала Кол-во час Период Характеристика деятельности учащихся
1 1 четверть (9ч)
Рисование с натуры. (3ч)
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков 1 1 неделя Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.
Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки.
Сравнивать предметы по форме, величине, цвету.
2 Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). 1 2 неделя Знать названия листьев различных деревьев.
Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.
Правильно сидеть за партой; правильно располагать лист бумаги на парте.
3 Рисование с натуры ветки рябины.
1 3 неделя Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.
Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.
Уметь правильно держать карандаш.
4 Декоративное рисование. (1ч)
Составление узора в квадрате из растительных форм. 1 4 неделя Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.
5 Беседы об
изобразительном
искусстве. (1ч)
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). 1 5 неделя Знать отличие картины от репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства.
Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге.
6 Декоративное рисование. (1ч)
Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы). 1 6 неделя Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.
Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя.
7 Рисование с натуры (1ч)
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля) 1 7 неделя Знать понятие цилиндра.
Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме, величине, цвету
8-9 Рисование на темы. (2ч)
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). 2
8 -9
неделя Знать приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды).
Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.
10 2 четверть (7ч)
Беседы об
изобразительном
искусстве. (1ч)
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
1 10
неделя Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).
Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правиль но называть изображенные предметы.
Грамотно и логич. правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге, поддерживать беседу на заданную тему.
11 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему «Моя любимая игрушка». 1 11
неделя Знать названия игрушек, их предназначение.
Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы – игрушки; повторять освоенные ранее изображения; уметь всесторонне рассматривать несложные по форме предметы.
Уметь анализировать предметы и отмечать особенности формы, строения, цвета и т.д.
12 Рисование с натуры (1ч)
Рисование с натуры игрушки – автобуса. 1 12
неделя Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).
Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы.
Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.
13 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему «Городской транспорт». 1 13
неделя Знать виды транспорта, правила уличного движения.
Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.
14 Декоративное рисование. (2ч)
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1 14
неделя Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета.
15 Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). 1 15
неделя Знать правила построения узора в круге.
Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.
Чётко и правильно осознавать цель своей работы.
16 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему «Зимние забавы детей» 1 16
неделя Знать признаки зимы, зимние забавы детей.
Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.
17 3 четверть (11ч)
Декоративное рисование. (1ч)
Декоративное рисование панно «Снежинки». 1 17 неделя Знать последовательность изображения снежинки.
Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления.
Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.
18 Беседы об
изобразительном
искусстве. (1ч)
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). 1 18 неделя Знать отличие картины от репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.
Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение.
19 Рисование с натуры (3ч)
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) 1 19 неделя Знать понятие «осевая линия».
Уметь анализировать объект изображения. Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь выделять главное.
20 Рисование с натуры раскладной пирамидки. 1 20 неделя Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».
Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.
21 Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). 1 21 неделя Знать понятие «осевая линия».
Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.
Распознавать формы простейших плоских фигур
22 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему: «День защитника Отечества». 1 22
неделя Знать значение праздника.
Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.
Распознавать формы простейших плоских фигур
23 Рисование с натуры (2ч)
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор). 1 23 неделя Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).
Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; совмещать в изображении предмета несколько геометрических фигур; соблюдать определенную последовательность работы. 24 Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) 1 24 неделя Знать понятие «осевая линия».
Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.
Уметь рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.
Устно описывать объекты наблюдения.
25 Декоративное рисование. (1ч)
Декоративное рисование открытки к 8 Марта. 1 25 неделя Знать правила построения узора на листе бумаги.
Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги.
Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.
26 Рисование с натуры. (1ч)
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). 1 26 неделя Знать понятие «осевая линия».
Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Распознавать формы простейших плоских фигур
27 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему «Пришла весна».
Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)
1 27 неделя Знать признаки весны.
Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.
28 4 четверть (7ч)
Рисование с натуры. (1ч)Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. 1 28 неделя Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.
Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей.
Знать значение Дня космонавтики.
Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.
29 Рисование на темы. (1ч)
Рисование на тему «Космические корабли в полете» 1 29 неделя 30 Рисование с натуры. (2ч)
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).
1 30 неделя Знать части изображаемого предмета (настольных, напольных, настенных часов), виды часов, предназначение часов, значение времени в жизни человека.
Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.
Анализировать объекты изображения (определение формы, величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира.
31 Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). 1 31 неделя Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.
Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Сравнивать натуру с рисунком.
Сравнивать предметы по форме, величине, цвету
32 Декоративное рисование. (2ч)
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). 1 32
неделя Знать правила построения узора в круге.
Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое сочетание цветов.
Элементарно обосновывать высказанное суждение.
33 Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. 1 33 неделя Знать понятия «симметрия», «ритм».
Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.
Слушать объяснение учителя и ответы товарищей.
34 Беседы об
изобразительном
искусстве. (1ч)
 Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). 1 34 неделя Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.
Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.     Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства.
Уметь выполнять требования учителя
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1- 4 классы. 8-е издание. Москва «Просвещение» 2013г. с.176 Под редакцией В.В.Воронковой
2.Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2013.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2013.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 4 классах». – М.: Просвещение, 2013
4. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон Москва «Просвещение» 1992 г.
5. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство» 4 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola Изобразительно-иллюстративный материал
Иллюстрации произведений известных художников мира разных видов искусства: народное искусство, живопись, графика, серия художественно-дидактических таблиц, архив творческих детских работ.
ОборудованиеМультимедиа, CD, DVD диски по искусству Натурный материалРеквизит для натурных постановок, драпировки, изделия народных художественных промыслов, муляжи фруктов и овощей, чучела птиц
6.Лист внесения изменений и дополнений.
№ п\п. Дата Характер изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение. Подпись сотрудника внесшего изменения.