Рабочая программа «География» (коррекционная программа VIII вида) 9 класс.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
« Верхневязовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании педагогического Зам. директора по УВР Директор МОБУ
совета Протокол № __ ______Л.О.Голышева ______М.А.Вытченкова
«___» ___________ 20 ___ г. «__» ___________20__ г. «__» _________20__ г.
Рабочая программа
«География»
(коррекционная программа VIII вида)
9 класс.
Автор - составитель:
учитель географии
Максимов Алексей Фёдорович.
с. Верхняя Вязовка 2015 г.
Содержание
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Учебно-тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Содержание учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
Рекомендации по оснащению учебного процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Пояснительная записка
Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
-Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
-Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» от 6 сентября 2013 г. № 1698/506-V-ОЗ;- Программы специальных (коррекционных) образовательных уреждений VIII вида 5 – 9 классы.: Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
-Учебный план МОБУ «Верхневязовская СОШ на 2015-2016 уч. год»;
-Положение «О рабочей программе МОБУ «Верхневязовская СОШ;
-Основная образовательная программа МОБУ «Верхневязовская СОШ»
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии — дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила повеления в природе.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространенных в своем регионе.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности и «Природоведение».
Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчеркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные связи» после каждой темы.
Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю.
Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс — «Начальный курс физической географии» (66 ч), 7 класс — «География России» (66 ч), «География материков и океанов» (8 класс — 66 ч, 9 класс — 52 ч), -«Наш край» (9 класс — 14 ч).
В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе впервые опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, четко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки.
Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психофизическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения).
Изучение своего материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам. Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).Бывшие союзные республики изучаются во II четверти 9 класса в разделах «Восточная Европа», «Центральная и Юго-Западная Азия». Компактное изучение этих стран дает учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, традициях и быте ее народа.
Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, достопримечательности, культура, обычаи, традиции) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).
Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится IV четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.
Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края. Занижение требований к знаниям учащихся при изучении этой темы не предусматривается.
Для изучения своего края в программе дается примерный план, опираясь на который учитель может разработать конкретное программное содержание, отражающее особенности данной местности.
На уроках можно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
Данная программа обеспечивает оптимальный объем знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Как показывает опыт, он доступен большинству учащихся. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой.
Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.
Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).
Учебно - тематический план.
№
Наименование разделов и
тем
Общее количество часов
Количество учебныхчасов Кол-во
часов на контрольные, практические, лабораторные работы
1
Введение
1
1 2 Государства Евразии (52 ч)
52 4 1
2.1 Политическая карта Евразии. Европа (23 ч) 23 Западная Европа
2.1.1 Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
1 2.1.2 Франция (Французская Республика). 1 2.1.3 Германия (Федеративная Республика Германия).
1 2.1.4 Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
1 Южная Европа 2.1.5 Испания. 1 2.1.6 Португалия (Португальская Республика). 1 2.1.7 Италия (Итальянская Республика).
1 2.1.8 Греция (Греческая Республика).
1 Северная Европа
2.1.9 Норвегия (Королевство Норвегия). 1 2.1.10 Швеция (Королевство Швеция). 1 2.1.11 Финляндия (Финляндская Республика). 1 Восточная Европа 2.1.12 Польша (Республика Польша). 1 2.1.13 Чехия (Чешская Республика). 1 2.1.14 Словакия (Словацкая Республика). 1 2.1.15 Венгрия (Венгерская Республика). 1 2.1.16 Румыния (Республика Румыния). 1 2.1.17 Болгария (Республика Болгария).
1 2.1.18 Сербия. Черногория. 1 2.1.19 Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Эстония (Эстонская Республика).
1 2.1.20 Белоруссия (Республика Беларусь) 1 2.1.21 Украина. 1 2.1.22 Молдавия (Республика Молдова). 1 Обобщающий урок. 1 1
2.2 Азия (22 ч)
22 21 1
Центральная Азия 2.2.1 Казахстан (Республика Казахстан). 1 2.2.2 Узбекистан (Республика Узбекистан). 1 2.2.3 Туркмения (Туркменистан).
1 2.2.4 Киргизия (Кыргызская Республика).
1 2.2.5 Таджикистан (Республика Таджикистан).
1 Юго-Западная Азия 2.2.6 Грузия.
1 2.2.7 Азербайджан (Азербайджанская Республика).
1 2.2.8 Армения (Республика Армения).
1 2.2.9 Турция (Турецкая Республика).
1 2.2.10 Ирак (Республика Ирак).
1 2.2.11 Иран (Исламская Республика Иран).
1 2.2.12 Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
1 Южная Азия
2.2.13 Индия (Республика Индия).
1 Восточная Азия
2.2.14 Китай (Китайская Народная Республика),
1 2.2.15 Монголия.
1 2.2.16 Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). 1 2.2.17 Япония.
1 Юго-Восточная Азия
2.2.18 Таиланд (Королевство Таиланд). 1 2.2.19 Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). 1 2.2.20 Индонезия (Республика Индонезия) 1 Обобщающий урок 1 1
3 Россия 5 4 1
3.1 Границы России.
1 3.2 Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
1 3.3 Административное деление России. 1 3.4 Столица, крупные города России. 1 3.5 Обобщающий урок по теме: «России» 1 1
Повторение тема: Государства Евразии. 1 4 География Оренбургской области. 14 13 1
4.1 История возникновения нашего края. 1 4.2 Географическое положение. Границы. Рельеф.
1 4.3 Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. 1 4.4 Полезные ископаемые и почвы. 1 4.5 Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов. 1 4.6 Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
1 4.7 Животный мир нашей местности. 1 4.8 Население нашего края (области). 1 4.9 Промышленность. 1 4.10 Сельское хозяйство 1 4.11 Транспорт 1 4.12 Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. 1 4.13 Бузулукский район 1 Обобщающий урок: Оренбургская область. 1 1
Повторение пройденного3 Итого: 68 Содержание учебного предмета.
9 класс
География материков и океанов. Часть 2 (68ч)
Государства Евразии (52 ч)
Политическая карта Евразии. Европа (23 ч) Западная Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
Франция (Французская Республика).
Германия (Федеративная Республика Германия).
Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия (Португальская Республика).
Италия (Итальянская Республика).
Греция (Греческая Республика).
Варианты объединения уроков могут быть различными. Количество часов для изучения каждого государства внутри раздела учитель определяет самостоятельно.
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия).
Швеция (Королевство Швеция).
Финляндия (Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика).
Венгрия (Венгерская Республика).
Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария).
Сербия. Черногория.
Эстония (Эстонская Республика).
Латвия (Латвийская Республика).
Литва (Литовская Республика).
Белоруссия (Республика Беларусь)
Украина
Молдавия (Республика Молдова).
Азия (22 ч)
Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан).
Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркмения (Туркменистан).
Киргизия (Кыргызская Республика).
Таджикистан (Республика Таджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия.
Азербайджан (Азербайджанская Республика).
Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика).
Ирак (Республика Ирак).
Иран (Исламская Республика Иран).
Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская Народная Республика),
Монголия.
Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.
Россия (повторение) (6 ч)
Границы России.
Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии.
Административное деление России.
Столица, крупные города России.
Обобщающий урок по России.
Обобщающий урок по географии материков и океанов.
Межпредметные связи
Образование Российской империи. Образование и распад СССР. Суверенная Россия («История»).
Практические работы
Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц в рабочей тетради на печатной основе.
Нанесение границы Европы и Азии.
Составление альбома «По странам и континентам».
Свой край (14 ч)
История возникновения нашего края.
Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.
Полезные ископаемые и почвы.
Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые.) Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.
Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где
могут работать выпускники школы.
Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).
Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).
Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Наш город (поселок, деревня). Обобщающий урок «Моя малая Родина». Межпредметные связи
Сезонные изменения в природе («Природоведение»). История нашего края («История»).
Почвы, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительный и животный мир, экологические проблемы («Естествознание»}. Фольклор («Музыка»). Сфера быта, национальные блюда (СБО). Архитектурные памятники («Изобразительное искусствен). Правописание трудных слов («Русский язык»).
Практические работы
На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
Обозначить на контурной карте России свою область. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространённых растений и животных, отметить заповедные места.
Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей края.
Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Регулярно читать местную периодическую печать.
Выполнить рисунки и написать сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края».
Географическая номенклатура
Государства Евразии: Великобритания, Франция, Германия, Австрия, Б 1вейцария. Испания, Португалия, Италия, Греция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Сербия. Черногория, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина. Молдавия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия,
Таджикистан, Грузия, Азербайджан, Армения, Турция, Ирак, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Монголия, Корея, Япония, Таиланд, Вьетнам, Россия.Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии; « границы, государственный строй и символику России;
• особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
• медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
Учащиеся должны уметь:
• находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.
• показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
• находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
• давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
• называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
• правильно вести себя в природе;
• выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» для 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учетом индивидуальных особенностей учащихся).
Рекомендации по оснащению учебного процесса.
Учебно-методические пособия:
Дронов В.П., Ром В.Я. Рекомендации к планированию уроков «География России. Население и хозяйство». М.: «Дрофа» 2009г.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии. М.: Просвещение 2009 г.
Савельев А.И., Ким Э.В., Татур А.О.. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового Контроля. География 9 класс. М.: «Интеллект - Центр» 2009г.
Пирогова Т.А., Грюцевене Е.Л.Практические работы по географии: Региональный компонент. КОИПКиПРО, 2004г.
Методическое обеспечение:
Программно - методические материалы. География 6-9 класс, составитель В.И. Сиротин, М., 2005;
Программа для образовательных учреждений, под редакцией профессора И.В. Душиной, М.,2005;
Сборник нормативных документов. География. М., 2010;
Т.Н. Воробцова. География. 9 класс. Поурочное планирование. М., 2009;
Е.А. Жижина Поурочные разработки по географии. Население и хозяйство России. 9класс. М., 2012;
Библиотека журнала «География в школе». Современный урок географии. 2001;
Интернет-ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт -.http://standart.edu.ru Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ruРоссийский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ruЕдиное окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ruЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru
Список литературы:
Основной учебник: А.И. Алексеев , В.В. Николина. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М: Дрофа, 2008.
Учебник, раздаваемый на некоторых уроках: География Оренбургскойобласти :Учебник для 8-9-х классов общеобразовательной школы А.А. Чибилёваг. Оренбург, М:Изд-во МГУ,2003.
Литература дли учащихся:
Ратанова МП. и др. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М., 1998;
И.И. Баринова. География. Природа России. М., 2006;
В.П. Дронов, В.Я. Ром География. Население и хозяйство России. М, 2009;
А.И. Алексеев, В.В. Николина География: население и хозяйство России. М., 2009;
Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8-9 кл. М., 1997
Школьный географический атлас;
Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт. 9
класс. М.2013г.