Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .В ходе социально – экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющим условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоить начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого – экономические проблемы, напрямую связанные с их благостоянием и здоровьем. Поэтому выпусники школ должны быть социально мобильны, инциативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивнии жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образ «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.
Очень сложно найти себя в жизни, многие ученики выходя из стен школы не знают куда поступить, кем стать в жизни. Зачастую родители, чтобы подержать свое чадо наоборот предоставляют их самим себе. Ребенок теряет свое мировоззрение так как не чувствует поддержки своих близких. Учитель с первых дней и на протяжении всех учебных лет должен вселить в ребенка, что это личность.
Образ собственного Я есть у каждого человека. Это система представлений о себе, определяющая установку по отношению к самому себе. Она складывается из осознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Подростков с низкой самооценкой можно разделить на два типа. Для ребенка, которого мы условно отнесли к первому типу, характерны неверие в свои силы, невысокое мнение о себе. Такая самооценка формируется под влиянием родителей, которые постоянно указывают на его недостатки, предъявляя к нему жесткие, нередко заведомо невыполнимые требования. Все успехи ребенка они объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. Для детей второго типа характерна тяга к лидеру. Однако такая дружба лишь способствует закреплению низкой самооценкой и лишает удовольствия общения с другими сверстниками.
Низкая самооценка в подросковом возрасте проявляется:
- в словах: «У меня это никогда не получится»;
- в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
- в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что…»;
- в отрицательном отношении к школе и учителям: «Учителя меня не любят»;
- в низкой мотивации, в отказе от попыток добиться какого – то успеха: «Меня это не интересует»;
- в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они
охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно
получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность
- неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Самооценка – это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств и недостатков. На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.
Подростки с завышенной самооценкой склонны переоценить себя. Школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут превратиться в привычки, от которых в последствии очень трудно будет избавиться. Для подростков с завышенной самооценкой характерны: конфликтность, обидчивость, подозрительность.
Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Поэтому учитель должен научить ребенка правильно себя оценивать, преподносить себя окружающим людям. Правильная оценка способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.
Подростки с заниженной самооценкой недооценивают себя. Долгое время было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Для подростков с низкой самооценкой характерны – неуверенность, тревожность, безынициативность, застенчивость, подавленность. Это приводит к тому, что подросток стремится быть незаметным, они одиноки, не могут постоять за себя, наблюдается расстройство аппетита и здоровья. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
И в конце хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!