Адаптированная программа внеурочных занятий по курсу: «Логопедия» для обучающихся 1 классов с ЗПР (ФГОС ОВЗ)


Принято
на заседании ШМО
Протокол от________ №__
Председатель ШМО
____________/__________ Согласовано
Заместитель директора
________/___________
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________/
Адаптированная программа внеурочных занятий
по курсу: «Логопедия» для обучающихся 1 классов с ЗПР
(ФГОС ОВЗ)
Рабочая программа разработана на основе «Инструктивно-методологического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» составленного А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
Составители:
Назарова В.В. – учитель-логопед, образование – высшее, стаж работы – 2 года.
г. Нижний Новгород

Пояснительная записка.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (проект);
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
«Инструктивно-методологического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» составленного А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
Программа коррекционной логопедической работы направлена на достижение следующей цели: диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Результаты освоения внеурочных занятий по курсу: «Логопедия» для обучающихся 1 классов с ЗПР (ФГОС ОВЗ):
Личностными результатами являются
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных  высказываниях      в  соответствии     с  грамматическими       и  синтаксическими      нормами  русского языка;  
наличие мотивации к овладению устной речью;
Метапредметными результатами являются
развитие   коммуникативных   способностей,          умений   выбрать   адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;
развитие   речевого   поведения   при   соблюдении   основ   речевого   этикета,  культуры  речевого  общения,  включая  умения  в  процессе  устной  коммуникации  при  восприятии  вопросов  –      давать  краткие  и  полные  речевые  ответы;
развитие умений участвовать в диалоге;
развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;
развитие  способности  реализовывать  учебную  задачу,  контролировать  и  оценивать      результаты      собственной       деятельности,      вносить      соответствующие  коррективы в ее выполнение;
использование   при   решении   коммуникативных   задач   в   разных   видах  учебной     и    внеурочной      деятельности      речевого     материала,     отработанного      на индивидуальных занятиях.
Предметными результатами являются
развитие  речевого  слуха    -  различения  на  слух звуков, близких по звучанию;  
овладение приемами самоконтроля произносительной стороной речи.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения коррекционно-развивающей области на логопедических занятиях.
  1. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей:
- исправить дефектное звукопроизношение,
- сформировать звуко-слоговую структуру слова,
- развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)
  3. Сформировать лексический компонент речи:
- уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, связать с изучением школьной программы;
- сформировать семантическую структуру слов;
- развить лексическую системность и семантические поля;
- закрепить парадигматические и синтагматические связи слов;
- сформировать парадигму словообразования;
- закрепить учебную лингвистическую терминологию;
- избавить словарный запас от слов – паразитов, жаргонизмов, ненормативной лексики.
  4. Сформировать грамматическую сторону речи учащихся:
- устранить имеющиеся аграмматизмы;
- закрепить категориальное значение различных частей речи;     
- дифференцировать категориальное значение различных частей речи;
- уточнить грамматическое значение слов;
- сформировать грамматические и морфологические обобщения;
- сформировать парадигму словообразования;
- развить морфемный и морфологический анализ.
  5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:
- сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;
- расширить фразу до необходимого объёма;
- развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
   6. Выявить и скоррегировать нарушения письменной речи: дислексию и дисграфию.
   8. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:
- мышление – развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и сериация на основе различного речевого материала;
-свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;
- зрительную и речеслуховую память;
- временные и пространственные представления;
- мелкую моторику.
9. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:
-  Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.
- Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.
10. Сформировать произвольную сферу через действия: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценки, волевой саморегуляции.
11. Минимизировать эмоциональные расстройства: проявления неуверенности, тревожности.
12. Формирование коммуникативных умений и навыков:
- самостоятельно планировать речевое высказывание;
- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;
- конструировать диалогические и монологические высказывания;
- совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики;
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением.
13. Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.
Содержание внеурочных занятий по курсу: «Логопедия» для обучающихся с ЗПР (ФГОС ОВЗ):
Программа коррекционной логопедической работы включает взаимосвязанные направления, которые отражают основное содержание психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – с задержкой психического развития: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа, информационно-просветительская работа, оздоровительно-профилактическая работа.
Диагностическая работа.
В процессе логопедической коррекционной работы на протяжении учебного года проводится 3 формы мониторинга:
Стартовая диагностика речевого развития учеников 1-4 классов проводится с 1 по 15 сентября. Обследование речевой деятельности детей проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных компонентов, составляющих речевую систему. Для диагностики используются тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой и методика обследования письменной речи по И.Н. Садовниковой.
Текущая диагностика речевого развития учеников 1-4 классов по окончанию каждой четверти. При использовании данной формы мониторинга используется тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой, которая позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.
Финишная диагностика речевого развития учеников 1-4 классов проводится с 15 по 30 мая. Цель диагностики - оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы. Для диагностики используются тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой и методика обследования письменной речи по И.Н. Садовниковой.
Результаты логопедического обследования обсуждаются с педагогом – психологом, классным руководителем.
Коррекционно-развивающая работа.
Работа над произносительной стороной речи:
Уточнение и коррекция звукопроизношения.
Подготовительный этап
Постановка звука.
Автоматизация звука.
Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.
Развитие фонематических процессов
Фонематическое восприятие
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
Различение слов, близких по звуковому составу
Дифференциация слогов
Дифференциация фонем
Фонематический анализ и синтез
Определение количества слогов в словах разной сложности
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука
Выделение из слога гласного, затем согласного звука
Выделение первого и последнего звука в слове
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения
Определение места, количества, последовательности звуков в слове
Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)
Работа над смысловой стороной речи:
Работа над лексикой.
Расширение словаря
Активизация словаря
Уточнение словаря
Обогащение словаря
Работа над грамматическим строем речи.
Словообразование
Формировать образование существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов
Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова
Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
Словоизменение
Формирование словоизменения существительных
 Формирование словоизменений глаголов
Работа над предупреждением и коррекцией дисграфии.
Расширение объема зрительной памяти ребенка
Овладение графической символизацией
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза
Развитие слухового анализа и синтеза
Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы)
Формирование временных и пространственных представлений
Формирование графомоторных навыков
Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство
Консультативная работа.
Включает в себя непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР и их семей по вопросам реализации необходимых для речевого развития условий коррекции, развития и социализации. Существуют различные формы сотрудничества, такие как: анкетирование, родительское собрание, индивидуальная и письменная консультации, информационный стенд -"уголок логопеда", информирование и проведение консультаций с использованием интернет-ресурсов.
Информационно-просветительская работа.
Включает в себя разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями овладения АООП НОО учащимися с ЗПР, в связи с их речевым развитием, для педагогических работников.
Содержание работы.
1 класс
1 этап – диагностический.
Проводится полное логопедическое обследование учащихся.
2 этап – подготовительный.
Направления работы:
1. формирование учебной деятельности;
2. развитие пространственной ориентировки;
3. развитие зрительного восприятия;
4. развитие внимания;
5. развитие памяти;
6. развитие мелкой моторики рук;
7. развитие артикуляционной моторики;
8. развитие слухового восприятия;
9. развитие словесно-логического мышления.
3 этап – основной.
Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с различными речевыми нарушениями.
В программу включена также работа над всеми звуками и буквами (в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте). Эта работа направлена на развитие фонематического восприятия. Ребенок должен «увидеть» звук, то есть увидеть характерные особенности положения губ, языка при его произношении, научиться
1. дифференцировать каждый звук от других звуков;
2. выделять звук из ряда звуков, слогов, слов;
3. определять место звука в звуковом ряду, слоге, слове;
4. подбирать слова на заданный звук;
5. анализировать звуковой состав слогов, слов;
6. читать, записывать слоги, слова;
7. работать с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.
Еще одно направление работы в первом классе — это работа по увеличению словаря учащихся, формированию лексико-грамматических категорий, связной речи. Эта работа проводится по основным лексическим темам.
1 дополнительный класс
1 этап – диагностический.
Проводится полное логопедическое обследование учащихся.
2 этап – подготовительный.
Направления работы:
1. формирование учебной деятельности;
2. развитие пространственной ориентировки;
3. развитие зрительного восприятия;
4. развитие внимания;
5. развитие памяти;
6. развитие мелкой моторики рук;
7. развитие артикуляционной моторики;
8. развитие слухового восприятия;
9. развитие словесно-логического мышления.
3 этап – основной.
Уточнение и коррекция звукопроизношения – существенная часть работы логопеда. Процесс коррекционной работы связан с обучением детей с различными речевыми нарушениями.
В программу включена также работа над всеми звуками и буквами (в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте). Эта работа направлена на развитие фонематического восприятия. Ребенок должен «увидеть» звук, то есть увидеть характерные особенности положения губ, языка при его произношении, научиться
1. дифференцировать каждый звук от других звуков;
2. выделять звук из ряда звуков, слогов, слов;
3. определять место звука в звуковом ряду, слоге, слове;
4. подбирать слова на заданный звук;
5. анализировать звуковой состав слогов, слов;
6. читать, записывать слоги, слова;
7. работать с разрезной азбукой, слоговыми таблицами.
Еще одно направление работы в первом классе — это работа по увеличению словаря учащихся, формированию лексико-грамматических категорий, связной речи. Эта работа проводится по основным лексическим темам.
2 класс
Коррекционно-логопедическая работа условно делится на этапы:
1 этап – основное внимание уделяется развитию фонематического восприятия и дифференциации гласных и согласных фонем. По мере усвоения этого навыка дети обучаются выделять звук из слова в различных фонетических позициях с опорой на акустическое восприятие и по представлению. Данный этап завершается обучением детей вычленению всех фонем в заданном слове.
2 этап – учащиеся знакомятся со слоговой структурой слова и слогообразующей функцией гласных звуков. Вся дальнейшая деятельность на этом этапе направлена на формирование у учащихся навыков слогового анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.
Практическим результатом данного этапа работы является коррекция у детей дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза на уровне слова, что проявляется в преодолении пропусков букв, слогов, перестановок в словах.
Затем начинается работа над слогоритмическим анализом слов, в ходе которой дети обучаются дифференциации ударного и безударного гласных звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного гласного звука из слов различной слогоритмической структуры.
3 этап – завершается сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах.
3 класс
1 этап – продолжение работы над звуко-слоговым и звуко-буквенным анализом и синтезом слова.
2 этап – основная работа проводится над дифференциацией твердых и мягких согласных звуков. Уточняются знания об образовании гласных второго ряда. Проводится работа по обозначению мягкости согласных гласными буквами я, е, ё, и, ю, дифференциация твердых и мягких согласных (дифференциация гласных I и II ряда). Ь как показатель мягкости. Разделительный ь.
3 этап – дифференциация гласных звуков и букв, имеющих акустико-артикуляционное, оптическое и кинетическое сходство.
4 этап – дифференциация согласных звуков и букв, сходных по акустико-артикуляционным, оптическим и кинетическим признакам.
На всех этапах работа над дифференциацией звуков строится в следующей последовательности:
- каждый, из смешиваемых звуков, «отрабатывается» изолированно (уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение (графема), фонематический анализ, синтез слов с заданным звуком);
- затем оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, предложении и связном тексте.
4 класс
Коррекционно-логопедическая работа ведется на синтаксическом уровне.
1 этап – формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры словосочетания, предложения. Дифференциация понятий текст – предложение – слово. Формирование умения определять части речи на основе лексического значения слова, его структуры, формальных признаков, синтаксической связи.
2 этап – слова, обозначающие предметы. Работа проводится в следующей последовательности: формирование понятия о предмете, классификация имен существительных по группам, употребление имен существительных в единственном и множественном числе, род имени существительного, склонение имен существительных. Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.
3 этап – слова, обозначающие действие предмета. Изменение глаголов по временам, числам, родам в прошедшем времени. Согласование глаголов с именами существительными в числе, роде. Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.
4 этап – слова, обозначающие признаки предметы. Род имени прилагательного, изменение имен прилагательных по числам. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений разных структур с опорой на схему, сюжетные картинки, вопросы, словесную инструкцию. Выделение главных членов предложения (грамматическая основа), второстепенных членов предложения и их дифференциация. Составление графических схем предложения.
5 этап – формирование связной речи, расширение и обогащение словарного запаса. Разные виды пересказа (подробный, выборочный). Составление рассказов по серии картинок, по сюжетной картинке, по опорным словам, по плану. Работа с текстом. Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Учебно-тематическое планирование 1 класс.
Наименование разделов и тем Всего
Пространственно-временные представления. 2
Неречевые звуки. 1
Звуки речи. 2
Слово. 4
Гласные звуки. 5
Согласные звуки. 2
Слог. 4
Твердые и мягкие согласные. 6
Глухие и звонкие согласные. 3
Характеристика звуков. 6
Предложение. 6
Предлог. 4
Связь слов в предложение. 3
Составление предложений. 5
Текст. 6

Учебно-тематическое планирование 1 дополнительный класс.
Наименование разделов и тем Всего
Пространственно-временные представления. 2
Неречевые звуки. 1
Звуки речи. 2
Слово. 4
Гласные звуки. 5
Согласные звуки. 2
Слог. 4
Твердые и мягкие согласные. 6
Глухие и звонкие согласные. 3
Характеристика звуков. 6
Предложение. 6
Предлог. 4
Связь слов в предложение. 3
Составление предложений. 5
Текст. 6
Учебно-тематическое планирование 2 класс.
Наименование разделов и тем Всего
Фонематического восприятие. 15
Слоговой структура слова. 17
Слогоритмический анализ слов. 16
Ударение. 12
Учебно-тематическое планирование 3 класс.
Наименование разделов и тем Всего
Звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов. 5
Звуки и буквы речи. 10
Гласных ряда. 6
Согласные звуки. 12
Ь знак. 3
Дифференциация гласных звуков и букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство. 8
Дифференциация гласных звуков и букв, имеющих оптическое сходство. 8
Дифференциация гласных звуков и букв, имеющих кинетическое сходство. 8
Учебно-тематическое планирование 4 класс.
Наименование разделов и тем Всего
Части речи. 5
Существительное. 10
Глагол. 6
Прилагательное. 12
Словосочетания. 3
Предложения. 8
Предлоги. 8
Текст. 8

Планирование внеурочных занятий по курсу: «Логопедия». 1 класс
№ Тема занятия Часы Планируемые результаты 1А 1Б 1В
Знать Уметь Дата Корр. Дата Корр. Дата Корр.
Диагностико-подготовительный этап. 1.09-15.09
Развитие пространственных представлений. Знать направления лево/право, верх/низ. Уметь ориентироваться в собственном теле и в окружающем пространстве. 19.09 16.09 15.09 Развитие временных представлений. Знать основные меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Уметь применять знания в играх и упражнениях. 20.09 20.09 16.09 Знакомство с понятием «неречевые звуки». Развитие неречевого слуха. Знать понятие «неречевые звуки». Уметь на слух определять характер шума, его происхождение. 26.09 23.09 22.09 Знакомство с понятием «звуки речи». Знать понятие «звуки речи», «гласные звуки» и «согласные звуки». Уметь дифференцировать звуки речи и неречевые звуки, гласные и согласные звуки. 27.09 27.09 23.09 Дифференциация понятий «звук» и «буква». Знать понятия «звук», «буква». Уметь дифференцировать эти понятия. 3.10 30.09 29.09 Дифференциация понятий «слово», «звук». Знать понятие «слово». Уметь дифференцировать понятия «звук» и «слово». 4.10 4.10 30.09 Упражнение в различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. Знать понятия «высота голоса», «сила голоса», «тембр голоса». Уметь различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса. 10.10 7.10 6.10 Упражнение в различение слов, близких по звуковому составу. Знать понятие «звуковой состав слова». Уметь различать слова, близкие по звуковому составу. 11.10 11.10 7.10 Тренировочные упражнения в различение звуков, звукосочетаний и слов. Знать понятие «звуковой состав слова». Уметь различать слова, близкие по звуковому составу. 17.10 14.10 13.10 Знакомство с понятием «гласные звуки». Развитие речевого слуха. Знать понятие «гласные звуки», их основные характеристики. Уметь выделять гласные звуки из речевого потока. 18.10 18.10 14.10 Тренировочные упражнения в выделение заданного гласного звука из звукового ряда, из начала, середины, конца слова. Знать понятие «гласные звуки», их основные характеристики. Уметь выделять гласные звуки из начала, середины и конца слова. 24.10 21.10 20.10 Знакомство со схематическим изображением слова, звука. Знать понятия «звук», «слово», их основные отличия. Уметь схематично изображать эти понятия. 25.10 25.10 21.10 Практическое усвоение понятия «ударение» на упражнениях с отхлопыванием ритмического рисунка слова. Знать понятие «ударение». Уметь выделять ударение с помощью отхлопывания ритмического рисунка слов. 7.11 28.10 27.10 Тренировочные упражнения в проговаривание слов, с выделением голосом ударного гласного (по подражанию, самостоятельно). Знать понятие «ударение», знать о слогообразующей роли гласного звука. Уметь голосом выделять ударный слог в слове. 8.11 8.11 28.10 Знакомство с понятием «согласные звуки». Развитие речевого слуха. Знать понятие «согласные звуки». Уметь выделять согласные звуки из речевого потока. 14.11 11.11 10.11 Тренировочные упражнения в выделение заданного звука из ряда звуков, из звукового ряда, слова. Знать понятие «согласные звуки». Уметь выделять согласные звуки из речевого потока, из начала, середины и конца слова. 15.11 15.11 11.11 Знакомство с понятием «слог» как часть слова. Знать понятие «слог», знать о слогообразующей роли гласного звука. Уметь определять количество гласных звуков в слове, выделять слоги в слове. 21.11 18.11 17.11 Упражнение в деление на слоги двусложных слов. Знать понятие «слог», знать о слогообразующей роли гласного звука. Уметь определять количество гласных звуков в слове, выделять слоги в слове. 22.11 22.11 18.11 Упражнение в определение количества слогов в словах разной сложности. Знать понятие «слог», знать о слогообразующей роли гласного звука. Уметь определять количество гласных звуков в слове, выделять слоги в слове. 28.11 25.11 24.11 Тренировочные упражнения в деление слов разной структуры на слоги, составление схемы слого - ритмической структуры слов. Знать понятие «слог», знать о слогообразующей роли гласного звука. Уметь определять количество гласных звуков в слове, выделять слоги в слове. 29.11 29.11 25.11 Знакомство с понятиями «твердый согласный», «мягкий согласный». Знать понятия «твердые согласные звуки» и «мягкие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять твердые и мягкие согласные звуки из речевого ряда. 5.12 2.12 1.12 Обозначение мягкости согласных гласными буквами второго ряда. Знать гласные второго ряда, их характеристики и отличительные признаки. Уметь слышать мягкие согласные звуки перед гласным второго ряда. 6.12 6.12 2.12 Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь в конце слова. Знать о роли мягкого знака. Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в конце слов. 12.12 9.12 8.12 Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь в середине слова. Знать о роли мягкого знака. Уметь обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине слов. 13.12 13.12 9.12 Упражнение в различение «твердого» и «мягкого» звучания согласных звуков изолировано, в слогах. Знать понятия «твердые согласные звуки» и «мягкие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять твердые и мягкие согласные звуки из речевого ряда. 19.12 16.12 15.12 Упражнение в различение «твердого» и «мягкого» звучания согласных звуков в словах. Знать понятия «твердые согласные звуки» и «мягкие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять твердые и мягкие согласные звуки из начала, середины и конца слова. 20.12 20.12 16.12 Знакомство с понятиями «звонкий», «глухой» согласный. Знать понятия «звонкие согласные звуки» и «глухие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять звонкие и глухие согласные звуки из речевого ряда. 9.01 23.12 22.12 Упражнение в различение «звонкого», «глухого» звучания согласных звуков изолировано, в слогах. Знать понятия «звонкие согласные звуки» и «глухие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять звонкие и глухие согласные звуки из речевого ряда. 10.01 10.01 23.12 Упражнение в различение «звонкого», «глухого» звучания согласных звуков в словах. Знать понятия «звонкие согласные звуки» и «глухие согласные звуки», их характеристики и отличительные признаки. Уметь дифференцировать эти понятия, выделять звонкие и глухие согласные звуки из начала, середины и конца слова. 16.01 13.01 12.01 Закрепление умения давать характеристику отдельных звуков. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь давать характеристику звукам. 17.01 17.01 13.01 Упражнение в выделение слова с предложенным звуком из группы слов. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь выделять слова с предложенным звуком из группы слов. 23.01 20.01 19.01 Упражнение в выделение слова с предложенным звуком из предложения. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь выделять слова с предложенным звуком из предложения. 24.01 24.01 20.01 Упражнение в определение количества звуков в слове. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь определять количество звуков в слове. 30.01 27.01 26.01 Упражнение в определение линейной последовательности звуков в слове. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь определять линейную последовательность звуков в слове. 31.01 31.01 27.01 Упражнение в подборе слов с заданным количеством слогов или с определённым звуком. Знать характеристики звуков(гласный/согласный, твердый/мягкий, глухой/звонкий). Уметь подбирать слова с заданным количеством слогов или с определённым звуком. 13.02 3.02 2.02 Знакомство с понятиями «предложение». Знать понятие «предложение». Уметь выделять главные признаки предложения. 14.02 14.02 3.02 Практическое усвоение понятий «точка» и «заглавная буква» на упражнениях. Знать понятия «точка», «заглавная буква». Уметь на практике употреблять эти понятия. 20.02 17.02 16.02 Практическое усвоение понятия «интонационная законченность предложения». Знать понятие «интонационная законченность предложения». Уметь на практике применить это понятие. 21.02 21.02 17.02 Тренировочные упражнения в определении границ предложения. Знать понятия «точка», «заглавная буква». Уметь на практике употреблять эти понятия. 27.02 24.02 23.02 Анализ двухсловных предложений. Составление схемы предложения. Знать схематичное изображение понятия «предложение». Уметь схематично изображать двухсловные предложения. 28.02 28.02 24.02 Анализ трёхсловных предложений. Составление схемы предложения. Знать схематичное изображение понятия «предложение». Уметь схематично изображать трехсловные предложения. 6.03 3.03 2.03 Анализ предложений с предлогами. Знакомство с понятием «предлог». Знать понятие «предлог», его роль в предложение. Уметь составлять предложения с предлогами. 7.03 7.03 3.03 Практическое употребление предлогов места (в, на, над, под, у). Знать понятие «предлог», его роль в предложение. Уметь составлять предложения с предлогами. 13.03 10.03 9.03 Практическое употребление предлогов направления (из, к, от, по, из-под). Знать понятие «предлог», его роль в предложение. Уметь составлять предложения с предлогами. 14.03 14.03 10.03 Тренировочные упражнения в выделение количества слов в предложение. Знать понятия «слово», «предложение», их взаимосвязь. Уметь выделять количество слов в предложение. 20.03 17.03 16.03 Выделение в предложении главного слова. Знать понятие «предложение». Уметь выделять главное слово в предложении. 21.03 21.03 17.03 Практическое установление связи слов в предложении. Знать понятие «предложение». Уметь выделять главное слово и зависимые слова в предложении с помощью вопросов. 3.04 31.03 31.03 Составление предложений по картинкам. Знать понятие «предложение». Уметь составлять предложения по картинкам. 4.04 4.04 6.04 Составление предложений по схемам. Знать понятие «предложение», схематичное изображение понятия «предложение». Уметь составлять предложения по схемам. 10.04 7.04 7.04 Распространение предложений с помощью вопросов чем? что? Знать понятие «предложение». Уметь распространять предложения с помощью вопросов чем? что? 11.04 11.04 13.04 Распространение предложений с помощью вопросов куда? где? Знать понятие «предложение». Уметь распространять предложения с помощью вопросов куда? где? 17.04 14.04 14.04 Работа с деформированными предложениями. Знать понятие «предложение». Уметь восстанавливать деформированные предложения. 18.04 18.04 20.04 Знакомство с понятием «текст». Знать понятие «текст», его основные характеристики и особенности. Уметь выделять главные признаки текста. 24.04 21.04 21.04 Работа над текстом. Восстановление деформированного текста. Знать алгоритм восстановления деформированного текста. Уметь по алгоритму восстанавливать деформированные тексты. 25.04 25.04 27.04 Выделение предложений из текста. Знать понятия «текст», «предложение», их взаимосвязь. Уметь выделять предложения из текста. 1.05 28.04 28.04 Определение количества предложений в тексте. Знать понятия «текст», «предложение», их взаимосвязь. Уметь определять количество предложений в тексте. 2.05 2.05 4.05 Пересказ текста по вопросам. Знать алгоритм пересказа текста по вопросам. Уметь по алгоритму пересказывать текст по вопросам. 8.05 5.05 5.05 Составление текста по серии картинок. Знать алгоритм составления текста по серии картинок. Уметь по алгоритму составлять текст с помощью серии картинок. 9.05 9.05 11.05 Итоговая диагностика 16.05 – 31.05