Программа интеграции предметов естественно-математического цикла


Интеграция школьных предметов естественно математического цикла на примере школьного курса физики.
В основе рациональной организации урока лежат требования, соблюдение которых должно повысить коэффициент полезной деятельности учащихся, а, следовательно, и качество знаний. В совокупности эти требования ориентируют учителя на оптимальную структуру урока, нужно упорядочить урок, повысить его эффективность. Для того, чтобы на уроке были достигнуты поставленные цели, учитель должен заранее планировать и отбирать объем материала подлежащего изучению, найти внутренние связи между частями этого материала.
Планируя изучение нового материала, учитывают связь данного предмета с другими связями чисто диагностического значения, учет таких связей важен в формировании мировоззрения учащихся. Известно, что человек расчленил науку о природе на физику, химию, биологию, астрономию для удобства их изучения. Учителю следует всегда исходить из того, что явления объективного мира не существуют изолированно в отдельных конкретных науках, они находятся в тесной взаимосвязи с другими. Проявление этого единства являются объективные Межпредметные связ, которые устраняют разобщенность школьных предметов, позволяют каждому учителю поддерживать внимание к другим, не «своим» предметам. Знания учащихся становятся глубже и прочнее.
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.
Предлагаемая программа преследует следующие цели и призвана решить следующие задачи:
– служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;
Программа должна: по возможности охватить материал всех основных разделов курса физики; обеспечить доступность изучаемого материала; обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.
7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

Литература
Виленкин Н.Я. Функции в природе и технике. – М.: Просвещение, 1985.
Гусев В.А., Иванов А.И., Шебалин О.Д. Изучение величин на уроках математики и физики. – М.: Просвещение, 1981.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педогогика, 1981.
Иваницкий Г.Р. Мир глазами геофизика. – М.: Педагогика, 1985.
Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. – М.: Просвещение, 1974.
Книга для чтения по охране природы: Для учащихся 9–10 классов средней школы: Сост. А.Н.Захлебный. – М.: Просвещение, 1986.
Кулигин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981.
Любимов К.В., Ревунов А.Д., Чежегов А.А. Микрокалькулятор на занятиях по физике в 7 классе. – М.: Просвещение, 1985.
Махмутов М.И., Шакерзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей. – М.: Высшая школа, 1985.
Межпредметные связи дисциплин естественно-математического цикла: Под ред. В.Н.Фёдоровой. – М.: Просвещение, 1980.
Основные методики преподавания физики: Под ред. В.Г.Разумовского, В.А.Фабриканта, А.Т.Глазунова. – М.: Просвещение, 1984.
Практикум по физике в средней школе: Под ред. В.А.Бурова, Ю.И.Дика. – М.: Просвещение, 1987.
Сердинский В.Г. Экскурсии по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1980.