Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа России
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
" Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5"
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ ХСОШ №5
_____________Л.В.Романова "____"_______________2015
Приказ №_______
от "___"_______2015
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 "Г" класса
(базовый уровень)
Составитель: Макарова О.А.,
учитель высшей квалификационной категории
2015 г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру для 3 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ХСОШ №5;
Учебного плана на 2015-2016 учебный год МБОУ ХСОШ №5;
авторской программы по окружающему миру, автор А.А.Плешаков, изд. Просвещение, 2011
УМК «Школа России».
Актуальность программы.
«Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-целостного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой. Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Место изучаемого курса в учебном плане
По учебному плану общеобразовательной организации на 2015 -2016 учебный год на предмет «Окружающий мир» предусмотрено 2 часа в неделю (68 часов в год, 34 учебные недели), что соответствует авторской программе. Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание в 3 классе необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни. В процессе выполнения программы дети усваивают правила безопасного поведения дома и за его пределами, принципы бережного отношения к своему организму. При соблюдении научного характера сообщаемых детям сведений им прививается умение заботиться о собственном здоровье.
Особенность курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Содержание учебного предмета
№ п/пНаименование раздела Количество часов
1 КАК УСТРОЕН МИР 7
2 ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА 19
3 МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ 10
4 НАША БЕЗОПАСНОСТЬ 8
5 ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА 12
6 ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ 12
Итого: 68 часов
Планируемые результаты изучения программы
Личностные
Учащийся научится:
-осознавать себя членом общества и государства, чувствовать любовь к родной стране, выражающейся в интересе к её природе, культуре;
-осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, культуры поведения и взаимоотношений с окружающими.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать режим дня, ежедневно выполнять физзарядку и закаливание.
Метапредметные
Регулятивные
учащийся научится:
-планировать свою деятельность и действовать по плану;
-адекватно воспринимать оценки, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности;
-принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться
-целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, искать способы преодоления трудностей.
Познавательные
Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-строить сообщения в устной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные
Учащийся научится:
-осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учащийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и позиции других людей, разные интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные
Учащийся научится:
-узнавать изученные объекты живой и неживой природы, наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов;
-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
-понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Учащийся получит возможность научиться:
-овладеть основами практико-ориентировочных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир
Критерии оценивания полученных результатов по окружающему миру
(устный опрос, наблюдение и практические работы).
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Наименования разделов и тем Характеристика
основных видов деятельности ученика (на уровне учебных) по теме Дата по плану Дата по факту
КАК УСТРОЕН МИР (7 часов)
1. Природа. Ценность природы для людей. Формировать личное отношение к окружающему миру.
Выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос.
2. Человек. 3. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». 4. Общество. 5. Что такое экология. 6. Природа в опасности! Охрана природы. 7. Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (19 часов)
8. Тела, вещества, частицы. формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей
Выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы.
Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему.
Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. 9. Разнообразие веществ. 10. Воздух и его охрана. 11. Вода. 12. Превращение и круговорот воды. 13. Берегите воду! 14. Что такое почва. 15. Разнообразие растений 16. Солнце, растения и мы с вами. 17. Размножение и развитие растений. 18. Охрана растений. 19. Разнообразие животных. 20. Кто что ест.
Культура питания. 21. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». 22. Размножение и развитие животных. 23. Охрана животных. 24. В царстве грибов. 25. Великий круговорот жизни. 26. Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 часов)
27. Организм человека. Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире.
Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.
Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья.
Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, работать в паре. 28. Органы чувств.
Как влияет плохое освещение на зрение? 29 Надёжная защита организма. 30. Опора тела и движение. 31. Наше питание. 32. Наши проекты: «Школа кулинаров». 33. Дыхание и кровообращение. 34. Умей предупреждать болезни. 35. Здоровый образ жизни. 36. Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (8 часов)
37. Огонь, вода и газ. Уметь действовать при пожаре, аварии водопровода и т.д.
Усвоить основные правила дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности.
Самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения.
Усвоить основные правила поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д.
Уметь слаженно действовать в ситуациях опасности 38. Чтобы путь был счастливым. 39. Дорожные знаки. 40. Наши проекты: «Кто нас защищает». 41. Опасные места. 42. Природа и наша безопасность. 43. Экологическая безопасность. 44. Обобщение по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (12 часов)
45. Для чего нужна экономика. Понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике.
Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.
Узнавать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей, о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье.
Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке.
46. Природные богатства и труд людей – основа экономики. 47. Полезные ископаемые. 48. Растениеводство. 49. Животноводство. 50. Какая бывает промышленность. 51. Наши проекты: «Экономика родного края». 52. Что такое деньги. 53. Государственный бюджет. 54. Семейный бюджет. 55. Экономика и экология. 56. Обобщение по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (12 часов)
57. Россия. Незабываемое путешествие.
Охрана безопасности жизнедеятельности во время путешествий. Уважительно относиться к истории и культуре других народов.
Самостоятельно
планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.
Конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях.
Уважительно относиться к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности 58. Золотое кольцо России. 59. Города России. 60. Наши проекты: «Музей путешествий». 61. Наши ближайшие соседи. 62. На севере Европы. 63. Что такое Бенилюкс. 64. В центре Европы. 65. По Франции и Великобритании. 66. На юге Европы. 67. По знаменитым местам мира. 68. Обобщение по теме: «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.
Правила безопасности отдыха. Итого: 68 часов ______
часов
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер, ксерокс, принтер)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1.
М., «Просвещение», 2014 год.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2.
М., «Просвещение», 2014 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
Н.Ю. Васильева: Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: «Просвещение», 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
Плешаков А.А. Окружающий мир. Тесты; 3 класс. М.: Просвещение. 2013 г.
Интернет-ресурсы:
www.openworld.ru/school Официальный сайт журнала «Начальная школа»
www.1 september.ru Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей».
«Начальная школа» — методическая газета для учителя начальной школы
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.repetit.ru Подготовка к школе. Опыт преподавания.
www.edudic.ru Энциклопедический словарь "Начальная Школа". Толковые Словари и энциклопедии
электронное приложение к учебнику
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОзаместитель директора по УВР на заседании ШМО
__________________________ от "__"_________2015 г
"____"________2015г протокол №_________