Технологическая карта урока по биологии по теме: Состав и строение белков. Функции белков

Тема урока «Состав и строение белков. Функции белков».

Цели урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся знания об особенностях строения и структурной организации белковой молекулы. Изучить биологические функции белков.
Развивающие:
Развивать умения использовать полученные знания, умения анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать учебный материал. Развивать способность к мыслительной деятельности, а также интереса к предмету при помощи модульной технологии.
Воспитательные:
Продолжить воспитание самостоятельности в процессе учебы, ответственности за полученный результат.
Технологическая карта урока «Состав и строение белков. Функции белков»

Учебные элементы
Дидактические цели. Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению учебного содержания

УЭ-0
Интегрирующая цель: в ходе работы с технологической картой вы должны выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции.
Внимательно прочитайте интегрирующую цель урока.

УЭ-1
Цель: выяснить особенности строения белковой молекулы
I. Выполните следующие задания:
1. Какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка: глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты, моносахариды.
Работайте самостоятельно. Задания выполните в тетради.
Прочитайте текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.23-24
Правильный ответ – 1 балл


2. Изобразите формулу аминокислоты в общем виде. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала R.
См. текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.23-24
Правильный ответ – 2 балла.


3. Почему молекулы белка получили название «макромолекулы»?
См. текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.23 . Правильный ответ – 1 балл.


4. В организации белковых молекул участвует всего около 20 аминокислот, однако многообразие белков огромно. Чем это объясняется?
Правильный ответ – 3 балла.


II. Оцените работу партнера
Работайте в паре, поменяйтесь тетрадями с партнером. Максимальное количество баллов по УЭ-1 – 7 баллов

УЭ -2
Цель: Изучить структурную организацию белковой молекулы и ее свойства.
I. Выполните следующие задания:
1. Вставьте пропущенные слова: «Аминокислотную последовательность в составе полипептидной цепочки относят к ...... структуре белка. В результате образования водородных связей между СО и NH группами разных аминокислотных остатков большинство белков имеют вид спирали это .. структура белка. Более плотная, трехмерная пространственная «упаковка» полипептида .. структура белка. Следующий уровень организации белковой молекулы .., который возникает в результате соединения нескольких макромолекул с третичной структурой в сложный комплекс».

Прочитайте текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.25-26
Правильный ответ – 4 балла.


2. На рисунке схематично изображены структуры белковой молекулы. Определите, какой цифрой обозначена каждая структура, запишите их названия:
1.
2.
3.
4.
См. текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.25, рис.6
Правильный ответ – 4 балла


3. Молекулы белков обладают свойством денатурации. Что это такое? Почему в результате денатурации белки теряют свои функции? Схематично зарисуйте в тетради структуру белковой молекулы в активном состоянии и после денатурации.
См. текст учебника А.А. Каменского §1.4, с.26, рис.8
Правильный ответ – 2 балла


II. Обсудите результаты работы.
Работайте в паре


III. Поменяйтесь тетрадями с партнером по парте о оцените работу друг друга.
Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 10 баллов

УЭ-3
Цель: Изучить биологические функции белков.
I. Выполните следующие задания :
1. Белки выполняют в клетке много жизненных функций. Запишите функции белков, характерные для различных типов белковых молекул, заполнив таблицу:
Типы белков
Функции
Примеры

Структурные
Ферменты
Гормоны
Сократительные
Транспортные
Защитные
Запасные




Работайте индивидуально. Прочитайте текст учебника А.А. Каменского §1.5, с.27-29.
Правильный ответ- 14 баллов


II. Обсудите результаты работы., оцените их
Работайте вместе с классом. Максимальное количество баллов по УЭ-3 – 14 баллов

УЭ-4
I. Подведение итогов.

Прочитайте цель урока.
Самостоятельно


2. Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?
Работайте с классом.


3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам
урока вы набрали:
от 28 до 31 баллов оценка «5»;
от 24 до 27 баллов - оценка «4»;
от 20 до 23 баллов оценка «3»;
менее 20 баллов оценка «2».
Ваша оценка: ____ Сдайте тетради на проверку учителю


II. Домашнее задание.
а) выполнили все на пять - освобождаетесь от домашнего задания;
б) испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания §§ 1.4, 1.5 учебника А.А. Каменского. Поработайте над терминами в конце параграфов.
в) допускали много ошибок, не справились со всеми заданиями поработайте еще раз с технологической картой.
Творческие задания для желающих: подготовить сообщение: «Эликсиры жизни», « Многообразие белков и их функции».



15