Урок по ПДД Путешествие в страну дорожных наук
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
В СТРАНУ ДОРОЖНЫХ НАУК
5 КЛАСС
Тема: Урок-путешествие в Страну дорожных наук
Цели: повторить и закрепить полученные знания; обогатить словарный запас;
Задачи: формировать живой интерес к русскому языку;
воспитать убежденного участника дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороги
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами), кроссворд, видеоролик
Ход урока
1 слайд
1.Вступительное слово:
Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в сказку, в некоторое царство, в некоторое государство, в Страну дорожных наук. На пути нас ожидают различные препятствия, которые мы должны будем преодолеть. Если мы справимся со всеми заданиями, только тогда достигнем цели.
2 слайд
Мотивация
Представим себе, что из школьного класса мы вышли на улицу. Утром и вечером беспрерывным потоком здесь движутся автомобили, трамваи, троллейбусы. Слаженная, четкая работа транспорта и безопасность движения зависит и от водителей, и от пешеходов.
Поэтому правила дорожного движения должны знать не только те, кто сидит за рулем, но и прохожие. Эти знания мы сможем получить в Школе дорожных наук. Добираться туда долго, путь неблизкий. Давайте воспользуемся транспортом. Итак, мы пришли на остановку. С момента нашего появления на остановке мы становимся пассажирами общественного транспорта.
2.Первое препятствие.
- Вспомните, как нужно вести себя на остановке. Какие слова понадобятся нам, чтобы рассказать об этом? На нашем пути первое препятствие – словарный диктант. Справитесь?
- Разгадайте загадки и запишите название транспортного средства, объясняя орфограммы. (Учащиеся записывают слова, затем проверяют написанное, комментируя написание слов).
3- 11 слайды
1.Маленькие домики
По улицам бегут,
Детей и взрослых в городе
Домики везут (автомобили)
2.Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином (автобус)
3.Удивительный вагон!Посудите сами:Рельсы в воздухе, а онДержит их руками (троллейбус)
4. Этот конь не ест овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нём,Только лучше правь рулём .(Велосипед)
5. Что ж, дружочек, отгадай,Только это не трамвай.Вдаль по рельсам быстро мчитсяИз избушек вереница. (Поезд)
6.Он в безбрежном океанеТуч касается крылом.Развернется над лугами,Отливает серебром (Самолёт)
7.Четыре колеса,Резиновые шины,Мотор и тормозаКак это называется? (Машина)
8.Я в любое время годаИ в любую непогодуОчень быстро в час любойПровезу вас под землей. (Метро)
9.Спозаранку за окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома. (Трамвай)
10.Есть и водный, и воздушный,Тот, что движется по суше,Грузы возит и людей.Что это? Скажи скорей!(Транспорт)
12 слайд (взаимопроверка)
3.Второе препятствие
13 слайд.
Учитель: К остановке подъехали сразу автобус, троллейбус и трамвай. В автобус садятся ученики первого ряда, в троллейбус – ученики второго, а в трамвай – третьего.
-Скажите, как вы будете входить в транспорт, в какие двери? ( В заднюю дверь.)
- Кому можно входить в переднюю дверь? (Инвалидам, пассажирам с малолетними детьми, пожилым людям).
Посмотрим, кто из вас быстрее доедет до Школы дорожных наук. И чтобы дорога не казалась долгой, пассажиры получают задания. Если справимся с этим заданием, то преодолеем второе препятствие и приблизимся к цели.
Задание.
Выполняют пассажиры в троллейбусе. (1 ряд)
От имен существительных единственного числа образуйте существительные множественного числа.
Слайды 14-18
Переход - переходы
поворот - повороты
метро -
пешеход - пешеходы
транспорт -
Выполняют пассажиры в автобусе. (2 ряд)
От глаголов неопределенной формы образуйте существительные
Слайды 19-22
Переходить – переход
тормозить - тормоз
бежать - бег
спешить - спешка
Выполняют пассажиры в трамвае.(3 ряд)
От глаголов неопределенной формы глагола образуйте существительные
Слайды 23 -26
Обгонять – обгон
Пересекать – пересечение
Проезжать - проезд
Регулировать – регулировщик, регулирование
4.Третье препятствие.
Игра «Допиши слово».
Слайды 27 -29
Учитель: Мы так увлеклись работой, что не заметили, как остановились возле белых полос, нарисованных на дороге. Что это за полосы? Правильно, это переход. Вспомнить правила перехода нам поможет очень интересное задание – игра «Допиши слово». Оно и будет следующим препятствием на нашем пути по дороге к Школе дорожных наук.
Если ты спешиш в пути
Через ул..цу пройти,
Там иди, где весь наро..,
Где есть надпись (Переход)
Четвертое препятствие.
Учитель: Отгадайте ещё одну загадку, и тогда вы, ребята, догадаетесь, кто помогает нам перейти дорогу
Встало с краю улицыВ длинном сапогеЧучело трёхглазоеНа одной ноге.Где машины движутся,Где сошлись пути,Помогает улицуЛюдям перейти (Светофор)
Слайд30
Лексико-орфографическая работа:
Слайд31
- Ребята, попробуем определить, как образовано слово светофор, что обозначает и к какой лексической группе слов относится.
(Свет и фор. Фор произошло от греческого форос, что означает несущий или носитель. А вместе – светофор – значит носитель света, несущий свет. Он, действительно, несет свет, причем трех разных цветов: красного, желтого, зеленого).
6. Проверка домашнего задания: История светофора (индивидуальное домашнее задание)
1 ученик. А знаете ли вы, когда появился привычный для нас светофор?
Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне.( Слайд32)Первый светофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управлял им специально приставленный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зелёные и красные стёкла, а жёлтые ещё не придумали.
Первый электрический светофор появился в США, в городе Кливленде, в 1914 году. Он тоже имел лишь два сигнала красный и зелёный и управлялся вручную. Жёлтый сигнал заменял предупреждающий свисток полицейского. Но уже через 4 года в Нью-Йорке появились трёхцветные электрические светофоры с автоматическим управлением.
2 ученик. Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверхукрасный, посередине жёлтый, внизу зелёный.
У нас в стране первый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] появился в 1929 году в Москве.(Слайд32) Он был похож на круглые часы с тремя секторами красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.
Потом в Москве и Ленинграде (так тогда назывался Санкт- Петербург) появились электрические светофоры с тремя секциями современного типа. А в 1937 году в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большой Конюшенной улице), около универмага ДЛТ, появился первый пешеходный светофор.
7.Вынужденная остановка.
Слайд34
Проверка домашнего задания: (индивидуальное домашнее задание)
Учитель: Вынужденная остановка. Что случилось? На нашем пути светофор. Пока он смотрит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение А. Северина «Три чудесных цвета».
1 ученик
Чтоб тебе помочь 2 ученик.
Чтоб спокойно перешел ты,
Путь пройти опасный, Слушай наш совет:
Горим и день, и ночь – - Жди! Увидишь скоро желтый
Зеленый, желтый, красный. В середине свет.
Наш домик – светофор, А за ним - зеленый свет
Мы три родные брата. Вспыхнет впереди,
Мы светим с давних пор Скажет он:
И взрослым, и ребятам. – Препятствий нет,
Мы три чудесных цвета, Смело в путь иди!
Ты часто видишь нас, Коль выполнишь без спора
Но нашего совета Сигналы светофора,
Не слушаешь подчас. Домой и в школу попадешь,
Самый строгий – красный свет, Конечно, очень скоро!
Если он горит:
- Стой! Дороги больше нет.
Путь для всех закрыт.
Пятое препятствие
Учитель: Красный свет не гаснет. Пока он будет гореть, мы постараемся выполнить следующее задание.
Слайд35
Работа с текстом
Наступает в_сна. По улицам и тр_туарам б_гут веселые руч_и. Ярко светит со(_)нце. Так хочется поиграть с друзьями на улице!
Но будь осторожен! Не выб_гай на проезжую часть! Дорога сколь_кая и водитель не успеет быстро зат_рмозить. Играйте только во дворе или на детской площадке.
Задание: Прочитать, вставить пропущенные орфограммы и запятые. Объяснить их постановку. Отметить побудительные предложения. Списать текст.
9.Шестое препятствие Учитель: Ребята, закрепим свои знания о правилах дорожного движения
Кроссворд про движение на дороге для школьников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Слайд 36
Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)Трехглазый постовой. (Светофор)Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)Пешеходный переход по-другому.( Зебра)Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)Его боятся нарушители правил. (Инспектор)В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)
10.Заключительное слово:
Учитель: Молодцы, ребята! Все успешно сдали экзамен и зачислены в волшебную Школу дорожных наук. Думаю, что в этой школе вы будете учиться только на «отлично».
Я надеюсь, что основные правила дорожного движения ребята Никто из вас не станет играть на проезжей части, даже если в это время нет машин. Мне бы хотелось только посоветовать быть особенно внимательными на улицах с интенсивным движением, остерегаться недисциплинированных водителей.
Не стремитесь переходить улицу. Как только зажегся зеленый свет, подождите пару секунд и убедитесь, что все машины остановились. Не бегите через дорогу, когда зеленый сигнал уже начал мигать и вот-вот переключится на желтый. Потому что иногда нетерпеливые водители срываются с места раньше времени. Соблюдайте правила дорожного движения, даже если кто-то рядом их нарушает
11.Домашнее задание. Слайд37
Написать небольшой рассказ (мини-сочинение) на одну из тем:
Знать и выполнять правила движения должны взрослые и дети.
Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора.
Выбирай самую безопасную дорогу в школу.
12.Просмотр видеоролика на закрепление ПДД
15