Проектный метод обучения учащихся на уроках труда


Проектный метод обучения учащихся на уроках труда. Цель: Развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Задачи : Формирование проектно – технологической культуры (проектно – технологическое мировоззрение и преобразующее мышление; графическая, дизайнерская, экологическая и экономическая грамотность; культура труда, потребность в ПД, высокие мотивы этой деятельности); Практическая подготовка к ПД (специальные знания, умения, навыки, опыт проектно – технологической деятельности); Развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности (развитие сенсорной, моторно – двигательной, интеллектуальной, эмоционально – волевой, мотивационно – потребностной сфер личности); Формирование адекватного профессионального самоопределения. Ключевые понятия ПРОЕКТ (projectio в переводе с латинского означает «бросание вперёд») – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел действия.ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание субъективно или объективно новых материальных и духовных ценностей, когнитивная деятельность, которая «ведёт к новому или необычному видению проблемы или ситуации».ТЕХНОЛОГИЯ – процесс преобразования материалов, сырья и информации в нужный для человека продукт. УЧЕБНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ - самостоятельно разработанное и изготовленное изделие(услуга) от идеи до её воплощения в совместной деятельности с учителем. УЧЕНИЕ - один из основных видов деятельности человека, направленный на овладение способами предметных и познавательных действий Этапы творческой деятельности и результаты процесса творчества учащихся № Этапы Результаты 1 Обоснование, осознание и принятие идеи Осмысленная и принятая идея-задача 2 Технологическая разработка идеи Доведение идеи до возможности её практической реализации 3 Практическая работа над идеей Практическая реализация идеи 4 Опробование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества Этапы творческого проекта 1.Исследовательский этап 2.Технологический этап 3.Заключительный этап Этапы выполнения проекта 1.Исследовательский этап поиск проблемы;выбор и обоснование проекта;анализ предстоящейдеятельности; выбор конструкции и материалов;разработка конструкторско-технологической документации по организациирабочего места; 2.Технологический этап выполнение технологи-ческих операций,предус-мотренных технологи-ческим процессом соблюдение технологичес-кой, трудовой дисциплиныи техники безопасности;сборка изделия 3.Заключительный этап контроль и испытание изделия; экономическое обоснование; защита проекта Результат Деятельностьучителя Деятельностьучащихся предлагает;ставит проблему; консультирует; наблюдает; советует;помогает;уточняет;проверяет;дополняет;обобщает;следит;контролирует анализируют;сравнивают;выбирают;исследуют;рисуют;чертят;разрабатывают;определяют;контролируют;оформляют;защищаютпроект Классификация творческих проектов школьников Проекты По технологическойнаправленности Пометодическойнаправленности Технологическая направленность По предметутруда Человек-человек. Человек-природа. Человек-техника. Человек - художественный образ. Человек - знаковая система. По сфере применения Школа. Семья. Досуг. Производство. Профессиональное Самоопределение. По интересам Познавательные. Экологические. Игровые.Коммерческие. Научные. Комплексные.Профессионально-трудовые. По преобладающим технологическимпроцессам Архаичные(ручные технологии).Традиционные(машинные технологии).Инновационные(технологии преобразования сырья на основе радиоэлектроники и телемеханики). Методическая направленность По продолжительности воплощения Индивидуальные. Звеньевые. Групповые. Школьные.Межшкольные. По структуресодержания Мономодульные (охв.один модуль программы)Полимодульные (соед. нескольких блоков или модулей)Интегрированные (межпредметные) По уровнютворчества Репродуктивные. Творческие задания. Творческий проект. По целипроектнойдеятельности Гностические. Изыскательские. Преобразующие. По организациипроектнойдеятельности Долгосрочные (от 20 до 60 часов). Среднесрочные (от 8 до10 часов). Кратковременные (тема 2 - 4 часа). Алгоритм выполнения проекта Выбор модели и конструкцииизделия Разработка технологииизготовления Выборматериалов Оформлениепроекта Дизайн-анализ Творческийпроект Экологическое иэкономическое обоснование Организация рабочего местаи изготовление изделия Защита проекта Экономическое обоснование проекта Экономическое обоснование проекта Определение расхода материалов, средств, энергии М3 Определение себестоимости изделия (услуги)С = М3 + Роп + 3др Определение цены изделия (услуги)Цн = С + П РОП- расходы на оплатутруда;Здр- другие затраты Цн- нижний уровень цен;С-себестоимость;П- прибыль -затраты на сырьё и вспо-могательные материалы;-затраты на энергию;-затраты на оплату услуги работ сторонних органи-заций Оценочный лист Оценки 1.Исследовательский 2.Технологический 3.Заключительный Общая оценка Этапы выполнения проекта Оценочный лист проектаУчащийся ____________________________Тема проекта _________________________ Оценка творческого проекта Достижениецелей проекта(5 баллов) Оформление(5 бал-лов) Защита Процесс работы над проектом(по 5 баллов) Оценкаучителя Оценка учащихся Итого Самооценка Представ- ление (по 5 бал- лов) Ответы навопросы(5 бал-лов) Твор- чест- во Исполь-зованиедополни-тельнойлитерату-ры Практи-ческоеприме-нениепроекта Уме-ниерабо-тать вгруп-пе Анкета для обучающихся 1.Фамилия, имя ___________________________ дата ______________________ 2.Твоё отношение к проекту.Мне понравилось заниматься Мне было трудно Это точно не для меняДругое 3.Сколько времени занимает выполнение проекта? 4.Хочешь ли ты знать больше, чем даётся на уроке?Да Нет 5.Какого вида проекты тебе нравятся больше?Индивидуальные Работа в группе Другое ___ 6.Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении?Да Нет Другое 7.Твои пожелания и предложения. Проектный метод обучения учащихся Проектный метод на уроках труда на примере изготовления столика под звуковую аппаратуру Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру» Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру» Цели: Практическое использование специальных знаний, умений, навыков и приобретение опыта проектно – технологической деятельности; Формирование адекватного профессионального самоопределения; Формирование и развитие навыков графической, дизайнерской, экологической и экономической грамотности, культуры труда; Развитие учащихся как субъектов преобразовательной деятельности; Интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения технологии, черчения, физики, математики; Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Осознание проблемы Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными для того, чтобы изготовить какую-либо мебель для дома. Все основные операции по обработке и отделке древесины мне уже знакомы. С некоторыми из них можно познакомиться в процессе предстоящей работы по изготовлению мебели. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Обоснование потребности Для выбора мебели как объекта изготовления необходимо рассмотреть интерьер квартиры. Рациональное расположение мебели и её назначение должны отвечать реальным нуждам и потребностям всех проживающих в квартире. Стол в интерьере квартиры занимает особое место, и от того, какую он имеет форму, где размещается и какие функции выполняет, во многом зависит общий вид комнаты. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»История развития стола История возникновения стола восходит к древнейшим временам. Стол первобытного человека представлял из себя плоский камень. В более поздние времена стол стал предметом роскоши. Конструкции их в разные времена соответствовали различному дизайну. Это были и массивные столы из ценных пород древесины, и небольшие по размерам столики. Количество ножек стола тоже было различным. Наиболее часто использовали конструкции с четырьмя, тремя или одной ножкой. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Дизайнерская задача В современной квартире имеется не один, а несколько столов. Это кухонный стол, обеденный стол, письменный стол, журнальный столик и т.д.Все они вместе занимают много места. Хотелось бы иметь один небольшой столик под звуковую аппаратуру. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Выбор формы стола Исследовав некоторые варианты современных столов разнообразного назначения, мы пришли к следующей конструкции. Предлагаемая конструкция компактна и хорошо вписывается в интерьер комнаты. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Выбор материала Исследуя различные материалы, применяемые в производстве столов, мы нашли, на наш взгляд, оптимальное соотношение между стоимостью материала, сложностью обработки этого материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность). Из возможных материалов наиболее приемлемой оказалась древесина, так как стоимость её относительно невелика, она легко обрабатывается, хорошо поддаётся художественной отделке. Металл непригоден из-за своей тяжести и трудной обрабатываемости, хотя металлический стол будет намного долговечнее деревянного. Для изготовления стола из пластмассы необходимо специальное оборудование, стол получится недостаточно надёжным. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Выбор материала Но, выбрав древесину, мы не до конца решили проблему выбора материалов. Ведь не будем же мы изготавливать стол из ствола дерева, спиленного в лесу. Гораздо лучше использовать готовые полуфабрикаты: бруски, доски, многослойную фанеру, древесно-волокнистую плиту или древесно-стружечную плиту. Для изготовления деталей можно использовать различные полуфабрикаты. Для крышки столешницы лучше всего подойдёт многослойная фанера или древесно-стружечная плита. Во втором случае её придётся отделывать сверху шпоном, инкрустировать, приклеивать пластик или наклеивать самоклеющуюся плёнку. Для сборки стола будем использовать мебельные уголки. Припуски на обработку надо использовать экономно. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Обоснование выбора проекта Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. При выборе данного проекта были учтены следующие моменты: В процессе изготовления этого столика используются приобретённые знания, умения и навыки в области математики, физики, химии и технологии. Изготовление столика способствует закреплению ранее изученного материала таких тем, как «Разметка», «Сверление», «Точение», «Ремонт мебели в быту». Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Обоснование выбора проекта Оснащение учебных мастерских позволяет выполнить этот проект. Данная работа не опасна. В процессе выполнения можно ознакомиться с технологией оформления интерьера, приобрести навыки по ремонту мебели. Изготовив такой столик, можно внести личный вклад в оформление квартиры, сделав приятный подарок своим родителям. При изготовлении столика требуется соблюдать точность и аккуратность. Материал, необходимый для изготовления столика, можно приобрести в хозяйственных магазинах, где продаются различные строительные материалы. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Внешний вид изделия На рисунке дан чертёж столика и технологическая карта на его изготовление. Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Технологическая карта Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Изготовление Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Экономическое обоснование Себестоимость нашего столика состоит из затрат на материалы, оплату за израсходованную электроэнергию. Так как изделие мы изготавливаем для себя, то оплату труда не учитываем. Поскольку изделие изготавливается в школьных мастерских, то амортизационные отчисления за использование оборудования, приспособлений и инструмента также не учитываем. Конструкция столика содержит 6 деталей. На её изготовление израсходуется:ДСП Р1=0,845 х 0,33 =0,27м2 Р4 = 0,750 х 0,30 = 0,23м2 Р2=0,720 х 0,30 =0,22м2 Р5 = 0,616 х 0,30 =0,18м2 Р3 =0,720 х 0,30 = 0,22м2 Р6 =0,25 х 0,30 = 0,075м2 Р = 0,27 + 0,22 +0,22 + 0,23 + 0,18 + 0,075 = 1.195м2 Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Экономическое обоснование Мебельные стяжки С2 = 4,50руб х 16шт =72рубПлёнка С3 =115рубЭлектроэнергия А = W x t A - кол.электроэнергии W - мощность t - время А 0,4квт х 0,25ч = 1квт ч С4 = 1квт ч х1руб50коп = 1 руб 50копОбщие затраты С = С1+С2+ С3 +С4 =150руб55коп+72руб+115руб+1руб50коп =339руб5коп Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Готовое изделие Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Защита Творческий проект «Столик под звуковую аппаратуру»Оценка 1.Овладение основными компонентами проекта.Формулировка задачи. Чётко записано, что необходимо сделать. Возможно, надо более подробно указать, почему это необходимо. 4 2. Исследование. Исследование логически выстроено. Результаты хорошо представлены, включён анализ других изделий, материалов, способов производства. 5 3. Перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие. Очень хорошо. Каждый пункт обоснован. 5 4. Первоначальные идеи. Для начала неплохо. Используются эскизы с комментариями. Постарайтесь придумать более разнообразные идеи. 4 5. Выбор идеи. Хорошо обоснованный выбор. 5 6. Изготовление изделия(может быть несколько оценок). Очень хорошая работа. Аккуратная разметка и выпиливание. 5 7. Испытание и оценка изделия. Очень хорошо. Оценены все свойства в соответствии с перечнем критериев, которым должно удовлетворять изделие. 5 Этапы проекта Комментарии учителя Оценка Конец