Статья Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения


«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках внеклассного чтения»
Автор: Марина Николаевна Ольхова,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа-детский сад п. Пустоши»
В последние годы мы много говорим о глубоких кризисных явлениях в стране, которые обусловлены тем духовно-нравственным состоянием, в котором наше общество оказалось. Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное воздействие этих и других источников не всегда позитивно. Образовательное учреждение призвано активно противодействовать этим негативным тенденциям. Ведь очень многое в жизни человека зависит от того развито или не развито в нём нравственное чувство. Нравственное чувство нужно воспитывать. Но как? Какие ценности должны быть положены в основу образовательного и воспитательного процессов? Ответ на этот вопрос мы находим сегодня в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также в «Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных новым образовательным Стандартом, где определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры. Выделю некоторые, которые, на мой взгляд, особенно актуальны в рамках сегодняшнего разговора: духовное развитие – «становиться лучше», укрепление нравственности – поступать согласно своей совести, формирование основ морали – представление о добре и зле, должном и недопустимом, формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим, природе, любовь к Родине.
Младшие школьники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарища, формировать в детях чувство ответственности, воспитывать качества
патриота, любовь к Родине, семье и ближним.
Формированию гуманных отношений между детьми, воспитанию у них действенных нравственных чувств способствуют уроки внеклассного чтения, работа с литературными произведениями, ведь «Книга – это открытие мира».
Еще К.Д.Ушинский подчеркивал значение детского чтения для нравственного формирования ребенка. Он говорил, что произведение может показать ребенку ту или другую сторону жизни. «Влияние литературных произведений на нравственность очень велико; то литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении.» Чтение и обсуждение прочитанного помогают осознать и пережить свои поступки, более критически отнестись к собственному опыту.
«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг»,- писал В.А. Сухомлинский.
А.С.Макаренко утверждал, что герои книг «должны вызывать у юных читателей положительное или отрицательное чувство, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие- уважение, третьи- любование, четвертые- радостную улыбку, пятые- заботу и нежность …»
Художественная литература содержит богатейший материал, связанный с нравственными идеями. Читая ту или иную книгу, младшие школьники стремятся подражать нравственным поступкам ее героев.
Книги, в которых затрагиваются вопросы морали, являются источником для выработки этических норм необходимых в повседневной жизни общества и в жизни ученического коллектива.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки детей. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие отношения, познакомиться с нормами поведения. Рекомендуя книги для чтения , учитель должен знать, какие образцы нравственного поведения будут предложены школьникам для осмысления.
Целесообразно подбирать рассказы ,в которых в схожих ситуациях
герои выбирают различные способы поведения. Так, после чтения рассказа А. Раскина «Как папа делил пирожное» может быть прочитан рассказ Б. Никольского «Высшая мера наказания». В первом рассказе два брата разделили два своих пирожных на шестнадцать человек – всех своих товарищей, которые жили вместе с ними в детском лагере. Во втором рассказе молодой солдат хотел потихоньку от своих товарищей съесть присланный ему шоколад. После чтения дети сравнивают поведение героев, отношение к ним товарищей.
Можно подобрать рассказы, в которых так разворачиваются события , что дети видят сложность проявления нравственных качеств, например связь доброты и бескорыстия («Гаврош»В.Гюго) , доброты и трусости(«На катке»В.Осеевой), доброты и черствости(«Бабка В.Осеевой), доброты и благодарности за нее(«Заячьи лапы» К.Паустовского).
Как правило, младшие школьники понимают под добротой умение
поделиться с другим чем-то (сладостями, игрушками), что-то отдать, выполнить просьбу. Эти рассказы помогут детям понять, что доброта- сложное чувство. Оно выражается в умении войти в положение другого человека, сопереживать вместе с ним.
В другом случае можно так подобрать разные по содержанию рассказы, чтобы в них говорилось об одних и тех же нравственных нормах. Например, рассказы «Совесть» А.Гайдара, «Перышко»В.Осеевой, «Мститель»В.Солоухина дают возможность обсуждать вопросы о справедливости, верности в дружбе, обиде, злопамятстве, о переживании недостойного поступка. Обсуждая поведение героев, дети сравнивают их мысли и поступки, мотивы, лежащие в основе этих поступков.
Анализируя поступки и поведение детей в произведении В. А. Осеевой «Пёрышко» дети уличают Федю в нечестности, нахальстве, лживости, а порядочный, застенчивый, стыдливый Миша не проявил настойчивости, не сумел отстоять правду, не смог внятно и спокойно всё объяснить. Без детского внимания не остались одноклассники Феди и Миши. Равнодушие, безразличие, несправедливость тронули детские души.
На уроках внеклассного чтения дети учатся сравнивать, выделять общее из ряда различных явлений, анализировать. Но для этого необходимо поставить перед детьми проблемную ситуацию. Такая ситуация требует от ребенка активных мыслительных действий. Она должна содержать вопрос, который требует мобилизации имеющихся
знаний, работы с фактами, умения рассмотреть и оценить поступки людей с точки зрения нравственности. Естественно, что проблемные ситуации должны быть близкими, значимыми и интересными для детей. В то же время надо сделать так, чтобы проблемный вопрос был достаточно сложным для детей. Следует избегать постановки вопросов, требующих лишь механического воспроизведения текста, не заставляющих думать.
Проблемные ситуации могут быть связаны с обсуждением вопроса о мотиве и результате поступка, о разном поведении в одинаковых ситуациях и , наоборот, об одинаковом поведении в разных ситуациях, с выбором поведения. Вопросы должны быть интересны для детей, затрагивать их ум и чувство, заставлять их в поисках ответа обращаться к фактам. Не следует бояться, если ученик в беседе выскажет неправильное мнение и будет его отстаивать. Важно выслушать всех, сопоставить разные высказывания. Дети постепенно будут приучаться вырабатывать и отстаивать свои взгляды , изменять неправильное представление под влиянием убедительных доводов.
Для школьников всех классов являются важными проблемы, связанные с проявлением дружбы, товарищества. Верность дружбе, умение пожертвовать чем-то дорогим ради друга, ложное товарищество, ябедничество и т.д.- все эти вопросы актуальны для детей , обсуждение их вызывает интерес и помогает детям усвоить нравственную норму. В беседе учитель может поставить перед детьми примерно такие вопросы, вокруг которых и строится обсуждение: за что люди ценят дружбу и товарищество? Что значит быть верным товарищем? Как можно помочь товарищу? Что значит «выручить» товарища? Расскажи о своем товарище, о вашей дружбе, о ваших общих радостях и огорчениях.
В процессе работы нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Так работая с детьми над рассказом Э.Шима «Брат и младшая сестра», учитель имеет возможность провести беседу о том, как они относятся к членам своей семьи, внимательны ли к младшим братьям и сёстрам. Анализируя поведения Сани, дети говорят о том, почему он не заметно для маленькой Вари подкладывает ей в кузовок то землянику, то грибы, то малину. Он не ждал за это похвалы ни от неё, ни от взрослых. Это делалось им по внутреннему побуждению - он старший , а старшие всегда помогают младшим.
А в беседе с детьми по рассказу Е.Пермяка «Самое страшное», где перед детьми ставится вопрос об отношении к старшим, к товарищам, о
мнимой храбрости, проявившейся в жестокости, дети должны выявить своё отношение к Вове, осудить его поступки и сказать, что он должен сделать, чтобы вернулось к нему доброе отношение всех окружающих.
Можно поставить перед ребёнком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Была ли в его жизни ситуация, когда приходилось выбирать между тем, что хочется, и тем, что надо делать? Беседу с учащимися следует вести так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения , но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.
Знакомясь с произведением В.А. Осеевой «Плохо» дети приходят к выводу «Плохо быть равнодушными. Равнодушие порождает бездушие, чёрствость». После знакомства с произведениями К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого дети приходят к выводу «Чтобы стать сильным, умным и ловким нельзя полагаться на услуги других» (К.Д. Ушинский «Гуси»), «Уважай старика: сам будешь стар» (К.Д. Ушинский «Дедушка»), «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом» (К.Д. Ушинский «Ветер и Солнце»), «Ты в ответе за тех, кого приручил» (Л.Н. Толстой «Птичка»), «Раз обманул, второй – не поверят» (Л.Н. Толстой «Лгун»).
На уроке учащимся можно предлагать нравственные задачи: выбрать правильное решение из двух или нескольких возможных, исключающих или не исключающих друг друга. Например, при обсуждении рассказа Г.Снегирева «Скворец» можно предложить детям следующий выбор: 1.Ручного скворца жалко, но не надо его искать в зимнем лесу, можно замерзнуть и простудиться; 2.Улетевшую птицу необходимо найти, иначе она погибнет. Или в ходе беседы по рассказу В.Катаева «Цветик- семицветик» предлагаются такие нравственные задачи. Как правильно поступить? Последний лепесток от волшебного цветка потратить на какие-нибудь материальные ценности ( сладости, игрушки, одежду) или помочь человеку, который попал в беду? Если бы у вас оказался цветик- семицветик, какие желания вы бы загадали.
Задача учителя не только обратить внимание детей на проявление тех или иных нравственных качеств, но и работать над определениями понятий: что такое доброжелательность и справедливость в человеческих отношениях, что такое товарищество и дружба, что такое честность .
Многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов задача учителя привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Очень важно после прочтения произведения беседовать с детьми, тем самым выявить отношение к прочитанному, предложить детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа, а часто вспомнить и о своем личном опыте.
В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Зимой дети организуют подкормку птиц, развешивают «Птичьи столовые», весной встречают птиц, делают со взрослыми скворечники, оберегают гнёзда.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки , посвященные сказкам «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Морозко» и др., могут стать уроками духовности и патриотизма. Дети, читая русские сказки, учатся почитанию старших.
После чтения русской народной сказки «Привередница» (пересказ В.И. Даля), характеризуя главное действующее лицо Малашечку, дети знакомятся со смыслом народных пословиц «Родительское слово на ветер не молвится», «Сделав худо – не жди добра. Ошибайся, но сознавайся». Рассуждая о том, как ведут себя волшебные силы: кому и когда добрые волшебники делают добро, как они учат героев добру, дети делают вывод: «Добрый добру научает, а злой на зло наставляет», «Добро сеять, добро и пожинать».
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина дети делают выводы о том,
что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Знакомясь с литературными сказками писателей России, дети познают горький, но справедливый урок: «Не падай духом! Не умирай раньше смерти!» в сказке Л. Пантелеева «Две лягушки». После детального изучения сказки Е.А. Пермяка «Две пословицы» учащиеся осознанно делают вывод «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше». Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор, Никита Кожемяка,Садко являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Большого внимания на уроке заслуживают слова-обращения к школьникам детских писателей. Валентина Александровна Осеева даёт детям мудрый совет «мало уметь читать, надо уметь думать, … думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных». Евгений Андреевич Пермяк учит ребят читать книги «Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются… что-то не понимают и кажутся плохими… Читай и сам разбирайся, кого тебя брать в свои знакомые, а кого нет. Читай и решай!». Э.Ю. Шим учит ребят быть добрыми великанами. Он обращается к ним. «Мы пойдём с тобой на опушку леса, и нагнёмся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри… Вот этот стебелёк с двумя листочками – это берёза. Настоящая берёза, только от роду ей – только год. Ты можешь наступить на берёзу, и от неё ничего не останется… но ты встанешь и перешагнёшь через берёзу. Ты добрый великан. Никогда не забывай, что ты добрый великан…» Строя учебные диалоги я стремлюсь, с одной стороны, к тому, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, всему живому, когда они в этом нуждаются, а с другой стороны, вызвать у детей нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, пробудить в детях эмоции негодования и осуждения. Важно, чтобы младшие школьники поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая
похвалы. Уроки внеклассного чтения дают младшему школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их волнует и интересует. А это общение, совместная деятельность, которые, как известно, помогают сплочению детского коллектива, способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся .