Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Тамара Прокофьевна Беликова
Учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Разуменская средняя
общеобразовательная школа №2»
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
… Что такое духовность? Моё стремление к внутреннему совершенствованию… Разве только для себя?!! Тогда только так: мои приоритеты-ценности, увлечения, театр, поэзия, единение с природой – всё отдавать своим детям, внукам и всем-всем-всем детям, что рядом. А иначе – зачем жизнь без продолжения?
И вновь начало… Выбор сделан! Я счастлива…
…Быть учителем хорошо, но работать с малышами – это особая миссия. Вести их за руки по пути знаний и создавать из их маленьких душ личность. Помнится, как у Толстого, можно быть блестящим специалистом, но без любви к детям не бывает педагога…
Я всегда мечтала о том, чтобы сошлось как-то, совместилось всё самое любимое в жизни и профессии. Интерес к русскому слову, благоговейное отношение к тем, кто талантливо владеет красочным образным языком, и любовь к красоте родной природы – сегодня всё это гармонично соединилось в моей работе.
Как хочется порой на миг остановиться
И этот мир обнять, с зарёю ранней слиться:
Капля на ладонь упала от росы ли, от дождя.
Показалось мне внезапно, будто эта капля я!
Я сама дитя природы…
Настроенье, как погода, переменчиво порой –
Я сама дитя природы (хочешь падай, хочешь стой)!
Точно: если ветер свежий – заблестят мои глаза.
А прольётся дождик вешний – Задрожит в глазах слеза:
Ладно! Даже если тучи – это всё же благодать.
Пасмурно – так мне же лучше – можно книгу почитать!
Отражение мира во мне…Творя и вдохновляя…(о жизненных приоритетах)
Говорят, жизненные приоритеты – величина непостоянная. Это не обо мне: у меня есть цель – это моё стремление передать детям чувство благодарности к миру, в котором живёшь.
Для меня это очень важно.
Но… мы сами творим свой мир…
Но как чувствуем мир, который нас творил???
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил
Н.Заболоцкий
Чем наполнена внутренняя жизнь наших детей!!!
Всё больше времени ребёнок проводит наедине с компьютером, планшетом, телефоном, телевизором, пренебрегая общением с природой и сверстниками, делая себя затворниками. Ученики большую часть своего детства находятся в виртуальном мире, где сталкиваются с жестокостью, искажёнными ценностями, бездуховностью. Ведь ребёнок – это та губка, которая не фильтрует, а впитывает всю негативную информацию. Моя задача, как учителя, на уроках и во внеурочной деятельности рассказывать и показывать жизненные примеры, которые помогут детям понять, в чём ценность русского человека.
133921532385
За время своей педагогической деятельности можно привести много интересных примеров из жизни детей. Вот один из них: моя ученица плакало от того, что ей под её фото мало лайков-сердечек Вконтакте поставили!!! Так чем живут наши дети!? Где же внутренняя жизнь, где добро, где наполнение души? Не дай Господь, через год-другой нам всем оказаться в пустоте! И что тогда?...Искать, искать выход, срочно!
Но как быть, если жизнь зачастую иллюстрирует нам серьёзные проблемы: человек может обладать обширнейшими знаниями и при этом – не быть человеком. Технологизация обучения и стремительность жизни, несомненно, помогает педагогам развивать интеллект детей, но не будит душу.
Не находим минуты порой,
Чтоб увидеть заката красу.
Вряд ли кто-нибудь станет босой
Собирать на рассвете росу…
Обретение новых смыслов…
Духовно пробудить ребёнка…
Вместо сокровенного удивления перед миром, озарения от необычайных открытий – в арсенале наших детей, увы, социальные сети, где у всех на виду проходит их так называемая внутренняя жизнь! Нужно духовно пробудить ребёнка – вот моё убеждение. Вот моё педагогическое кредо. Потому что я не хочу бездушного будущего для наших детей.
И.Ильин«Главное в воспитании – духовно пробудить ребёнка»
Как и когда начинается духовное пробуждение ребёнка? Из чувства сострадания мы встаём на защиту природы, боремся за сохранение уголков малой родины, которые исчезают с лица Земли…Да, точно! Духовная жизнь ребёнка невозможна без переживаний!
Поиски…На педагоге особая ответственность…
Как и когда начинается это пробуждение ребёнка?
Думается, внутренняя жизнь личности невозможна без переживаний. Что ж, радуясь или сострадая, человек так или иначе стремится к самосовершенствованию. И чем более развиваются ум и чувства, тем богаче его внутренняя жизнь. Безусловно, пройти этот путь самостоятельно ребёнку не под силу... Значит, надо создать такие условия, чтобы формировалось нравственное сознание детей и духовные потребности, ценностная картина мира и чтобы выросла личность, любящая землю - словом личность созидательная.
…Если из детей будут расти одни потребители, то что они в будущем собираются тогда потреблять, ведь нет же созидателей? …А если «педагог» буквально с греческого - это ДЕТОВОДИТЕЛЬ, то мне и вести детей по этому пути. Пути созидания. Будет трудно? Ответственно, конечно…
Вслед за лучшими идеями отечественной педагогики…навстречу находкам своим…
Очевидно: внеурочная деятельность «Моя первая экология» с её уникальными возможностями позволяет не ограничиться кратким изложением сухих научных фактов, а обращает нас к забытым аксиомам отечественной традиции, когда образование без воспитания есть дело опасное. Основополагающим в формировании духовного мира человека является принцип природосообразности.
«…правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами»
Экологическая культура ребёнка как важнейшая часть культуры нравственной.
Меня пугает равнодушие и слепота к красоте, которая окружает каждого из нас. Необходимо сформировать важные начала экологической культуры – осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение…
Ах, как хочется за город выскочить!Пробежать босиком по росе,Соловьиное пенье услышать.Да увидеть бы луг в первозданной красе.
Т. П. Беликова
Лучшие идеи педагогики помогли мне отыскать те нравственные ступени, по которым можно поднять личность на небывалую нравственную высоту, когда человек зовётся гражданином, истинным сыном своего Отечества.
«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».
Ш.А.Амонашвили.
Мне помогает в моей работе вся мудрость отечественной педагогики, которая каждый шаг свой сверяла по самой высокой шкале человеческих отношений. Одновременно появились и собственные находки для рационализации труда детей и педагога на занятиях: созданы опорные блоки к разделам и темам программы, задания и упражнения экологической направленности
«…Я всё ещё искренне надеюсь, что наши дети начнут засыпать не с гаджетами в руках, а с мудрой книгой, как раньше…Ведь мудрое слово о природе, в защиту гармонии между человеком и окружающим миром не имеет возраста…»
Обращение к великому слову известных экологических журналистов, активное применение информационных и коммуникативных технологий, обучение детей жанрам публицистики для создания собственных текстов, чтобы их слово также было услышано–всё это способно разбудить душевные струны ребёнка. Главное, чтобы слово не было пустым, а подкреплялось действием.
На пути к духовному возрождению…
Мои ребята, которые учатся в старших классах и занимаются в кружке «Экожурналистика», которым руководит педагог дополнительного образования Л.Я. Шаповалова, знают, что даже душевная боль может быть чувством созидательным, особенно если эта боль за природу за родную землю. Вот почему в моей работе так важно обращение к личному опыту ребёнка, проектная и исследовательская деятельность помогает мне на пути пробуждения внутреннего мира юного поколения.Интерес к проблемам родной земли стал источником настоящих журналистских расследований моих ребят,оформленных в форме экологических очерков: в защиту родников, соседнего леса, угасающих местечек. Такие выстраданные тексты вызывают интерес у средств массовой информации и общественности, они публикуются в газетах и журналах.
Диалог поколений продолжается!
И вот я сегодня здесь…И внутренне ощущаю поддержку дорогих мне людей – моих детей и коллег. То чувство локтя, сопричастности, невольное осознание того, что эти люди есть, живут и продолжают быть частью тебя – наверное, и есть счастье.И это чувство, как и мир духовных ценностей, невозможно навязать или придумать.
Что впереди?
СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ
Много в жизни дорог пройдено –
Только сердце не успокоено:
Живёт, стучит любовью оно
К работе, к детям, к городу Белому
И ко всему, что ещё не сделано…
Что впереди? Впереди замечательная работа, где я нахожу неиссякаемый источник человеческого общения, заряд энергии для движения вперёд, возможность заглянуть в будущее.Я работаю с юным поколением.
Поэтому я буду также развивать в себе и в детях главный талант – человеческий. Если у меня, у каждого педагога получится тонко и точно подобрать ключи к умам и сердцам детей, то и они в свою очередь пронесут свет духовности и добра новому поколению. Тогда и на Земле будет всё в порядке…
Литература:
1.Д.Лихачев – «Заметки о русском»
2. Белгородская областная газета для детей и подростков «Большая переменка»
3. Ш.А. Амонашвили - «Единство цели»
4. М.А. Вержбицкая – «Призвание»
5. Журнал «Начальная школа»
6. Журнал «Дополнительное образование и воспитание»