«Проектный метод обучения английскому языку»
«Проектный метод обучения английскому языку».
Методы обучения английскому языку являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств учащихся. Основными являются методы творческого характера: проблемный, поисковый, исследовательский, проектный.
Давайте остановимся подробнее на проектном методе.
Проектная методика является одним из методов интерактивного и коммуникативного обучения, цель которого имеет четыре функции: познавательную, регулятивную, ценностно - ориентационную, этикетную. Проектная методика - это практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях. Они предполагают индивидуальную, групповую и коллективную деятельность с обязательным “выходом на публику”. Проектная методика является также и исследовательским методом (исследуется реальное положение дел в какой - либо сфере жизни людей), особенно, в старших классах при подготовке страноведческих рефератов, и игровым методом (на основе данных проводятся учебно - ролевые игры), без которых не обходится обучение на младшем и среднем этапах.
Итак, по характеру проекты могут быть: поисковые, информационные, исследовательские, творческие, ролевые, практико – ориентированные.По содержанию это может быть:
Монопроект (в рамках одной области знаний, например, только по предмету «английский язык»).
Межпредметный проект (английский язык, история, страноведение, технология, основы дизайна).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, массовый.
В своей работе мы чаще всего используем информационные и поисковые проекты. Проектом может стать подготовка доклада на страноведческую тему, коллективная подготовка различных мероприятий. Общим для всех типов проектов является акцент на вовлечение ученика в активную работу, сотрудничество и ответственность.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, выражением учащимися своих собственных мнений, чувств, активным включением в реальную деятельность. В процессе совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.
Вовлечение учащихся в групповые или индивидуальные творческие проектные работы стимулирует самостоятельную поисково - познавательную деятельность учащихся, а также позволяет решать некоторые практические задачи, как, например, развитие навыков работы с книгой, аудио - , видео - и Интернет - материалами, навыков обобщения и схематизации коммуникативно - познавательной информации. Сущность этой работы в том, чтобы показать, как можно обновить содержание обучения английскому языку путем передачи учащимся как можно больше знаний страноведческого характера.
Работа над проектом включает несколько этапов.
На первом этапе обсуждаются содержание и характер проекта, пути сбора необходимой информации. Создаются микрогруппы с учетом интересов и совместимости партнеров, уровня владения языком, творческих способностей. Распределяются задачи по группам.
На втором этапе проводится работа по выполнению проекта. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
извлекать нужную информацию из предложенных текстов учебника и использовать полученные сведения в работе;
учиться обмениваться информацией с партнерами;
учиться пользоваться информацией Интернет – ресурсов;
учиться создавать слайдовые презентации в программе Power Point.
Особо следует сказать о консультации для каждой группы учащихся. Хорошо известно, что лучшая импровизация, та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если мы решили использовать при изучении какого - то раздела метод проектов, мы все тщательно продумываем и прогнозируем несколько вариантов возможных ответов своих учащихся по предложенной ситуации. Не нужно забывать и об эвристическом моменте, когда учитель «подбрасывает» информацию, идущую в разрез с информацией, собранной детьми. Учащийся осознаёт проблемную ситуацию, когда создается противоречие между явлением и ранее сложившимся представлением о нем. Есть устоявшееся мнение, что осознание проблемы является началом всякого процесса мышления. В проблеме отсутствуют данные, необходимые для ее решения. Прежде всего, надо найти соответствующую информацию, чтобы дополнить проблему, следует выявить недостающие факты и определить способы их поиска. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно учатся добывать необходимую информацию, пользоваться справочной литературой. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом.
И, наконец, выход на проект. Весь собранный материал нужно представить ярко и эмоционально.
Проектная работа дает возможность всем нашим учащимся по - новому раскрыть себя независимо от уровня владения языком, учит их приемам сотрудничества и взаимодействия в работе, помогает развивать творческие способности и навыки исследования.