Презентация Проектный метод при изучении изобразительного искусства


Учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №18 КарбашоваЕ.В. г. Севастополь2015г Содержание ВведениеРаздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихсяРаздел II. Методические аспекты использования метода проекта, на уроках изоЗаключениеЛитератураПриложение Введение Формирование исследовательских компетенций как освоение учащимися способов деятельности провозглашено одной из целей преобразования российской системы . Ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. Актуальность проблемы, определяется:1.Реализация метода проекта в методику преподавания ИЗО, для достижения нового результата образования.2.Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми. Появление учебного проектирования не просто возрождение метода проектов Это необходимый инструмент для решения задач непрерывного образования в постиндустриальном обществе. А насущная потребность формирования новых качеств обучающихся – владение проектной компетенцией.В начальной школеЗакладывая основы проектной компетенции младших школьников, учитель должен представлять все здание Проектного обучения. В средней школеПродолжая развивать проектную компетентность, учитель должен знать, какие умения уже сформированы на этапе начального образования и как поступательно наращивать имеющиеся умения.Итоговая аттестацияСамостоятельное выполнение учебного проекта или исследования с активной рефлексивной составляющей. Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.Задачи проектного метода: - использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся; -формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;- овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно творческой деятельности ;-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям; воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственностиОжидаемые результаты. 1 .Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности. 2.Cамооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности. Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся. Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом». Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода: - наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы); - реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом; - представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом. Портфолио Проектирование(планирование) Проблема Поискинформации Презентация Продукт Проект Проект на уроке изобразительного искусства Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Раздел II.  Методические аспекты использования метода проекта , применяемого на уроках изобразительного искусства  Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект Прикладной Ролевой Творческий Поисковый Исследовательский И другие Проект По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов). По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными. Проект может бытьиндивидуальным и групповым. Этапы реализации проекта Подготовка Защита Самооценка Классификация проектов  Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.Индивидуальные проекты на уроках в   5классе :-«Создание ко­мического, но разумного и добродуш­ного фантастического, инопланетно­го персонажа» (5 класс. Урок 7. Тема «Графика») - Выполнение объемной компо­зиции «Робот» в технике бумагопластики (6 класс. Урок 5. Тема «Форма») - «Украинский рушник» (6 класс. 18 урок. Тема «Взаимосвязь формы и содержания в изобразительном искусстве») - «Единство шрифта и содер­жания в плакате. Экологический плакат» (7 класс. Урок 32. Тема «Человек и природный мир» Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:- «Создание «об­раза» современной улицы (разные ти­пы, характеры людей, животных)» (5 класс . Урок 6. Тема «Графика») -«Создание книжки-раскладки со всеми главны­ми элементами книжной графики: обложки, титула, иллюстраций, кон­цовок» (5 класс. Урок 8. Тема «Графика»)- «Создание ком­позиции «Танцовщик», «Танцовщица», «Балерина» (5 класс Урок 16. Тема «Живопись»)-«Создание композиций «Снежная королева», «Снегурочка» из нетрадиционных для скульптуры материалов» (5 класс . Урок 18. Тема «Скульптура. Декоративно-прикладное искусство») - «Масленница» (5 класс. Урок 24 . Тема «Живопись») - «Создание ил­люстрации мозаического панно «Мир птиц» или «Мир насекомых» (5 класс. Урок 14. Тема «Живопись») - Созда­ние коллективных работ «Спор­тивные состязания» («Футболь­ный матч», «Игра в волейбол», «Соревнование лыжников») ( 6 класс. Урок 27. Тема «Человек и природный мир») Классификация проектов Уровни результатов проектного обучения 1 уровень Формирование общеучебных умений и навыков для проектной деятельности 1 уровня сложностиФормирование элементов проектной деятельности 1 уровня сложностиКраткосрочные проекты с простыми групповыми взаимодействиями и индивидуальныеПрименение учащимся проектной деятельности для организации своего учения2 уровеньФормирование предметных умений как универсальныхПоэлементное формирование проектной деятельности 2 уровняГрупповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровняПрименение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении3 уровеньФормирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальныеРазвитие элементов проектной деятельности 3 уровняУчастие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла. Годичные или четвертные   проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.   Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра. Проект План работы над проектом 1.Информационный этап. Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. 2.Плановый этап. Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. 3.Поисковый этап.Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. 6.Аналитический этап. Анализируются результаты работы над проектами. 5.Этап представления и защиты проекта. Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. 4. Обобщающий этап. Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения. развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе. Заключение Литература1.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.4.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.5.    Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.