Разработка урока по ИЗО на тему Образ героизма.Портреты Мусы Джалиля
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
САРМАНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МБОУ «ДЖАЛИЛЬСКАЯ СОШ №2»
Секция: Имя М.Джалиля в искусстве
Разработка урока
7 класс
«Образ героизма. Портреты М.Джалиля»
Учитель ИЗО
МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа № 2»,
Сармановский муниципальный район, пгтДжалильГиниятуллина Т.Я.
Джалиль, 2016
Тема урока: «Образ героизма». Портреты Мусы Джалиля
Цели:
Образовательные:- систематизировать знания учащихся о Мусе Джалиле;
- углубление представлений учащихся о значении творчества поэта в истории татарской культуры;- научить “читать” портрет как произведение искусства, совершенствовать навыки речевого общения.
Воспитательные:- воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма;- способствовать воспитанию интереса к познанию искусства и литературы ;
- формирование нравственных и эстетических представлений, включение полученных знаний в ценностную ориентацию личности.
Развивающие:- способствовать развитию творческого воображения;- развивать мышление учащихся путем организации нетрадиционных уроков;- разбудить и озарить душу ребенка.
Тип урока: бинарный ( ИЗО + литература) .
Наглядность: презентация "Портреты М.Джалиля", живописные портреты Мусы Джалиля Н.А.Бикташева, «Перед приговором» Х.Якупов, бюст М.Джалиля Б.Урманче Ход урока
I часть. Организационный момент
Организация рабочего места
II часть. Сообщение темы урока
Ребята, сегодня мы познакомимся с портретами поэта-героя Мусы Джалиля, будем слушать и анализировать стихи великого поэта, попробуем себя в роли исследователей и попытаемся раскрыть тайны его внутреннего мира и связать их с творчеством.
Итак, тема нашего урока «Образ героизма. Портреты Мусы Джалиля».
«Человек-огонь» звали Джалиля его друзья. И правда, он все делал с огоньком: учился, работал, жил…Он был любознательным учеником и студентом. После окончания рабфака, поступил на литературный факультет Московского университета. Был редактором двух татарских детских журналов.
Но вот началась война
Еще юношей он писал:
Пусть кому-то быть из нас убитым,
-Никому из нас не быть рабом…
Нет, сердце его не изменилось, вот тот огонь , о котором говорили его друзья- умение любить, жертвовать собой во имя отчизны, во имя своего народа.
III часть. Беседа о роли Мусы Джалиля в жизни каждого из нас.
-Ребята, вспомните, как Муса Джалиль вошел в вашу жизнь?
-Какие его произведения вы читали?
Подготовленные ученики декламируют стихотворения М.ДжалиляЗВОНОК
Однажды на крыльце особняка
Стоял мальчишка возле самой двери,
А дотянуться пальцем до звонка
Никак не мог - и явно был растерян.
Я подошел и говорю ему:
-- Что, мальчик, плохо? Не хватает роста?..
Ну, так и быть, я за тебя нажму.
Один звонок иль два? Мне это просто.
-- Нет, пять! -
Пять раз нажал я кнопку.
А мальчик мне:
-- Ну, дяденька, айда!
Бежим! Хоть ты большой смельчак, а трепку
Такую нам хозяин даст, беда!
КРАСНАЯ РОМАШКАЛуч поляну осветил И ромашки разбудил: Улыбнулись, потянулись,Меж собой переглянулись.Ветерок их приласкал, Лепестки заколыхал,Их заря умыла чистой Свежею росой душистой.Так качаются они,Наслаждаются они.Вдруг ромашки встрепенулись,Все к подружке повернулись.Эта девочка была Не как все цветы бела: Все ромашки, как ромашки,Носят белые рубашки.Все - как снег, она одна, Словно кровь, была красна. Вся поляна к ней теснилась: - Почему ты изменилась?- Где взяла ты этот цвет? - А подружка им в ответ:- Вот какое вышло дело. Ночью битва здесь кипела,И плечо в плечо со мнойТут лежал боец-герой. Он с врагами стал сражаться,Он один, а их пятнадцать.Он их бил, не отступил,Только утром ранен был.Кровь из раны заструилась, Я в крови его умылась.Он ушел, его здесь нет - Мне одной встречать рассвет.И теперь, по нем горюя, Как Чулпан-звезда горю я.
Дети следят за чтением учителя по распечатанным заранее листкам.
Тень смерти костлявой, неотвратимой Ко мне приближалась, - и думал я: <Бери меня, смерть! В ненавистном рабстве Пускай не окончится жизнь моя!..>Не я ли писал моей спутнице жизни: <Не бойся, родная, мне цель ясна,- Пусть крови последняя капля прольется, На клятве моей не будет пятна!>Не я ли пламенными стихамиВ кровавом бою возглашал: <Клянусь,Увижу смерть - с презреньем и гневом В лицо ей в последний миг улыбнусь!>
-Посмотрите , пожалуйста, на доску, там записан очень важный вопрос:
Как внутренний мир поэта отражается на его внешнем облике?
-В конце урока вы попробуете ответить на этот вопрос.
- Никто из нас не в силах припомнить, когда увидел впервые лицо М. Джалиля. Мы живем в окружении портретов Джалиля, нам кажется, что мы всегда знали его неповторимый облик.
IVчасть. Составление словесного портрета Мусы Джалиля.
(используя такие выражения как грусть, сдержанность, внимательность, внутренняя взволнованность, отзывчивость, гордость, простота, задумчивость, ощущение трагичности, страстный порыв, ясность мысли, человечность)
Vчасть. Анализ портретов-образов поэта, созданных известными художниками.
Сообщение ученика о Н.А. Бикташеве и анализ портрета «М. Джалиль».
Замечательный татарский художник Н.А.Бикташев создал живописные портреты «М.Джалиль»(1971г.), «Джалиль и Тиммерманс в Моабитской тюрьме»(1984г.)
Работая над портретом Джалиля, Бикташев открывает нам образ поэта-героя, патриота своей родины. (Приложение)
Рассказ о художнике Х.Я купове и его картине «Перед приговором».(Приложение)
На данной картине изображен Муса Джалиль во время последнего допроса и объявления приговора перед казнью. Художник использует цвет, свет, форму для выделения образа героя. Самое светлое тональное пятно на картине – образ поэта, в отличие от всех персонажей, изображенных на картине, поэту свет падает на лицо. Непоколебимая воля, горящий прямой взгляд героя говорят о его преданности себе и своей родине до конца. Композиция картины выстроена так, что фигура поэта противопоставлена немецким офицерам, подчеркивая что, несмотря на все испытания поэта, дух его остался несломленным, и он не боится умереть. Умереть во имя отчизны, во имя своего народа.
Рассказ о бюсте М. Джалиля работы Б. Урманче.(Приложение)
Бюст выдающегося татарского поэта, Героя Советского союза Мусы Джалиля, выполнен более 50 лет назад знаменитым скульптором Баки Урманче.
VI часть. Творческое задание.
-Ребята, а каким вы представляете поэта?
Попробуйте нарисовать портрет Мусы Джалиля или иллюстрацию к любимому вами стихотворению поэта. (Используя навыки рисования портрета)
VII часть. Итог урока
-Итак, как внутренний мир поэта отражается на его внешнем облике?
-Для многих поколений Джалиль был и остается вечным спутником патриотизма, героизма, преданности. Характер отношения к поэту, особенности интереса к нему, его творчеству входят в культуру, отражаются в ней, символизируют её.
…Как волшебный клубок из сказки, Песни – на всем моем пути. Идите по следу до самой последней, Коль захотите меня найти…Используемая литература
https://yandex.ru/images?uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768ru.wikipedia.orgmuseum.ru›http://www.tatknigafund.ru/