Программа летнего пришкольного лагеря с дневным прибыванием


«Утверждаю»
директор МБОУ
«Красноануйская основная
общеобразовательная школа»
_________ Т.Н.Мартынова
Программа летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
«АЛЫЕ ПАРУСА»
на базе МБОУ «Красноануйская основная общеобразовательная школа»
с. Солонешное.
Пояснительная записка.
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Каникулы традиционно рассматривают с двух позиций: с точки зрения детей и с точки зрения взрослых. С точки зрения детей, каникулы – это оптимальное время для отвлечения от обыденных, наскучивших занятий, развития творческого потенциала, включения в систему новых отношений, снятия накопившегося напряжения, восстановления сил, израсходованных в течение учебного года, новые возможности для личностного и социального роста. С точки зрения взрослых, каникулы – это продолжение процесса образования личности через активное взаимодействие ребенка или молодого человека с окружающей природной и социальной средой, значимое для растущего человека, расширение поля его социального взаимодействия, предоставление большей самостоятельности и конструктивное изменение видов осуществляемой деятельности.
Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности.
Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
Физкультурное – оздоровительное
Нравственное
Досугово-творческоеГражданское - патриотическое
Трудовое
Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
2. Развивать творческое мышление.
3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
4. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере отдыхают 25 обучающихсяОсновной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6,6–15 лет. При комплектовании в лагерь принимаются дети, родители которых вносят взносы в Фонд социального страхования.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года №148 г. Москва «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 -2010 годах.
Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС – 502/06.
Концепция программы
Концептуальные основы деятельности.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно
построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическаяподдержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и социальная, и оздоровительная – поскольку они интегрируются.
Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка
предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства представляет возможность реализовать
свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались
следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С.Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания
(В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Принципы программы
Программа летнего оздоровительного лагеря «Алый Паруса» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений.
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении
привести его к успеху.
Принцип соответствия типа сотрудничества.
Психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере «Алые Паруса» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностямидетей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем
оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностямчеловека.4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно - климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии - зарядка, закаливание, спортивные соревнования, смена видов деятельности.
Методологические принципы детерминизма развития системности
комплексности Неразрывной взаимосвязи ребенка и социальной среды
Этапы реализации программы
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и методического объединения классных руководителей по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Алые Паруса»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
1. Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Алые Паруса»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2. Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
3. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.
Методическое сопровождение программы
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1. Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал,
возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
2. Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, -формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах
деятельности временного детского коллектива.
3. Социально-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной социально-педагогической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты социально – педагогического сопровождения:
Диагностический;
Консультационный;
Прогностический
Практический.
Функции социально-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
Основное содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает последующим направлениям:
Физкультурно - оздоровительная работа
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Проведение витаминизации питания детей.
2. Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе.
3. Проведение спортивных мероприятий.
4. Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
 ежедневные беседы в школе «ЗОЖ» (Здорового образа жизни)
спортивные игры: квадрат, пионербол, настольный теннис, футбол, лапта;
эстафеты и соревнования: веселые старты, кросс, турнир по шашкам;
принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий: малая спартакиада «День здоровья и спорта», весёлые старты и другое.
подвижные спортивные игры на воздухе;
Организация активного досуга
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетическоговкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досугово- творческая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
КТД «Открытие лагеря» весёлыми тропинками лета «Робинзонада»
КТД «Путешествие в страну «Витаминию »
КТД Посещение музея «Культура нашего района»
КТД «Апельсин- шоу»
Акция: «Мусор планета не к лицу»
КТД «Винегрет – шоу»
Акция «Мы к Пушкинским строкам…»
Конкурс рисунков «Царь- овощ»
КТД Посещение поселковой библиотеке «День Защиты Детей»;
КВН
КТД Посещение поселковой библиотеке «Красная книга»
Виртуальное путешествие в страну растений –легенд.
Театральное представление : «КТД Конкурс «Самая полезная вода» - защита проектов.
Поход «Мульти –Пульти –Карновал»
КТД Посещение ЦДБ . Патриотический час «Наша Родина –Россия».
КТД Праздник за семейным столом « Каша – матушка наша»
Конкурс « Бантиков»
КТД Конкурс «мисс и мистер ЛЕТО-2014»
 КТД Посещение музея «Целина в нашем районе»
КТД Путешествие в молочную страну.
 КТД Посещение ЦДБ . «Жизнь и творчество Шукшина»
КТД Праздник чая.
 КТД Праздник «Разговор о хлебе»
 КТД Защита правильного сока.
 КТД Малая спартакиада.
Конкурс рисунков «Я и спорт»
 КТД Поход в окрестности села.
Выставка букетов к Дню Памяти и скорби.
 КТД Театрализованная –игровая программа «Мы за счастливое детство»

Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный и способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
Развлечениями являются: посещение музеев, спортивных соревнований,
представлений, прогулки;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
Альтернативного провождения времени
Свободного времени
Совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
Уровень целостного детского коллектива смены;
Уровень отряда;
Уровень организации досуга в группах по интересам;
Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности.
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
КТД «День России»;
конкурс рисунков «Завтра была война».
Профилактическое направление
Виды профилактических работ
Профилактическая работа по противопожарной безопасности
1. Беседы в отрядах по противопожарной безопасности.
2. Конкурс рисунков на асфальте по пожарной безопасности.
Профилактическая работа по правилам дорожного движения
1. Профилактические беседы в отрядах по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря.
2. Конкурс рисунков «Мы пешеходы»
Профилактическая работа по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни
1. Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь!»
2. Внутри отрядные беседы о здоровом образе жизни.
3. Занятие в «Школе Здоровья»
Работа по трудовому воспитанию
Цель: формирование у детей потребности в реализации личностных качеств через трудовую
деятельность.
Формы:
работа на пришкольной территории;
профориентация – работа учащихся, достигших 14-летнего возраста в качестве вожатых.