Доклад на тему Актуализация интеллектуальной деятельности учащихся через участие в конкурсах




«Актуализация интеллектуальной деятельности
учащихся через участие в конкурсах».
ПОДГОТОВИЛА:
Пономарь Т.Ю.

Март
2014-2015 уч. год
Актуализация интеллектуальной деятельности учащихся
через участие в конкурсах.
“Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя”.
ПетронийСегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, выпускник должен быть конкурентоспособным.
Перед образовательным учреждением возникает задача создать те самые условия, в которых будут формироваться эти личностные качества.
Какие же условия должны быть созданы, что бы проверить конкурентоспособность ученика? Как проверить уровень конкурентоспособности? Как задать цель для дальнейшего развития?
Результаты экзаменов – это уже итоговый показатель, и изменить рейтинг учащегося ни он сам, ни учитель уже не в силах. По промежуточным оценкам в пятибалльной системе на протяжении всего срока обучения ученик не в состоянии реально оценить свои возможности, свой уровень развития, свою конкурентоспособность.
Здесь учащимся приходят на помощь всевозможные конкурсы, турниры, соревнования, олимпиады; различных уровней (школьные, районные, региональные, всероссийские, международные); предметные, межпредметные, надпредметные; очные, заочные, дистанционные, интерактивные и т.д. Результаты этих конкурсных мероприятий являются одним из показателей конкурентоспособности ученика. Учащийся сам может оценить свой рейтинг в территориальном масштабе (школа, район, регион и т.д.). Причем в зависимости от открытости подведения итогов по определенным критериям различных этапов конкурсов учащийся в состоянии проанализировать уровень своих знаний, действий, возможностей.
Важны так же периодичность и систематичность проведения конкурсных мероприятий. Однократные конкурсы больше работают на организаторов, преследующих свои определенные цели. А вот многократные конкурсы (еженедельные, ежемесячные, ежегодные и т.д.) наряду с этими целями, предоставляют возможность учащимся по результатам анализа предыдущих итогов повысить свой рейтинг.
Здесь возникает становление цели на развитие. Учащийся сам ставит перед собой планку для будущих достижений. Учащийся самостоятельно выбирает область, уровень и способ получения новых для него знаний.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для того чтобы выпускник был конкурентоспособен в различных областях перед образовательным учреждением стоит задача предоставления возможности участвовать в различных конкурсных мероприятиях каждому ученику на протяжении всего срока обучения.
Для этого необходимо вести систематическую работу в различных направлениях:
постоянное пополнение и обновление информации о тех или иных конкурсах, своевременное доведение этой информации до учащихся, родителей, учителей;
подбор и назначение руководителей для конкурсантов и команд;
организация подготовительной работы к конкурсам;
проведения промежуточных мини конкурсов;
предоставление технических средств;
обеспечение доставки до места проведения конкурса, если он проводится удаленно или предоставление возможности пользования Интернетом, если конкурс проводится в сети.
Из этого списка второй и последний пункты наиболее проблематичны в исполнении.
Второй потому, что учителя не всегда с энтузиазмом воспринимают участие в тех или иных конкурсах. «Неуспешность», низкие показатели результатов подопечных ведут к упрекам и претензиям со стороны администрации, потери авторитета среди учащихся и родителей, понижение самооценки. И если у учащихся только идет становление личности, то учитель это уже сложившаяся личность. И здесь очень важно это помнить. Ведь половина успеха учащихся в тех или иных конкурсах зависит от настроя и компетентности их руководителя; не только от того на сколько глубоко учитель владеет своим предметом и как умело он передает эти знания учащимся, но и от того как учитель владеет новыми информационными технологиями, как он может исполнять организационную, координирующую роль. И если решением принять участие в конкурсах у учащихся управляет перспектива на успешность (т.е. желание выиграть, победить), то у учителей с точностью наоборот: принятие решения не участвовать в конкурсных мероприятиях исходит из страха перед «неуспешностью», нарушением стабильности, некомфортностью от отсутствия навыков использования новых информационных технологий. И сколько бы ни велось споров об идеологических мотивациях, материальная мотивация будет стаять на первом месте. И если поощрение будет не только учителю, имеющему победителей и призеров, но и учителю, активно принимающему участия в конкурсах с учащимися, то у большего числа детей появится возможность проявить себя под руководством опытного наставника.
Что касается последнего пункта. Отдаленность отдельных населенных пунктов от райцентров, региональных центров лишает большое число школьников возможности проявить и оценить свои возможности через участия в очных этапах конкурсов. Но в наше время эта проблема легко решаема с помощью глобальной сети. В недрах Интернета множество конкурсов самых различных направлений и сложностей для всех возрастных категорий. Учащиеся могут принимать участия в этих конкурсах как под руководством учителя, так и самостоятельно или с родителями. Но школьный Интернет оставляет желать лучшего: ограниченный трафик, невысокая скорость, сложность свободного доступа в неурочное время в компьютерный класс. Одним из вариантов решения этой проблемы взаимная работа с родителями. Родители в большей степени заинтересованы в успешности своего ребенка и, следовательно, по мере возможности должны идти в ногу с информационными технологиями и пользоваться предоставляемыми ими возможностями для развития ребенка. Многие дети проводят много времени, бездумно блуждая в сети, или попросту используя ее как средство для сетевых игр. Но если отлажен контроль со стороны родителей, то результат будет.
Основные задачи:
создание у учащихся положительной мотивации, которая бы побуждала их к упорной, систематической учебной работе,
систематизация  методических решений для развития мотивации учащихся,
развитие творческих способностей  обучающихся и их самостоятельной деятельности по приобретению и использованию знаний,
корректирование факторов, способствующих  возникновению негативной мотивации.
Решаются следующие задачи:
обучающие:
- способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
повышать результативность обучения учащихся посредством применения ими теоретических знаний в практической деятельности;
развивающие:
создание у учащихся положительной мотивации, которая бы побуждала их к упорной, систематической учебной работе;
воспитывающие:
способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
повысить интерес у учащихся к учебным занятиям через применение нетрадиционных форм и приемов обучения;
-формирование умения и привычки работать в коллективе, культуры отношений в процессе учебного труда;
- воспитание у обучающихся потребности учиться, умения самостоятельно добывать знания.
Развивать школьника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:
развивать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности;
повышать уровень произвольности психических познавательных процессов как фундамента учебной деятельности;
формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение последней, а также формировать мотивацию учения как побудительную силу.
Всё это способствует формированию творчески активной личности.