Элективный курс Мир векторной графики
Пояснительная записка
Тип: повышение уровня, направленного на углубление знаний в любой области и по информатике
Аннотация программы:
Цифровая техника настойчиво внедряется в нашу жизнь. Компьютерная графика – одно из развивающихся направлений информационных технологий. В компьютерной графике можно выделить следующие направления: векторная и растровая компьютерная графика, разработка и создание анимированных объектов, разработка и оформление интерактивных элементов для web-страниц.
2. Место и роль курса в профильном обучении:
Элективный курс «Мир векторной графики» выбран потому, что при изучении курса информатики в школе на изучение графических программ отводится очень мало времени, а вместе с тем это направление является одним из часто используемых и интересных с точки зрения выполнения практических работ. С другой стороны, знание данного направления использования компьютера может помочь ребенку определиться с выбором профессии. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий. Данная тема дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Визуальная составляющая современных информационных технологий базируется на красочных графических элементах, разнообразных видах анимации, интерактивных элементах управления. Любой продукт информационных технологий не сможет привлечь внимание пользователя без графической и анимационной составляющих. Создание продукта, содержащего коллекции изображений; текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами, составляет основу компьютерной графики и анимации. Знания и умения, приобретённые в результате освоения курса, могут быть использованы обучающимися в таких областях знаний, как физика, химия, биология и других, они также являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трёхмерного моделирования, анимации и видеомонтажа. Следует также отметить, что часть заданий Единого государственного экзамена (задания А) требуют знания основ компьютерной графики, кодирования цвета и изображения.
Цель и задачи элективного курса:
В проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям изучение информатики предполагает:
- овладение умениями работать с различными видами информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий и избирательного отношения к информации;
- выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Целью прохождения настоящего курса является:
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в обработке графических изображений;
познакомить с принципами работы векторного графического редактора Inkscape;
сформировать понятие о безграничных возможностях использования технологий обработки векторных изображений;
изучить теоретические основы компьютерной графики и принципов построения цветовых систем.
Задачи:
Обучающие:
обучение основам компьютерной графики и принципам построения цветовых схем;
освоение навыков в работе на компьютере с использованием векторного графического редактора Inkscape;
изучение методики использования продуктов компьютерной графики и анимации в пользовательской среде;
развитие навыков практического использования компьютерной графики при разработке плакатов, дизайна web-страниц, иллюстраций для изданий;
решение практических задач по компьютерной графике для подготовки учеников к прохождению Единого государственного экзамена в части решения задач, соответствующих содержанию курса;
приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные:
воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
Развивающие:
формировать базу практических знаний, необходимых для самостоятельной разработки объектов векторной графики, а также коротких анимаций, интерактивных элементов для web-публикаций и различных приложений.
развитие логического мышления и памяти учащегося;
развитие навыков творческой деятельности.
4.Сроки реализации программы:
Курс рассчитан на 17 часов. Режим проведения занятий 1 час в неделю. Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся.
5. Основные принципы отбора и структурирования материала; методы, формы, режимы занятий.
Предполагается, что к началу изучения курса учащийся владеет основами работы на компьютере: знаком с интерфейсом современных операционных систем, достаточно уверенно манипулирует палитрами инструментов.
Курс носит практико-методологический характер и базируется на ряде ключевых понятий, связанных с компьютерной графикой, имеет дизайнерскую направленность. В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части объясняется и демонстрируется материал на компьютере, вырабатываются алгоритмы выполнения поставленных задач. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. В ходе обучения проводится промежуточное тестирование по определению уровням знаний учеников по данной технологии. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности обучения данному программному продукту. Заканчивается этап отчетным занятием, где учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные работы по курсу.
6. Предполагаемые результаты:
Программа предусматривает проведение лекций, практических занятий.
Освоение курса предполагает, помимо посещения занятий (лекции, практические работы), выполнение внеурочных (домашних) заданий.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление об:
о растровых, векторных программах, предназначенных для компьютерной обработки изображений;
о цветовых схемах и их корректиции;
Знает:
основные понятия о формировании цифровых изображений,
цветовые модели RGB и CMYK
о структуру инструментальной оболочки редактора
основные элементы интерфейса программы Inscape
текстом
наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
Умеет:
создавать и редактировать графические изображения;
выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Inkscape;
пользоваться основными инструментами программы;
работать с текстом;
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
работать с контурами объектов;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.).
Владеет:
основами работы за компьютером;
умением создавать и редактировать графические изображения в среде Inkscape;
умением формировать собственные цветовые оттенки в Inkscape;
умением применять различные графические эффекты.
Владеет основными понятиями:
компьютерная графика;
цветовые модели RGB и CMYK;
растровая графика;
векторная графика;
инструментальная оболочки редактора;
технология получения различных эффектов над изображением.
7. Инструменты для оценивания результатов.
Для учащихся предлагаются следующие виды деятельности:• создавать и редактировать графические изображения в среде Inkscape;• тестирование.
Тематическое планирование
№ п/пТема Содержание Кол-во часов
1 Методы представления графических изображений. Цвет в компьютерной графике. Форматы графических файлов Компьютерная графика. Сравнение растровой и векторной графики. Цветовая модель RGB и CMYK 1
2 Цвет в компьютерной графике. Решение задач ОГЭ и ЕГЭ 2
3 Введение в программу IncscapeРабочее окно программы IncscapeОсобенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния. 1
4 Основы работы с объектами
Рисование примитивов. Выделение объектов. Операции над объектами. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. 1
5 Закраска рисунков
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки 1
6 Вспомогательные режимы работы
Инструменты для точного рисования. Режимы вывода объектов на экран: каркасный, нормальный, улучшенный. 1
7 Создание рисунков из кривых
Элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. 1
8 Методы упорядочения и объединения объектов Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов. Методы объединения объектов. 1
9 Эффект объема
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений 2
10 Перетекание Создание выпуклых и вогнутых объектов. Получение художественных эффектов. 1
11 Работа с текстом Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Изменение формы символов текста. 2
12 Сохранение и загрузка изображений в IncscapeОсобенности работы с рисунками, созданными в различных версиях программы Incscape. Импорт и экспорт изображений вIncscape. 1
13 Заключительная работа Создание изображения 2
Итого: 17
8. Рекомендуемая литература:
1. Пореев В. Н. Компьютерная графика. Учебное пособие. СПб. BHV-Санкт-Петербург, 2002. – 432.
2. Шикин Е. В. Компьютерная графика / Е. В. Шикин, А. В. Боресков. - М.: Диалог-МИФИ, 19с.
3.Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
4.http://www.dolinin-infografika.narod.ru/index.htm
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
Имени Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова
Элективный курс подготовки учащихся
Мир векторной графики
Класс: IX
Учитель информатики
Алексеева Людмила Васильевна
г. Владикавказ
2015/2016 уч. год