План-конспект открытого урока Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»


План-конспект открытого урока Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»
Цели:
Учить детей находить эстетическую доминанту лирического стихотворения; воспитывать эстетическое переживание, эстетический вкус;
Обучать школьников правильному, выразительному, плавному чтению;
Осуществлять связь с изобразительным искусством и музыкой.
УУД:
Познавательные умения: определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; определять признаки стихотворения, егоособенности и обосновывать своё мнение.Регулятивные умения: ориентироваться в разных способах выполнениязадания; выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.Коммуникативные умения: договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; использовать речевыесредства для представления результата деятельности.Личностные: творческое отношение к написанию собственногостихотворения; понимание успешности при изучении темы.
Эпиграф к уроку
Гроза прошла, и ветка белых розВ окно мне дышит ароматом...Еще трава полна прозрачных слез,И гром вдали гремит раскатом.
А. Блок
Ход урока
I. Организационный момент
-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природа изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.
На примере стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» мы будем учиться понимать лирические стихотворения, читать их.
Знакомство с Ф. И. Тютчевым
1905-381000Тютчев Федор Иванович-русский поэт родился 23 ноября [5 декабря] 1803 года в родовой усадьбе  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B3_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)" \o "Овстуг (усадьба)" Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Это был ласковый спокойный мальчик; с ранних лет обнаружилась его огромная одаренность. Все давалось ему легко: он рано научился любить и понимать природу.
Поэта всегда окружали друзья. Они очень любили этого остроумного и доброго человека.
Любимым временем года для поэта была весна. Для нее он всегда находил новые краски(«весенние воды», «Еще зимы печален вид», «Первый лист» и др. прошло более 100 лет, но когда весной гремит гром, многим приходят в голову стихи Тютчева: Люблю грозу в начале мая… Тютчевская природа-это природа первобытных стихий. Стихия завораживает и притягивает поэта.
II. Подготовка к первичному восприятию стихотворения.
-Ребята, а за что люди любят весну? Как мы можем это доказать? (Написаны картины, музыкальные произведения, стихи, пословицы и поговорки, загадки). С некоторыми из них мы сейчас и познакомимся. (Рассматриваются иллюстрации картин, дети делятся своими впечатлениями.
Большая вода. Левитан Сипрошвили Гиви Тютина Е. Н
-45529542545000- А сейчас сядьте удобно, и мы с вами послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года» «Весна».
Родился Петр Ильич Чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье инженера. Он рос необычайно нежным и чувствительным ребёнком. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
В биографии Чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам.
В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом». Чайковский писал оперы и балеты, симфонические произведения и камерные ансамбли, романсы, фортепьянные и скрипичные пьесы. Во всех жанрах он создал произведения, любимые всем миром.
III. Первичное восприятие стихотворения.
Учитель читает наизусть, дети воспринимают на слух (учебники закрыты).
Повторное чтение (дети следят по учебнику).
-Сейчас я прочитаю стих еще раз, а вы попробуйте услышать музыку стиха. Определите, какие ударные гласные звуки чаще повторяются. Да, это звуки а, о, и. эти звуки обозначают светлое, яркое , большое, сильное.
Еще в древние времена философы, ученые, поэты установили, что звуки речи обладают некоторой содержательностью. Например, вы можете на слух определить, какой звук грубее [и] или [р], какой больше [и] или [о]. вот и русские поэты 18-19 веков знали о символике звуков, т. е о том, что каждый звук что-то обозначает, и использовали это в своих стихах. Они могли с помощью звуков передать плач человека, шорох листьев, шум волны.
В стихотворении Тютчев повторяющиеся ударные гласные создают впечатление прекрасного, передают радость. Обратите внимание, каждая строфа имеет свои гласные. Почему?
1 строфа-больше [и]-весна
2 строфа-больше [и], [ы]- потоки дождя
3 строфа- [о], [а]-эхо
IV. Чтение учащимися стихотворения по строфам.
Словарная работа.
Перлы- жемчужины, самородные шарики, образующиеся в раковинах, причисленные к драгоценным украшения, каменьям.
Гам – шум голосов и криков. 
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
-Какие чувства передает автор?
-Какими бы вы красками нарисовали это стихотворение?
Весна поднимает настроение. Пробуждается природа, хочется жить и радоваться.
V. Анализ стихотворения.
-Сейчас, ребята, давайте посмотрим, какими средствами, кроме подбора гласных, автор смог передать это настроение.
-Как вы думаете, какие два главных слова в стихотворении, вокруг которых все и действует? Это весна и гроза. Подберите понятия, которые к ним относятся. Эти слова контрастные, противоположные. Весна-это наше представление о тепле, солнце, нежности. Гроза- это грозная стихия, буйство природы.
Весна- весенний, голубой, молодые, люблю, золотит, смеясь, весело, солнце, ширь, гам, перлы.
Гроза- гром, ветер, раскаты, резвяся, грохочет, гремят, поток.
-В этих словах автор использовал звукоподражание. Какие звуки чаще повторяются в словах первого ряда? Звуки [с], [з], [л]. Эти звуки характеризуют явления светлые, яркие, сильные.
-А какой согласный повторяется в словах второго ряда? Звук [р]. Кто догадался, что обозначает этот звук? Да, явление мужественное, суровое, большое, сильное.
VI. Выразительное чтение стихотворения.
-Вот при чтении мы и должны показать прекрасное в жизни: радость, все ликует, приветствует весну. Люди о таком состоянии говорят: «Душа поет». Автор выразил это словом ЛЮБЛЮ.
- Еще хочу сказать вам о ритме стихотворения. Посмотрите на первые пять строк. В первых двух строго чередуются ударные и безударные слоги. Это создает ритм движения грозы. Читаем быстро, энергично, радостно, с воодушевлением. А следующие три строки представляют собой чередование трех безударных и одного ударного. Ритм замедляется, мы читаем плавно, медленно.
VII. Творческая работа учащихся (Можно в парах или группах).
- Назовите в стихотворении Силача, Принцессу, Ведьму. Обоснуйте свой выбор.
VIII. Итог урока.
Чему учились на уроке? Какой вывод для себя сделали? Как понять стихотворение?
-Путешествие на уроке подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски, вы как будто выпьете волшебный напиток т поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки. Слушайте и смотрите весну!
IX. Домашнее задание. Выучить наизусть, по желанию сделать рисунок.