Урок чтения Ф.И. Тютчев Весенняя гроза

Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический вкус.
Формировать УУД:
- Личностные: формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы.
Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, компьютер, проектор, презентация, аудиозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенний гром».
Ход урока
Оргмомент.
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Речевая разминка.
- Но для начала мы проведем речевую разминку.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?
- Посмотрите на 1 слайд и прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
(Е. Серова)
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
- С каким тоном будем читать первую строку?
- Вторую?
- А третью и четвертую строчки?
- Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
- Что нужно делать для того, чтобы научиться читать стихи. (- Нужно представлять то, о чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь)

Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения С. Есенина «С добрым утром» наизусть.
Представление иллюстраций к стихотворению.
Презентация книг С. Есенина, найденных учащимися в библиотеке.

Актуализация знаний.
(Звучит запись «Весна» П.И. Чайковского)

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
- Фёдор Иванович Тютчев (2 слайд, портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году? (- «Есть в осени первоначальной», «Весенние воды», «Зима недаром злится».)
- Слышали ли вы, как гремит гром?
- Какие чувства испытываете при приближении грозы?
- А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
- Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».
1. Словарная работа (3 слайд).
- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
 2. Первичное восприятие.
 - Я показываю вам образец чтения. Аудиозапись.
- Красиво написано?
- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?
3. Анализ произведения.
Чтение с заданием: найти “чудо”.
1. - Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
(Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.)
- Какая картина возникает перед вами?
(- Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.)

- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.)
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
-А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.
(4 слайд) Олицетворе
·ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое? (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.)
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
Знакомство с приемом звукописи.
- Как поэт помогает нам «услышать» грозу?
- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:
 Люблю грозу в начале мая,
 Когда весенний, первый гром,
 Как бы резвяся и играя,
 Грохочет в небе голубом.
- Итак, какой же звук я выделила? [p]
- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего грома. Погрохочем (р-р-р).
- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [p] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
(Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.)
Какие слова об этом говорят? (- Раскаты молодые.)
- А что значит молодые раскаты? (- Несильные, короткие)

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце)
- Какие картины вы себе представили?
(Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)

Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.
Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
- Получается? (нет)
- Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

(5 слайд) Мета
·фора ( «переносное значение») -перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.
– Какое чудо во 2-ой строфе? (- Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя - в золотые нити.)
3. Прочитаем третью строфу.
(С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам.)
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»? (Ручеек)
- Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

- Как вы догадались? {.....)
- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (Потоки)
- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
- Что значит "Гам лесной" (- Крики птиц, шум воды, шум листвы...)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснуся- (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянутся) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться)
4.  Чтение с заданием: найти глаголы.
- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).
 (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).
- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнулОт них и стихотворение становится энергичным, стремительным.
5. Настроение стихотворения.
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
 6. Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).
(Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.)
- Но иногда в строке бывает даже не одно, а несколько важных слов. Здесь и слово «люблю» - важное. Оно передает такое состояние, о котором в народе «Душа поет» (показать «Люблю грозу»).
- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
- Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
7. Выразительное чтение.
8. Работа в тетрадях.
- Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.
9. Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового?
(- В настоящих стихах обязательно происходит чудо – рождение образа)
- С каким поэтом познакомились? (-Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)
-Спасибо, ребята, за работу.
 10. Домашнее задание.
- Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть. Закончить рисунок.






15