Урок по литературному чтению на тему Фёдор Тютчев . Весенняя гроза (3 класс)
Урок по литературному чтению
в 3 классе
Тема: « Фёдор Тютчев. Весенняя гроза»
Составил: учитель начальных классов Тимохина Галина Васильевна
Цели : познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева « Весенняя гроза»; обучать правильному чтению стихов.
Планируемые результаты.
Предметные : научиться работать с текстом лирического произведения.
Метапредметные УУД.
*Познавательные : определять настроения лирического произведения; средства художественной выразительности текста и обосновывать своё мнение.
* Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремления высказываться, задавать вопросы.
*Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Личностные УУД.
Формирование умения видеть красоту поэтического слова; указывать на образные слова и выражения, которые использованы авторам для создания художественного образа; сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии.
Оборудование: сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет, толковый словарь Ожегова, аудиозапись « Чайковский. Приход весны », « Звуки природы», иллюстрации « Картины природы».
Ход урока.
Организационный момент.
-Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. По пути зайдём в мир звуков, мир цвета и красок. Проведём конкурс « Выразительное чтение».
- Чего вы ждёте от урока? Будет ли урок интересным? Какие задачи поставим перед собой?
-Желаю вам хорошего настроения, успехов, узнать что-то интересное.
2. Введение в тему.
( на доске запись « Поэзия весны»)
Работа со словарём.
-Прочитайте предложение. Что же обозначает слово ПОЭЗИЯ.
Это словесно-художественное творчество преимущественно стихотворное. В данном случае слово ПОЭЗИЯ ВЕСНЫ использовано в переносном значении.
-Каким словом можно заменить слово ПОЭЗИЯ в данном предложении?
ВЕСЕННЯЯ КРАСОТА.
ВЕСЕННЯЯ ПРЕЛЕСТЬ.
-Посмотрите значение слова в словаре Ожегова.
Это красота и прелесть чего-либо, возбуждающее чувства очарования.
-Запишите это слово в словарик.
Звучит музыка « Приход весны»
- Это поэзия звуков.
-Весна – это большой праздник природы, всё оживает, просыпается, всё умывается весенним дождём , и к этому празднику мы готовимся заранее, чтобы не пропустить этот важный момент.
Речевая гимнастика.
На доске: гром , грохочет, гремит, раскаты , гроза.
-Раше путешествие начинаем с речевой гимнастики. Встаньте.
1. Читаем с доски вслух, тихо.
2. Прочитайте громко, выделяя звуки г, гр, р.
- Почему я услышала раскаты грома? Докажите. Какой приём здесь использован?
Вывод. Аллитерация- это намеренное повторение одинаковых звуков и их сочетаний.
- Прочитайте эти слова с восклицательной интонацией.
Проверка домашнего задания.
- Разминка закончилась. Подойдите к доске, по своей цветовой гамме приступите к выразительному чтению стихотворения, которое вы выучили.
- Чья цветовая гамма наиболее близко отражает настроение стихотворения?
Работа по теме.
-Прослушайте стихотворение Ф. И. Тютчева « Весенняя гроза» в исполнении мастера слова ( грамзапись)
-Прочитайте стихотворение про себя.
-О чём это стихотворение?
-Какие непонятные слова встретились в тексте? Запишите их в тетрадь.
-Какую работу можно выполнить с этим стихотворением ? ( Определить вид рифмы, найти метафоры, олицетворение, эпитеты).
- Выполняйте работу.
- Найдите в тексте метафоры.
-В каком месте автор использует приём олицетворения?
- Во второй строфе очень неожиданный эпитет.
- Зимой , как правило, не бывает грома. Гром, как правило, рождается весной, он молод, резвится, играет.
-Какие звуки чаще всего повторяются в стихотворении? Какой приём использует автор?
-Обратите внимание на последнюю строку. О каких громах идёт речь?
Рассказ учителя.
- Оказывается, что Ф.И. Тютчев имеет в виду древнегреческих богов. Когда боги пируют, они пьют напиток бессмертия, здоровья- нектар. Однажды, дочь Зевса, Геба уронила огромный кубок с нектаром. Он с грохотом опрокинулся из рук Гебы и на земле сразу прогремел гром. Нектар, дождём, пролился на землю.
( Познакомить учащихся с четвёртой строфой, которая , обычно, не печатается в учебнике)
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Устная зарисовка.
-Представьте, что вы- художники.
- Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?
-У вас получился пейзаж. Что обозначает слово пейзаж? ( Пейзаж)
Рассматривание иллюстраций.
- Ваши ответы отличаются друг от друга, почему?
( Каждый человек передаёт в картине только своё настроение , своё видение.)
-Рассмотрите внимательно иллюстрации, выберите ту которая вам больше всего напоминает стихотворение Ф. Тютчева.
- Обоснуйте свой выбор.
-Послушайте поэзию самой природы ( грамзапись)
- Какое слово объединяет поэтов, композиторов, мастеров цвета и кисти? ( Художники)
- Что общего между ними? (передают красоту, прелесть природы, поэзию природы)
Выразительное чтение.
- Какие правила выразительного чтения вы знаете? ( выбрать интонационные средства, соответствующие содержанию текста и задаче - -тон , темп, логическое ударение, паузы)
Разбор первой строфы.
- Возьмите карашдаши, вместе разберём первую строфу. Я на доске, а вы в рабочих тетрадях.
-Остальное стихотворение разберите самостоятельно.
-Пользуясь своими разметками, потренируйтесь в выразительном чтении.
Конкурс чтецов.
-Внимание, внимание! Объявляется конкурс чтецов.
-Чьё выступление было выразительным?
Игра « Я начну, а ты продолжи»
- Дополните стихотворение.
Рефлексия.
Итог.
Оценка, отметки.
Домашнее задание.