Урок по литературе на тему Мцыри как романтический герой
Мцыри - романтический герой
(Урок литературы в 8 классе)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нижнеангарская средняя общеобразовательная школа № 1 »
Халбаева Елена Васильевна
Мир совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение.
Идея двоемирияЯ мало жил, и жил в плену.Таких две жизни за одну,Но только полную тревог,Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
Цели урока:
Образовательные:
- охарактеризовать образ Мцыри, используя средства раскрытия романтического героя, проникнуть в замысел автора;
Развивающие:
- развивать навыки работы с текстом, критическое мышление, навыки анализа лирического произведения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010, кластер «Признаки романтического произведения».
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день! Тема нашего сегодняшнего урока «Мцыри как романтический герой». Какую цель вы ставите сегодня на уроке? - Согласна, сегодня на уроке мы с вами выявим способы раскрытия образа главного героя поэмы, продолжим работу по развитию навыков анализа текста, характеристики героев, познакомимся с понятием романтизма как литературного направления, и я надеюсь, что каждый из вас на сегодняшнем занятии откроет для себя что-то новое в творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Проверка домашнего задания (работа с текстом учебной статьи «Начальное представление о романтизме»).
- Что вы знаете о художественном методе романтизм? – Когда и почему он появился? - Какими представлены романтический мир и герой в произведениях романтиков?
3. Актуализация знаний.
- Ребята, предлагаю вам познакомиться с кластером «Признаки романтического произведения» и самостоятельно в групповой работе развернуть кисть «Романтический герой».
1869440123190Использование символов
00Использование символов
4167726105382Создание своего мира мечты
00Создание своего мира мечты
-33271250717Неудовлетворенность действительностью
00Неудовлетворенность действительностью
264858527813000
349186529146500125730023304500
257746593069181356092710Признаки романтического произведения
00Признаки романтического произведения
18141401265665Романтический герой
00Романтический герой
257746581978500129730582042000-396323337019Приподнятый эмоциональный язык
00Приподнятый эмоциональный язык
3491865820862004008700408581Экзотическое место действия, пейзаж
00Экзотическое место действия, пейзаж
- Проверка групповой работы, совместное дополнение к кластеру «Признаки романтического произведения» (кисть «Романтический герой»).
-33271275427Сильная, цельная, исключительная личность
00Сильная, цельная, исключительная личность
395287527305Исключительные обстоятельства жизни
00Исключительные обстоятельства жизни
125730063500033800506654001814140133875Романтический герой
00Романтический герой
-332712173632Стремление к свободе, действию, борец
00Стремление к свободе, действию, борец
3881479383154Одиночество
00Одиночество
125594738315300338054738315300
4. Анализ поэмы «Мцыри». – Предлагаю вам, используя кисть «Романтический герой», «Приподнятый эмоциональный язык», «Пейзаж», охарактеризовать образ Мцыри и доказать, что он романтический герой. (Работа в группе в течение 15 минут в форме поиска ответов на вопросы по одной из «веточек» кисти «Романтический герой» кластера. Отвечая, используйте цитаты, комментарии к ним, делайте выводы).Задания группам: 1 группа - «Стремление к свободе», «Одиночество», «Исключительные обстоятельства жизни». Вопросы: 1. В чем заключаются исключительные обстоятельства жизни Мцыри? 2. Что не удовлетворяет Мцыри в его жизни? 3. Какова цель его побега? (гл. 3,4,8) 4. Что печалит Мцыри? (гл.24) 5. О чем последние мысли героя? Смирился ли он?(гл. 26)
2 группа - «Исключительная, сильная, цельная личность». Вопросы: 1. Какие черты характера проявились у Мцыри с детства? 2. Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить и узнать о себе. Что же это: а) какую радость принесло ему бегство из монастыря в ночной час? Какая гипербола передает это и как?(гл. 8); б) встреча с грузинкой … (гл. 14, 15); в) в бою с барсом он познал…( гл.16, 17, 18) 3. Что значит для него «жить»?
3 группа - «Экзотический пейзаж и место действия». Вопросы: 1. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Почему местом действия выбран Кавказ? 2. Каким вы видите героя через пейзажные зарисовки: гл.6, 7 – что навеял пейзаж?; гл. 11 – какие пейзажные картины нарисованы?; гл. 15 – как показана ночь, какое сравнение использует автор?; гл. 21 – о чем говорит сравнение с цветком?; гл. 23 – о чем поет рыбка перед смертью? 3. Нашел ли Мцыри ответ на вопрос: «Прекрасна ли земля?» Зачем живет человек на земле?
3 группа - «Авторский замысел». Вопросы: 1. Каков был замысел М.Ю. Лермонтова, написавшего поэму «Мцыри» о смысле существования человека? 2. Поэма «Мцыри» появилась в 30-ые годы, годы реакции в России. Что и кому своей поэмой хотел сказать поэт?
- Заслушиваем ответы групп. Делаем записи в тетрадях. Оцениваем ответы учащихся.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Почему М.Ю. Лермонтов использовал для написания поэмы «Мцыри» художественный метод романтизм? Как это его характеризует? - Творческое задание: составление синквейна по теме «Мцыри» индивидуально или в группе.
6. Домашнее задание. - Выучить наизусть отрывок из поэмы «Мцыри» (гл. 2, 17, 18 – на выбор). – Читать комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя. – Подготовить презентацию по теме «Биография Н.В. Гоголя» (индивидуально).