Правовое воспитание школьников 2015-2016 уч.год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ШЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» ЧР
МБОУ «НОВОЩЕДРИНСКАЯ СОШ»
_____________________________________________________________________________
366111, ЧР, Шелковской муниципальный район, ст. Ново-Щедринская, ул. Ленина, 57 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тел.8(928)-642-89-07
Информация о работе
по профилактике безнадзорности и правонарушений за 2015-2016 уч.год
«Воспитывать человека, подчеркивал А.С. Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».
Построение правового государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности.
И поэтому для правового воспитания в своей работе с классом я определила задачи:
формирование сознательного отношения личности к своим правам и обязанностям;
своевременная профилактика правонарушений;
организовать психологическое обследование у школьного психолога и оказание ему необходимой психологической помощи.
Право представляет собой совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах, постановлениях государственных органов и регулирующих взаимоотношения людей юридическими лицами и гражданами конкретного государства. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
Только в условиях сочетания правовых и нравственных норм и правил поведения народ становится законопослушным, дисциплинированным и исполнительным.
Мы должны воспитать поколение людей, способных стать достойными гражданами РФ, любящих свою семью, свой дом, свое дело, свое Отечество, готовых к нравственному поведению и выполнению гражданских обязанностей.
В правовых документах прописаны важнейшие задачи воспитания, заключающиеся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
В соответствии с Федеральным законом « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» МБОУ «Новощедринская СОШ» осуществляет меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Правовую основу деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иные Федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Чеченской Республики.
Работу по выявлению проблемных детей начинает классный руководитель с семьи. В начале учебного года классные руководители посещают семьи, знакомятся с домашним микроклиматом, выясняют родительский стиль воспитания, есть ли у ребёнка в доме личное пространство, обязанности, взаимоотношения между членами семьи. Устанавливается доверительный контакт, так как очень важно, чтобы родитель доверял наставнику своего ребёнка. Проводится мониторинг количества детей и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого – педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного. Первый этап диагностики – это общее изучение личности всех учащихся. Для этой цели в конце прошлого учебного года социальным педагогом Даутовой Ш.Б. и педагогом – психологом Сулеймановой М.Л. применена педагогическая методика, разработанная и утвержденная министерством образования Российской Федерации. Проведено анкетирование, опрошено 258 человек, что составляет 53 % от общего числа учащихся школы.
Достоверность данных показателей в этом учебном году дополнена наблюдениями, беседами, с самим учащимся, учителями – предметниками, родителями, одноклассниками. Для уточнения данных в мае 2016 года планируется провести повторное анкетирование учащихся показавших тревожные результаты.
Для профилактики подростковых девиаций в 2015 - 2016 учебном году принята программа «Трудные дети». Реализация намеченных мероприятий по программе существенно повысит уровень развития воспитания детей, приведет к снижению роста негативных явлений в детской среде, будет способствовать духовно- нравственному оздоровлению социума.
В настоящее время резко возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление. Задача педагога – предоставить возможность каждому школьнику получить объективную информацию о правах и ответственности несовершеннолетних в современном мире.
Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.
Процесс правового воспитания школьников начинается с начальной школы, но более остро подросток ощущает потребность в освоении правовых и этических норм поведения в 12-14-летнем возрасте. Поэтому необходимо знакомить учащихся с конкретными материалами: извлечения из Конституции Республики Казахстан, Уголовно-процессуального Кодекса РК, Кодекса об административных нарушениях, Семейного кодекса РК, через всевозможные беседы, беседы-размышления, ситуативные практикумы, диспуты и т.д. Анализ извлечений из этих юридических документов, позволит учащимся не только узнать нормы международного и отечественного права в отношении несовершеннолетних, но и на практике убедиться в исполнении законодательства в настоящее время. Всё это призвано убедить учащихся в неминуемом наказании за проступки или преступления.
Также необходимо уделять особое внимание профилактике подросткового курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании; приводить варианты ответов (в форме рекомендаций) на жизненно важные вопросы: «Как уберечься от грабежа, карманной кражи или уличного обмана? Как защитить себя от нападения преступника? Как избежать ограбления квартиры?». Воспитание правовой культуры учащихся осуществляется через систему воспитательных мероприятий школы. Прежде всего, хотелось бы отметить роль еженедельных правовых всеобучей, разноплановый тематический материал которых направлен на предупреждение правонарушений со стороны учащихся, разъяснение их прав и обязанностей, воспитание правовой культуры. В нашей школе ежемесячно проводятся занятия правового всеобуча ,где рассматриваются такие темы:
Устав школы. Права и обязанности учащихся.
Уголовное наказание несовершенолетних
«Конституционные права и обязанности»
Права детей – забота государства. Закон « О правах ребенка в РФ».
Административные правонарушения и подросток.
Опасность вредных привычек. Преимущества здорового образа жизни.
«От безответственности до преступления один шаг»
«Наркомания - знак беды. Насвай последствия употребления»
«Терроризм – проблема всего мира». Действия предупредительного характера при угрозе террористического акта.
«От конфликта к примирению»
Групповая дискуссия «На что я имею право».
Конфликтные ситуации, способ их регулирования
Ответственность за ложный телефонный звонок о заложенной бомбе
Правоспособность граждан
Закон и правопорядок
Беседа инспектора школы с подростками.
Лучший знаток прав и обязанностей школьника
Подобные правовые всеобучи прививают детям навыки правильного поведения в каких-либо конфликтных ситуациях. Неприятных происшествий, которые могут произойти с подростком, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, например, если тебя задержала полиция, но, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом.
Мы хотим, чтобы в будущем вырос человек – созидатель, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину. И здесь неоценима роль классного руководителя и поэтому была создана воспитательная система класса, которая активно реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы и по правовому направлению: серия классных часов «Классный час «Единые требования к учащимся школы»», ««Техника безопасности учащихся – инструктаж на период осенних каникул», ««Пожелаем друг другу добра», анкетирование, профилактические беседы школьного инспектора ГДН, встречи с работниками юстиции. Целью таких классных часов является закрепление на практике четкого знания и умения использования на практике прав и свобод граждан РФ, знания политической системы РФ, основных правовых документов; развивать умение цивилизованного общения, ораторского мастерства.
С целью совершенствования работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, активизации работы органов школьного самоуправления, защиты их прав и интересов несовершеннолетних в школе создан Совет профилактики правонарушений. Совет профилактики является структурным подразделением школы и действует на основании Положения о Совете профилактики школы.
На профилактическом внутришкольном учете состояло 12 учащихся, что составило около 2% от общего количества учеников в школе. Решением педсовета №6 от 19.05.2016 г. эти дети сняты с учета.
На каждого подучетника социальным педагогом Даутовой Ш.Б. заведено личное дело. В него вложено: справка о постановке учащегося на учет; если учащийся поставлен на внутришкольный учет, то вложена выписка из протокола Совета профилактики. Также имеется карточка учета с указанием ФИО ученика, даты рождения, места рождения, места проживания, данных о родителях, информация о виде учета. В дело помещен план индивидуальной работы на 2015-2016 учебный год, характеристика классного руководителя, справки- подтверждения о занятости учащегося во внеурочное время, ведомости текущих и четвертных оценок, лист индивидуальной работы с учащимися, акты обследования бытовых условий, грамоты, личные достижения.
Также социальным педагогом Даутовой Ш.Б. составляется мониторинг выявленных в вечернее время по месяцам и за год по форме: класс, количество детей, классный руководитель и количество нарушивших.
На территории школы заместителем директора по воспитательной работе, дежурным учителем, социальным педагогом Даутовой Ш.Б., педагогом-организатором ДНРиВ Акберновым З.М. регулярно проводятся рейды «Школа без табака».
Важным направлением профилактической работы является организация внеурочной занятости несовершеннолетних.
За каждым подростком, состоящим на профилактическом учете закреплены наставники – это классный руководитель ученика и соц.педагог. Наставники хорошо осведомлены о жизни подростка, знают все его проблемы. Социальный педагог, учителя наставники систематически наблюдают за детьми, организуют профилактические рейды в семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Педагог-психолог Сулейманова М.Л. проводит индивидуальную работу с учащимися, состоящими на учете, анализирует проводимые с ними анкеты, дает рекомендации педагогическому коллективу по работе с конкретной семьей или подростком. Отчет о работе психолога с учащимися регулярно заслушивается на совещаниях.
Регулярно перед наступлением каникул составляется и утверждается план мероприятий школы по организации работы в каникулярное время с детьми, нуждающимися в социальной поддержке государства. Проводится предварительный мониторинг занятости несовершеннолетних во время каникул, выявляется предполагаемая занятость. Все дети перед наступлением каникулярного времени посещены на дому классными руководителями. В ходе посещения, составлен акт посещения, где отражены материально-бытовые условия проживания в семье, проведены беседы с родителями, розданы родителям памятки по соблюдению ФЗ 120.
Учащиеся, состоящие на профилактическом учете, не принимают участия в конкурсах и общественной жизни школы.
Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости организации систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать у учащихся современное правовое мышление, помочь новому поколению казахстанской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.
Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньший шанс нарушить закон, понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких. Любой человек должен научиться быть уверенным в себе, находя выход из трудного положения, и задача классного руководителя направить и подсказать подросткам правильные пути решения запутанных ситуаций.
Моя душа и мысли – это тайнаЯ их открываю только БогуВолнения, сердечную тревогуТаю в себе от зрителей случайных.В моей душе весь мир и целый космос,Соприкоснуться с ней не так-то просто.И лишь тому, кому я доверяюОткинуть я завесу позволяю.Да, тайна личной жизни – это свято.Никто не вправе вторгнуться туда,Где прошлое таится без возврата,Где с бытом уживается мечта.Чужую жизнь и ты не разрушай,И тайну личной жизни уважай!
Зам.дир. по ВР Джабраилова Э.А.
Профилактические беседы с «трудными подростками»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715
Рисунок 115