Статья Правовое воспитание школьников


«Правовое воспитание школьников»
Рослик Оксана Леонидовна,
Учитель начальных классов
ГУ «Средняя школа № 11 отдела
образования акимата города Костаная»
Современное общественное развитие Казахстана остро поставило задачу духовного возрождения нации. Казахстан стал независимым, суверенным государством со своей государственной и правовой системой. В Конституции государства поставлена цель, построить правовое государство, демократичное общество, утвердить гражданский мир и национальное согласие, представить гарантию прав и свобод человека. Думается, что в решении поставленных целей большое значение имеет ознакомление с принципами правовой системы, принимаемыми в обществе законами уже с детского возраста.
Правовое воспитание в нашей школе представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру. 
Человек с малых лет начинает осознавать правовые явления. Подрастающий ребенок первые правовые уроки берет у родителей, глядя на их поведение, слушая их слова. А затем правовые знания ребенок получает в школе не столько в результате обучения праву, сколько в процессе обучающей и воспитывающей деятельности. 
В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов проблема правового воспитания приобретает актуальность. Учителя нашей школы представляют правовое поведение не как реальность, а как возможность, реализующуюся в будущих действиях ученика. 
Формирование основ правового сознания детей возможно через формирование трех его компонентов: • информационно-познавательного – знание детей о правах и обязанностях; • эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения правовых норм. • поведенческо-деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умения реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности. 
Для достижения данных целей и задач, развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения занятий я использую игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания.
В своей практике я использую игры нескольких типов: интеллектуально-творческие игры, деловые игры, комплексные игры, а именно:• флеш-игры – собрать пазлы по мотивам литературных произведений («Золушка», «Два брата», «Красная шапочка»); • просмотр мультипликационных фильмов, с дальнейшим его анализам («Смешарики», «Незнайка и его друзья», «Фантазёры») • оформление тематических стендов как для детей, так и родителей; • использование пословиц и поговорок.
Практика проводимых занятий и мой опыт показывает, что игра необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления о правах, приобретаются новые знания, навыки, формируется положительный климат на занятии, повышается интерес к изучению основных прав человека. 
Построенные мною в игровой форме занятия позволяют детям в легкой и доступной форме приобретать знания по правам человека и ребенка в частности, основные навыки защиты прав, учатся преодолевать трудности на пути осуществления своих прав. 
Не стоит забывать, что ребёнок, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не будет пополнять ряды правонарушителей.