Доклад на тему: Нравственно — правовое воспитание младших школьников


Нравственно- правовое воспитание младших школьников
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
 но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими
 – это в нашей власти».Плутарх
Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Необходимость нравственно-правового воспитания младших школьников объясняется тем, что именно в этот период дети получают много новой информации, знакомятся с понятиями, но отношение к ним ещё не сформировалось.
Нравственно-правовое воспитание младших школьников является базой для дальнейшего совершенствования в этом вопросе. Дети 7-9 лет получают массу новой информации, начинают обретать первую самостоятельность, общаются в больших коллективах. Для правильного формирования личности и становления адекватного отношения к себе и другим людям, необходимо помочь детям разобраться в основных нравственных и правовых понятиях. Правовые основы – это первые знания о законодательстве нашей страны. Детям необходимо познакомиться с информацией о правах человека. Нравственно-правовое воспитание включает еще и моральные аспекты. Мораль и закон взаимосвязаны. Законы изложены в кодексах государства и являются обязательными для исполнения. Мораль – это тоже законы, но их поддерживает не столько государство, сколько само общество и его традиции. Гуманистические подходы к обучению в младших классах закладывают фундамент нравственно-правового воспитания. Первостепенную роль играют личности учителей и воспитателей. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности. Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.  С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое воспитание. Правовое воспитание способствует формированию правовой культуры личности. Ознакомление младших школьников с правами ребёнка, с основами конституционного строя России, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности - важнейшие задачи нашей  школы.
В нашей школе нескольких лет работает кружок «Я – маленький патриот». Специфика работы с учащимися начальной школы особенная. Необходимо иметь в виду и те препятствия, с которыми неизбежно сталкивается учитель: трудность восприятия младшими школьниками юридических терминов и понятий в силу недостаточного развития абстрактного мышления, невозможность в связи с этим работать с текстом первоисточников, необходимость "переводить" их на язык, понятный детям.Поэтому вопрос о строгом отборе правовой информации для младших школьников и ее адаптации первостепенный. Учителю начальных классов следует учитывать, что правовое образование в этих классах не может носить самостоятельного характера, оно является органическим продолжением нравственного воспитания, важная задача которого - приобщение личности к гуманистическим этическим нормам, формирование ее гуманистических ориентаций.Если с учащимися среднего и старшего звена проводятся лекции, беседы, диспуты, то для младших школьников наиболее подходят игровые формы. При знакомстве ребят с государственными символами России провожу игру- путешествие. На таких занятиях рассматриваем репродукции произведений известных художников – пейзажистов, фотографии с изображение достопримечательностей крупных городов России, рассматриваем архитектурные ансамбли, исторические памятники. Воспитательное значение такой игры трудно переоценить, ибо она не только развивает познавательный интерес, но и способствует возникновению ощущения связи с историей Отчизны, одновременно закрепляются знания и умения в области правовых норм.
При разговоре о правах человека предлагаю игру «Запрещающие и разрешающие знаки  поведения». Для организации игры изготавливаю серию картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека: высказывание собственного мнения, жестокое обращение с детьми, завладение чужим имуществом. Дети отбирают положительные модели поведения.
Предлагаем задания творческого характера. Дети совместно с родителями работали над проектом о себе и своей семье «Я и моя семья». В работах дети записывали имя, домашний адрес, рисовали  любимую игрушку, портреты  близких, записывали интересные истории из жизни семьи.
Проводим  исследовательскую работу, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков, сказок, сочинений.
 В этом учебном году целый ряд мероприятий посвящен знакомству детей с таким понятием, как избирательное право. Работа проходила под девизом «Право есть и у меня».
Избирательное право – одна из тех правовых тем, которые на первый взгляд не могут быть интересны младшему школьнику. Выбирать депутатов или Президента они еще не могут, избираться тем более. Однако практика подтверждает другое. Дети с большим удовольствием интересуются и принимают участие в деловых играх «Выборы актива класса », благодаря такой игре дети успешно усваивают модель нравственно- правового поведения. В «Выборах» принимает участие каждый ученик класса, ребята вместе с классными руководителями выбирают актив класса, представителя в Совет школы, знакомятся со своими правами и обязанностями. Младшие школьники на практике почувствовали себя гражданами демократического общества. Через свое участие в системе демократического управления классом, школой учащиеся не только узнали, как трудно быть демократом, но и начали понимать, с какими сложностями сопряжено демократическое управление любыми крупными и разнородными группами людей. Они постигали те преимущества, которые несет демократия по сравнению с другими формами управления.Принимая участие в жизни своей школы,  они учатся понимать долг и ответственность граждан демократического общества. Если школьнику гарантирована свобода мысли, слова, собраний ему труднее смириться с отсутствием таких прав и свобод во взрослой жизни.
Эта игра в политику, несомненно, поможет ребятам в будущем, по достижении совершеннолетия, с полной ответственностью использовать свое избирательное право. Вся система работы нашей школы направлена на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе решают важнейшую задачу воспитания настоящих граждан своей страны. Ведь знания, полученные на занятиях, приумножают уверенность в себе, одновременно учат уважать и ценить то, что построено  отцами и дедами, уважать их труд, веру, опыт. Тем самым воспитываются патриоты, сохраняется преемственность поколений, приумножаются, а не отрицаются прошлые достижения страны.
На протяжении многих лет школьники посещают ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, оказывают им посильную помощь.
Критерии правовой воспитанности школьников неразрывно связаны с нравственными. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателем хорошей работы. Среди других показателей такие, как знание детьми правового минимума, отсутствие правонарушений. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского, трудового и нравственного воспитания.